• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Источниковедение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к Профессиональному циклу дисциплин и блоку «Базовые курсы направления подготовки», обеспечивающих бакалаврскую подготовку. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение базовых знаний и навыков источниковедческого анализа. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы; знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы; понимать язык литературы по общим проблемам исторической науки. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать цельное представление о развитии системы исторических источников, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал
  • Знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами
  • Усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения
  • Знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии
  • Формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников
  • Формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • Овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • Знакомство с историографией исторического источниковедения
  • Знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
  • Овладение базовыми навыками специальных исторических дисциплин
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ориентируется в теоретических проблемах дисциплины
  • способен классифицировать исторические источники
  • анализирует и типологизирует письменные исторические источники
  • проводит критику вещественных исторических источников
  • типологизирует и критически анализирует визуальные исторические источники
  • понимает проблематику анализа устных и этнографических источников
  • типологизирует устные источники
  • анализирует язык с точки зрения его концептуальной модели мировосприятия
  • понимает основы исторической эвристики
  • способен ориентироваться в библиотечных, архивных, музейных и прочих системах классификации информации
  • ориентируется в основных теоретических и практических понятиях архивного дела
  • ориентируется в архивном фонде Российской Федерации
  • разбирается в особенностях архивного хранения в России и за рубежом
  • ориентируется в понятиях дисциплины археографии
  • ориентируется в проблемах археографической публикации и описания исторических источников
  • ориентируется в особенностях библиографического поиска для исторического исследования
  • ориентируется в библиотечных хранилищах , собраниях рукописей
  • разбирается в вопросах хронологии и метрологии
  • знает виды летосчисления
  • ориентируется в методиках применения хронологии в исторических исследованиях
  • ориентируется в дискуссионных вопросах русской метрологии
  • дает определение понятий «исторический источник», «ретроспективная информация»
  • знает актуальные проблемы и методологические подходы в изучении разного вида исторических источников
  • владеет различными методами анализа исторических источников
  • различает типы и виды исторических источников
  • Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами
  • Умеет ставить задачи источниковой обеспеченности темы исследования
  • Владеет методами анализа и работы с историческими источниками с использованием информационных ресурсов
  • Использует различные виды информационных ресурсов для профессиональной деятельности
  • умеет определять круг источников, достаточных и необходимых для проведения исследования по выбранной теме
  • Знает основные этапы исследований в области отечественного и зарубежного источниковедения
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Умеет осуществлять самостоятельный поиск искать источников по теме, в том числе с использованием информационных сетей и ресурсов
  • Критически подходит к информационным ресурсам при их использовании в процессе профессиональной деятельности
  • Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теоретические проблемы исторического источниковедения
    Особенности процесса познания в гуманитарных дисциплинах. Специфика исторического познания. Понятие исторического источника. Исторический источник как специфический «исторический факт». Исторический источник как носитель ретроспективной информации. Особенности кодировки ретроспективной информации. Исторический источник как текст. Понятие текста в современной гуманитаристике. Проблемы декодировки и перекодировки информационных сообщений. Становление и развитие исторического источниковедения. Критика и интерпретация источника как исследовательская проблема. Источник и «внеисточниковое знание». Источниковедение и научная реконструкция истории: теоретические и методические проблемы. Проблемы верификации результатов источниковедческого анализа. Источниковедение как комплексная дисциплина. Классификация исторических источников: принципы и понятия. Классификационные системы. «Остатки» и «предания». Понятие о типах и видах исторических источников. Типологическая классификация: письменные, вещественные, визуальные, устные, этнографические, лингвистические источники. Условность классификационных систем. Виды исторических источников. Проблема видообразования. Эволюция видов исторических источников. Структура источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Источниковедение и смежные дисциплины.
  • Раздел 2. Типы и виды исторических источников: общая характеристика
    Типология исторических источников. Основания классификации источников по типам. Виды исторических источников. Основания классификации источников по видам. Понятие о корпусе исторических источников данной эпохи, культуры, цивилизации и т.п.
  • 2.1. Письменные источники
    Общая характеристика письменных источников. Особенности кодировки ретроспективной информации в письменных источниках. Социальные функции как основа выделения видов письменных источников. Основные видовые классификации письменных источников. 1. Источниковедческие проблемы изучения литургической литературы. 2. Делопроизводственные и учетные документы как исторический источник. 3. Статистические источники. 4. Периодическая печать как исторический источник. 5. Публицистика и художественная литература как исторический источник. 6. Источники личного происхождения как исторический источник.
  • 2.2. Вещественные источники
    Материальный объект (вещь) как исторический источник. Специфика кодировки ретроспективной информации в материальных объектах. Источниковедческие проблемы изучения вещей как источников ретроспективной информации. Проблема вещественного источника. Понятие музейного предмета. Общее и особенное в подходе к материальному объекту как к музейному предмету и как к историческому источнику. Проблема идентификации ретроспективной информации, полученной из вещественных и письменных источников. Возможности интеграции вещественных и письменных источников в историческом исследовании. Направления вещественного источниковедения, оформившиеся как специальные исторические дисциплины (археология, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, вексиллология, униформология, история костюма, кодикология и др.).
  • 2.3. Визуальные источники
    Изображение как текст. Изображение как исторический источник. Виды изображений (орнамент, миниатюры, иконопись, зарисовки с натуры, портреты, жанровые сценки, фото- и кинодокументы и др.). Особенности кодировки ретроспективной информации в различных видах визуальных источников. Источниковедческие проблемы изучения визуальных текстов. Проблемы идентификации визуальных и вербальных текстов. Проблемы вербализации изобразительных источников. Особенности интеграции визуальных, вещественных и письменных источников в историческом исследовании. Геральдика как направление визуального источниковедения и специальная историческая дисциплина. Использование визуальных источников в исторических исследованиях.
  • 2.4. Устные и этнографические источники
    Особенности передачи ретроспективной информации в устной традиции. Возможности и ограничения фиксации устных источников в письменной форме. Связь устной традиции и ритуальных действий. Симпрактический характер ритуальных действий и обрядов. Проблемы и возможности вербализации симпрактических действий. Понятия устных и этнографических исторических источников. Проблемы датировки устных и этнографических источников. Особенности использования устных и этнографических источников в историческом исследовании.
  • 2.5. Лингвистические источники
    Слово как носитель ретроспективной информации. Язык как образ мира. Языковая картина мира. Этимологический анализ и возможности его использования в историческом исследовании. Частотный словарь как носитель ретроспективной информации. Направления лингвистических исследований, оформившиеся в специальные историко-филологические дисциплины (топонимика, антропонимика, историческая диалектология, семасиология, ономасиология и др.) Возможности реконструкции прошлого на основании лингвистических данных.
  • Раздел 3. Источниковедческая эвристика
    Особенности формирования корпуса источников для исследования конкретной проблемы исторического исследования. Комплексы источников, сложившиеся исторически. Комплексы источников исследования, формируемые автором исследования в зависимости от исследовательской проблемы. Репрезентативность корпуса источников. Особенности выявления и отбора источников для исследования.
  • 3.1. Архивоведение.
    Понятие «архивный документ» и «архивное хранение». Основные понятия теории и практики архивного дела. Архивный фонд Российской Федерации. Архивное законодательство РФ. Организация архивного хранения в России и за рубежом. Государственные и ведомственные архивы, музеи и библиотеки России, как хранилища документального наследия. Организация работы исследователей в архивохранилищах. Архивные справочники.
  • 3.2. Археография.
    Археография как комплексная специальная историческая дисциплина, ее объект, предмет, задачи и методы. Публикация и введение в научный оборот источников как один из этапов источниковедческого исследования. Републикация источников. Проблемы электронной археографии. Проблемы музейной археографии. Принципы и правила публикации источников. Типология публикаций и особенности построения научно-справочного аппарата в них. Принципы комментирования исторических источников.
  • 3.3. Библиография.
    Библиографический поиск и его особенности. Комплекс библиографических пособий по истории и смежным наукам и особенности кодировки информации об имеющихся публикациях источников. Понятие о поиске библиографическом, документографическом, фактографическом. Библиотека как хранилище информации, закрепленной на материальном (печатном) носителе. Библиотеки и их собрания рукописей и рукописных книг и особенности поиска источников.
  • 3.5. Хронология и метрология.
    Хронология. Предмет и задачи метрологии. Календари. Юлианский и Григорианский календари. Единицы счета времени и их изменения. Виды летосчисления и точек отсчета. Религиозные (христианские) праздники и способы датировки рукописей по Пасхальному циклу. Определение дат по астрономическим явлениям. Методика применения хронологии в исторических исследованиях. Метрология. Источники по истории русской метрологии. Средневековые меры объема, длины, площади, веса. Метрология Русской Правды. Метрология писцовых книг. Метрология внутримонастырских описаний. Метрология Таможенных книг и записей. Метрическая система. Дискуссионные вопросы русской метрологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам
    Проверяются полученные палеографическая навыки: умение разбирать, читать фрагменты текстов исторических источников, написанные уставом, полууставом и скорописью XVII – XIX вв.) (русское летописание, берестяные грамоты, актовые материалы, письма), знания по русской метрологии и хронологии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа, состоящая из теоретической части (материалы лекций) и практической части – проверяются палеографические навыки работы с текстом источника.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us) и LMS ( будут размещены задания: теоретический вопрос, список см. в прикрепленных файлах и программе, а также фрагмент текста для транслитерации). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom, LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру. После получения задания в LMS студенту будет дано время до 45 минут на ответ (задано в заданиях LMS). Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами, поиском в сети интернет и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Работа на семинарских заданиях
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах, выполняют практические задания по работе с историческими источниками
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам + 0.2 * Работа на семинарских заданиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Русина Ю. А. - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00431-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Раскин, Д. И. Архивоведение : учебник для академического бакалавриата / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00870-8.