• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Практический курс второго иностранного языка (японский язык)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Гараева Эльвира Ильдаровна, Коняхина Дарья Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 15
Контактные часы: 214

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дисциплины «Практический курс второго иностранного языка» (японский язык) рассчитан на студентов, приступивших к изучению японского языка с нуля. В рамках курса студент познакомится с азами лексико-грамматического материала, что позволит осуществлять общение и решать коммуника-тивные задачи на базовом бытовом уровне в самых необходимых ситуациях. Также данный курс имеет своей целью ознакомить слушателей с необходимыми минимальными знаниями по истории и культуре страны изучаемого языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня N4 (Japanese Language Pro-ficiency Test), достаточного для понимания общего содержания несложных или адаптированных слож-ных письменных текстов и устных диалогических и монологических высказываний на абстрактные и конкретные темы из повседневной жизни, для спонтанного общения с носителями языка на повсе-дневные темы, для подготовки и изложения письменного доклада или устного сообщения на различ-ные темы с высказыванием собственной точки зрения. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
  • знать языковые и культурные особенности изучаемого языка
  • уметь работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из раз-личных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • уметь работать в команде
  • уметь понимать содержание несложных текстов на абстрактные и конкретные темы
  • уметь переводить тексты уровня N4
  • владеть навыками обработки русскоязычных и иноязычных текстов с учетом поставленных задач для практического использования
  • уметь понимать содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты
  • уметь грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
  • владеть быстрой разговорной речью, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон
  • владеть организацией процессов по формализации лингвистического материала в соответствии с поставленными задачами
  • владеть использованием текстов на иностранном и родном языке для различных целей обучения и контроля
  • владеть обработкой русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях
  • уметь работать с информацией: находить, оце-нивать и использовать информацию из различ-ных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • уметь гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие сведения о японском языке
    Общие сведения о японском языке. Грамматический строй японского языка. Лексика японского языка. Японская письменность. Фонетика. Звуки японского языка. Передача на письме звуков японского языка. Письменность. Слоговая азбука хирагана, слоговая азбука катакана. Параллельное функционирование разных видов письменности. Лексика. Существительные (окружающие нас предметы, явления природы). Качественные прилагательные. Грамматика. Определительные конструкции с показателем родительного падежа НО и соединительные конструкции с показателем ТО. Определительные конструкции «прилагательное + существительное».
  • Общие сведения о строе предложения в японском языке.
    Фонетика. Звуки в заимствованных словах. Письменность. Иероглифика. Изображение на письме звуков в заимствованных словах. Лексика, иероглифика. Личные, указательные, определительные место-имения. Знакомство. Грамматика. Простое не-распространённое предложение с именным сказуемым (утвердительное, отрицательное, вопросительное). Уровни вежливости. Связка ДЭС. Три плана указательных местоимений. Значения показателя НО. Конструкции со значением притяжательных местоимений. Прилагательные в позиции определения; утвердительная и отрицательная форма прилагательных.
  • Общие сведения о глаголах в японском языке.
    Лексика, иероглифика. Качества. Степень. Действия. Глаголы движения. Грамматика. Два класса прилагательных. Прилагательные в позиции сказуемого. Наречия степени. Глаголы. Спряжение глаголов. Настоящее и прошедшее время глаголов. Глагол в позиции сказуемого. Дополнение в винительном, творительном и дательном падеже (показатели –О, -ДЭ, -НИ). Частица МО.
  • В кафе. Мой день. Лексика, иероглифика.
    Японские и китайские по происхождению числи-тельные. Счётные суффиксы. Обозначение количества и стоимости. Система счёта. Обозначение времени. Грамматика. Употребление числительных в предложении. Приблизительное количество. Собирательное значение. Порядковые числительные. Прошедшее время именных сказуемых. Исходный и предельный падежи. Падежи цели и направления.
  • Праздники в Японии. Моя семья. Времена года.
    Лексика, иероглифика. Даты. Реалии, связанные с сезонными праздниками. Термины родства. Внешность. Возраст людей. Сезоны, погодные явления, географические понятия. Грамматика. Тематические члены предложения. Именительный падеж в конструкциях «я люблю», «я умею», в конструкциях описания. Срединные формы прилагательных и именных сказуемых. Приглашение к совместному действию. Конструкция причины. Конструкция «или». Конструкции сравнения со значением «больше», «самый», «не настолько». Нераспространённое определительное придаточное со сказуемым-прилагательным. Изменение признака (конструкция –НИ НАРУ).
  • Моя комната. День студента.
    Лексика, иероглифика. Глаголы бытия («быть», «существовать», «иметься», «находиться»). Отымённые послелоги «перед», «позади», «над», «под», «внутри», «между», «слева», «справа» и др. Дни недели. Домашнее хозяйство. Грамматика. Глаголы АРУ, ИРУ с показателем дательного падежа –НИ. Отымённые послелоги (конструкция –НО МАЭ-НИ). Деепричастная форма глагола.
  • Визит. Одежда
    Лексика, иероглифика. Виды транспорта. Глаголы, обозначающие движение («идти», «ехать», «идти пешком», «садиться в транспорт», «выходить из транспорта», «пересаживаться», «проходить», «переходить» и т.п.). Европейская и национальная японская одежда. Глаголы со значением «надевать/снимать». Обозначение цвета: отдельные лексемы и сочетание с лексемой ИРО «цвет». МОНО как компонент сложных слов с обобщающим значением. Грамматика. Простые формы прошедшего времени. Глагольное определение. Условно-временная конструкция с показателем ТО. Конструкции, выражающие последовательность действий: -ТЭ КАРА, -У/РУ МАЭ, -ТА АТО. Предположительная конструкция со связкой ДЭСЁ:. Употребление винительного падежа для обозначения маршрута движения. Дли-тельный вид (конструкция –ТЭ ИРУ). Конструкция со значением «попытка со-вершить действие» -ТЭ МИРУ. Противительный союз ГА.
  • Урок японского языка. Погода.
    Лексика, иероглифика. Аудитория, урок, ответ, домашнее задание, произношение, ошибаться и т.д. Этикетные формулы. Названия природных явлений (осадков и их проявлений). Грамматика. Простые формы отрицательного наклонения глаголов. Конструкция долженствования –НАКЭРЭБА НАРИ-МАСЭН. Субстантиваторы НО, КОТО, МОНО. Выражение возможности/невозможности совершить действие (конструкция –У/РУ КОТО-ГА ДЭКИМАС, конструкция –ГА ДЗЁ:ДЗУ/ХЭТА). Двойной падеж. Конструкции, выражающие желание 1-го и 2-го лица (-ТАЙ/ТАГАРУ), разрешение (-ТЭ МО ИЙ), запрещение (-ТЭ ВА ИКЭМАСЭН).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 1-2 модуль
    Аудиторная оценка (по 10-балльной шкале) рассчитывается путем выведения средней арифметической из оценок
  • неблокирующий Текущий контроль 1-2 модуль
    Оценка рассчитывается путем сложения оценок всех работ по данному элемента контроля и делением полученного числа на общее количество работ
  • неблокирующий Самостоятельная работа 1-2 модуль
    Оценка рассчитывается путем сложения оценок всех работ по данному элемента контроля и делением полученного числа на общее количество работ
  • неблокирующий Аудиторная работа 3-4 модуль
    Оценка рассчитывается путем сложения оценок всех работ по данному элемента контроля и делением полученного числа на общее количество работ
  • неблокирующий Текущий контроль 3-4 модуль
    Оценка рассчитывается путем сложения оценок всех работ по данному элемента контроля и делением полученного числа на общее количество работ
  • неблокирующий Самостоятельная работа 3-4 модуль
    Оценка рассчитывается путем сложения оценок всех работ по данному элемента контроля и делением полученного числа на общее количество работ
  • неблокирующий Экзамен 1-2 модуль
    Экзамен по дисциплине проводится в письменной форме без использования прокторинга. Экзамен проводится на платформе ZOOM https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться согласно точному расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Экзамен 3-4 модуль
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/team/19%3a2bb0440a1f5e46b09332a0f2fa1876c8%40thread.tacv2/conversations?groupId=a18376c9-58e5-42b3-9bfc-0dec925581a0&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Если студент не смог подключиться причине проблем со связью, то при кратковременном нарушении связи (не более 5 минут), он может переподключиться, при долговременном нарушении связи (более 5 минут) , для этого студента экзамен переносится на день пересдачи. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа 1-2 модуль + 0.2 * Самостоятельная работа 1-2 модуль + 0.2 * Текущий контроль 1-2 модуль + 0.4 * Экзамен 1-2 модуль
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа 3-4 модуль + 0.2 * Самостоятельная работа 3-4 модуль + 0.2 * Текущий контроль 3-4 модуль + 0.4 * Экзамен 3-4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Читаем, пишем, говорим по-японски. Т.1: Уроки 1 - 20, Стругова, Е. В., 2004
  • Читаем, пишем, говорим по-японски. Т.2: Уроки 21 - 32, Стругова, Е. В., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ISHIHARA, N. (2017). Advanced Japanese : Communication in Context. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1620780
  • Samuel E. Martin, & Eriko Sato. (2014). Basic Japanese : Learn to Speak Everyday Japanese in 10 Carefully Structured Lessons: Includes Downloadable Audio. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567961