• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Цифровая грамотность

Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Максимова Дарья Максимовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» специально для студентов образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» и направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для работы с геоданными и создания геовизуализаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в географической области знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
  • Конвертировать файл из одного формата в другой
  • Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
  • Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в географии
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
  • Основы работы с данными: данные, большие данные, машинное обучение
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Доступ к данным. Этические вопросы и лицензии. Открытые данные. Большие данные. Сравнение подходов анализа в доцифровую эпоху и нынешнюю (data-driven и question-driven). Работа с данными: машинное обучение. Работа с данными: нейронные сети и искусственный интеллект (что это такое)
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
  • Интернет и поиск
    Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
  • Базовые текстовые технологии
    Знакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
  • Подготовка презентаций: инструменты и использование
    Знакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
  • Академическая грамотность. Написание исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Работа с табличными данными
    Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
  • Геоинформационные системы и пространственная визуализация
    Основы картографии. Проекции и их отличия. Системы координат. Геоинформационные системы: Kepler, QGIS.
  • Структуры и модели данных
    Машиночитаемые данные. Реляционные базы данных.
  • Юридические аспекты информационных технологий
    Правовая защита персональных данных. Правовой режим контента в сети Интернет. Правовые вызовы развития искусственного интеллекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за онлайн курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля
  • неблокирующий Проект
    Критерии для проекта «сравнение и анализ датасетов»: использование нескольких датасетов — по 1 баллу за каждый датасет (max. 3) уместное использование различных видов диаграмм — по 1,5 балла за каждые 2 вида (max. 3) использование различных типов признаков для анализа — по 0,5 балла за каждый тип (целочисленные, категориальные и т.п.) (max. 2) общая аккуратность и оформление презентации (max. 2) бонусный +1 балл: feature engineering, создание нового признака на основе существующих в датасетах Критерии для проекта «пространственная визуализация в QGIS»: сложность работы, количество слоёв разных типов (max. 3) уровень детализированности визуализации (max. 3) работа с данными, сложность предобработки (max. 2) общая аккуратность и оформление презентации (max. 2)
  • неблокирующий Подготовка проекта
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ (https://online.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы (https://lms.demo.examus.net/syscheck_st). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Домашние задания + 0.2 * Оценка за онлайн курс + 0.2 * Подготовка проекта + 0.2 * Проект + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761