• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке

Статус: Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Левинсон Кирилл Алексеевич
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана познакомить студентов – в особенности тех, кто в бакалавриате обучался не на исторических и страноведческих специальностях, – с различными политическими и социальными моделями, провозглашенными и реализованными в странах немецкоязычного ареала в ХХ столетии. В лекциях описываются, анализируются и объясняются такие процессы, как революционные переходы от Германской и Австро-Венгерской империй к Веймарской и первой Австрийской республикам – хрупким и незрелым демократиям, не выдержавшим испытания на прочность и мутировавшим в диктатуры; от Третьего рейха к двум новым немецким государствам с новыми политическими системами, функционирование которых обеспечивалось в огромной мере присутствием оккупационных сил стран-победительниц; от полувекового разделения – к воссоединенной Германии, добивающейся лидерства в Евросоюзе; от «красной» Австрии – к стране, едва не оказавшейся под властью крайне правых. Параллельно рассматриваются принципиально иные варианты исторических судеб немецкоязычных народов, реализованные в небольших, но экономически и/или политически вполне успешных государственных проектах – кантонах Швейцарской конфедерации, Люксембурге и Лихтенштейне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть понятийным аппаратом политической, социальной и культурной истории и знанием основных процессов и явлений в странах немецкоязычного ареала в ХХ в.
  • Сформировать профессиональные навыки поиска и интерпретации текстуальных и изобразительных источников, отражающих различные формы и этапы «немецкого пути» как политико-идеологической концепции и реальной политической модели, а также корректного истолкования и использования полученных результатов в самостоятельном исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет и комментирует релевантную информацию в источниках и специальной литературе.
  • Дает определение ключевым понятиям изучаемого курса
  • Использует результаты самостоятельного исследования источников в реконструкции исторических процессов и событий.
  • Знает основные этапы истории немецкоязычных стран в ХХ веке.
  • Объясняет характер и причины различий в немецкой идентичности жителей различных стран.
  • Характеризует важнейшие особенности политических систем немецкоязычных стран и их эволюции на протяжении изучаемого периода
  • Характеризует важнейшие социальные и культурные особенности немецкоязычных стран и их эволюции на протяжении изучаемого периода
  • Характеризует основные параметры экономической истории немецкоязычных стран в ХХ в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Немецкие кантоны Швейцарии, Люксембург и Лихтенштейн
    Рассматриваются наименее известные за рубежом, хотя и наиболее давно существующие государственные образования, созданные немцами, но не входящие в состав Германии: немецкоязычные кантоны в рамках Швейцарской конфедерации, Великое герцогство Люксембург и Княжество Лихтенштейн. Прослеживаются исторические судьбы Швейцарии, Люксембурга и Лихтенштейна в ХХ в., в особенности в годы Первой и Второй мировых войн. В сравнительной перспективе описывается политическое устройство этих государств, их экономические, социальные и культурные особенности, в частности – национальная идеология и то место, которое занимает в ней немецкая идентичность. Рассматриваются различные позиции трех стран в отношении европейской интеграции, ЕЭС, ЕС и Шенгенского соглашения, НАТО и других международных ассоциаций, а также иммиграционная политика. Раскрываются понятия «нейтралитет», «налоговый рай», «Бенилюкс».
  • Германская и Австро-Венгерская империи в первые десятилетия ХХ в.
    Рассматриваются в сравнительной перспективе идеологические модели, политические и социально-культурные особенности двух империй. Анализируется семантика понятия «deutsch» применительно к каждой из этих стран. Дается очерк истории участия обеих империй в политических и военных событиях начала столетия, а также революций, приведших к их исчезновению.
  • Немцы за пределами немецких государств в ХХ в.
    Анализируется функционирование и самосознание общин этнических немцев, исторически проживающих вне германской государственной территории: немецких переселенцев в США, немецких колонистов в Африке, прибалтийских и поволжских немцев в России/СССР, трансильванских саксонцев, судетских немцев, силезцев и других групп. Сравнивается их идентификация, культурные особенности, взаимоотношения с государствами и их идеологией, историческая судьба на протяжении ХХ в.: интеграция, ассимиляция, репрессии, насильственная и добровольная репатриация, «ни тут, ни там».
  • Межвоенный период: Веймарская республика и Первая Австрийская республика.
    Раскрывается суть понятий «Веймарский период», «республика без республиканцев», «красная Вена», «аншлюс». Описываются идейно-политические коллизии, последовавшие за переходом к республиканскому строю. Анализируются черты сходства и различия между германским и австрийским вариантами развития по демократическому пути и переходом на путь диктатуры.
  • Третий рейх и оккупированные им территории Европы.
    Раскрывается эклектический и непостоянный характер национал-социалистической идеологии, раскрываются понятия «народная общность», «жизненное пространство», «принцип вождества», «аризация» и др. Анализируются техники завоевания популярности, поддержания гегемонии и идейно-политической мобилизации, применявшиеся нацистами. Дается краткий очерк социально-политической ситуации в гитлеровском государстве, развязанной им войны, управления захваченными территориями, идейно-пропагандистского сопровождения политики нацистского режима, а также его крах и осуждение нацистских преступников. Рассматриваются исследовательские теоретические концепты «тоталитаризм», «авторитаризм», «государство фюрера», «государство СС».
  • Оккупационные зоны после 1945 г.
    В сравнительной перспективе описывается политика демонтажа нацистского режима в американской, британской, французской и советской оккупационных зонах, денацификация, демилитаризация, демократизация. Рассматривается формирование в оккупированных немецких землях новых политических систем на новых идеологических основаниях.
  • Федеративная Республика Германии, Западный Берлин и Австрия
    Дается очерк политической и социальной истории «Боннской республики», ее конкуренции с ГДР за право выступать единственным законным представителем немецкого народа, описывается экономическая политика Людвига Эрхарда и Конрада Аденауэра, «восточная политика» Вилли Брандта, взаимоотношения ФРГ с США и НАТО, с другими странами Европы, роль Западной Германии в объединении Европы и создании ЕЭС, ЕС и других интеграционных институтов, а также политика западногерманского правительства в области признания преступлений нацистского режима и компенсаций для их жертв. В сравнительной перспективе описываются политические, экономические и культурные особенности Западного Берлина, а также второй Австрийской республики: Прослеживается история оккупации австрийских земель странами антигитлеровской коалиции, образование второй Австрийской республики и ее политический ландшафт, особенности отношения к историческому прошлому в послевоенной Австрии. Отдельное внимание уделяется превращению Германии и Австрии в страны иммиграции. Анализируются такие понятия и явления, как «германское экономическое чудо», «демократия достатка», «преодоление прошлого», «люди 68 года», «изгнанные», «восточные договоры», «народ-преступник и народ-жертва», «социальная рыночная экономика», «правовое государство».
  • Германская Демократическая Республика
    Рассматривается процесс превращения советской оккупационной зоны в отдельное немецкое государство, роль советского правительства и германских коммунистов в его создании, партийно-политическая система ГДР, идейная легитимация режима и практики господства, использовавшиеся СЕПГ, экономическая и социальная политика восточногерманского государства. Анализируются знаковые события и явления в истории страны – восстание июня 1953 г., Берлинская стена, диссидентство, движение за демократизацию и воссоединение, крах социалистического режима и слияние ГДР с ФРГ. Анализируются черты преемственности и разрыва между предшествующей историей Германии и социалистическим немецким государством.
  • Объединенная Германия
    Прослеживается идеологическая, дипломатическая и политическая история воссоединения Германии на рубеже 80–90-х гг. ХХ века, разбираются аргументы, выдвигавшиеся за и против этого воссоединения. Анализируются последствия слияния ГДР с ФРГ в политической, экономической, административно-правовой, социальной и культурной сферах. Дается характеристика германского общества конца ХХ – начала ХXI вв. как полиэтничного, мультикультурного, либерального социального организма, а также проблем, с которыми связано функционирование такой модели. Анализируются демографические особенности современного германского общества и их последствия. Описывается внешнеполитическая позиция объединенной Германии в Европе и мире, дискуссия об участии германских воинских контингентов в зарубежных операциях. Раскрывается суть понятий «весси и осси», «налог солидарности», «остальгия», «страна иммиграции».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
  • неблокирующий Реферат
    Небольшое самостоятельное письменное исследование по теме, выбираемой совместно с преподавателем, ведущим курс. Объем – от 18 до 25 тысяч знаков. Тема формулируется (в том числе хронологически и географически) автором по согласованию с преподавателем. Источники определяются совместно авторами рефератов и преподавателем. Все источники должны быть на языке оригинала. Поиск и освоение научной и справочной литературы по теме осуществляется авторами рефератов полностью самостоятельно. Обязательно использование литературы не только на русском, но и на немецком и английском языках.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Реферат + 0.5 * Участие в дискуссии на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Родин О. Ф. - ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 398с. - ISBN: 978-5-534-07593-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-germanii-453294

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakob Tanner. (2015). Geschichte der Schweiz im 20. Jahrhundert: Vol. 1. Auflage. C.H.Beck.
  • Péporté, P. (2010). Inventing Luxembourg : Representations of the Past, Space and Language From the Nineteenth to the Twenty-first Century. Brill.
  • АЛЛЕНОВ С.Г. (2012). О книге А. А. Галкина «Германский фашизм» и ее эпохе. Журнал Политической Философии и Социологии Политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз», 3 (66).
  • ПАРДОН ИНГЕБОРГ. (2015). Объединение Германии глазами немецкого историка (по личным воспоминаниям выпускницы исторического факультета ЛГУ).
  • Послевоенная история Германии : рос. - нем. опыт и перспективы: материалы конф. рос. и нем. историков , Москва, 28-30 окт. 2005 г., , 2007
  • Фадеева, Т. (2012). 2012.01.036. Меллер Х. Веймарская Республика: Опыт Одной Незавершенной Демократии / Пер. С Нем. Доронина А.В. - М.: Росспэн, 2010. - 311 С. - (История Соседей).