• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в востоковедение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. В курсе «Введение в востоковедение» рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы. Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований, а также со структурой и основными направления развития этих наук. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала. Применяется модульная система изложения курса, когда значительный сегмент учебного материала переносится в сферу самостоятельной работы студентов, а концентрированно рассматриваются те аспекты востоковедения, которые имеют отношение к профилю, изучаемому учащимся. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-востоковедов первого курса с методологическими основами научной дисциплины «Востоковедение и африканистика» согласно модели, которая принята в Российской Федерации. В курсе рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы.
  • Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией.
  • Учитывает в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки историческую, культурную, религиозную, экономическую и политическую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
  • Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремиться к совершенствованию знаний о странах Востока, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию, использовать полученные знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации.
  • Использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук.
  • Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
  • Стремится к совершенствованию знаний о странах Востока, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию, использовать полученные знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации.
  • Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализирует и учитывает мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявляет творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
  • Обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Использует современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная наука. Основные регионы Востока.
    1.1. Востоковедение как комплексная наука. Современная парадигма востоковедного научного знания. Зеленев Е.И. (лекция) Понятие «парадигма научного знания» (Т.Кун), и его применение к востоковедению. Генезис востоковедной парадигмы научного знания. Общества Азии и Африки как объект научного изучения востоковедения. Востоковедение – надотраслевая наука, имеющая своими отличительными чертами междисциплинарность, мультидисциплинарность. Классическое востоковедение, современное востоковедение, прикладное востоковедение. Критика Эдвардом Саидом ориентализма. Ориентализм и востоковедение. Языкознание и текстология как фундаментальные основы современного востоковедения. С.Хантингтон о «цивилизациях Востока». Современные концепции геокультуры и мир-системный анализ. 1.2. Становление и развитие западного востоковедения XVI-XIX вв. Рогожина А.А. (лекция) Востоковедение и изучение Востока до появления университетских кафедр. Движение Studia linguarum, медицина и востоковедение. Развитие научной библеистики (XVI в.). Период Ренессанса и эпоха Просвещения, начало университетского востоковедения. Востоковедческие исследования в Германии, Великобритании и Франции. Эдвард Покок, Атанасиус Киршер, Сильвестр де Саси. Египетская экспедиция Наполеона. Жан Франсуа Шампольон. Роль миссии иезуитов в изучении Китая и Японии. Археологические открытия и востоковедение. Колонизация и востоковедение. Индолог Вильям Джонс (XVIII в) и предположение о взаимосвязи индоевропейских языков. Создание научной индологии (М. Мюллер), исследования Месопотамии (Э. Бурнуф). Востоковедение в XX в. Post-colonial Studies, Subaltern Studies, концепция Э. Саида. Окончательное формирование коллекций. Появление новых тем в востоковедении. Тема столкновения культур и цивилизаций:Clash of Civilizations Самуэля Хаффингтона (1993). Работы Бернарда Льюиса. Афроцентризм. 1.3. Становление и развитие востоковедения в России. Рогожина А.А. (лекция) Первые систематические сведения в России о Востоке в XIII-XV в. Деятельность Посольского приказа. Покорение Сибири. Присоединение Астраханского и Казанского ханств, освоение Сибири как стимул развития знаний о Востоке. Петровские реформы и восточная политика России. Начало изучения восточных языков с целью подготовки практических востоковедных кадров (XVIII в.). Ориентальная экспедиция (1718). Деятельность Дмитрия Кантемира. Научное и университетское востоковедение в России. Вклад в изучение Востока дипломатического, военного и финансового ведомств. Роль Русской духовной Миссии в развитии китаеведения. Роль дипломатических миссий в изучении Востока (Н.П. Резанов). Начало университетского преподавания востоковедения в России (XIX в.) Азиатский музей в С-Петербурге. Деятельность академика Х.Д. Френа. Ведущие российские востоковедческие школы и их трансформация. Казанская, С-Петербургская, Московская Школы. Создание школы на Дальнем Востоке в XIX в. Востоковедение на рубеже XIX-ХХ в. Школы языкознания. Монголоведение, китаеведение, тибетология, арабистика, иранистика. Деятельность И.П. Минаева (индология), И.Ю. Крачковского (арабистика), Б.А. Тураева, В.С, Голенищева (египтология), В.П. Васильева. Востоковедение в СССР. Востоковедение в постсоветской России. Тема семинара: История отечественного востоковедения. Прикладное востоковедение. Вопросы для обсуждения: 1. Российские «военные корреспонденты» на Ближнем Востоке. 2. Деятельность русских православных миссий в странах Востока. 3. Выдающиеся востоковеды на дипломатической службе. 4. Выдающиеся востоковеды-переводчики. 5. Выдающиеся востоковеды писатели и журналисты. 1.4. Регион: понятие, типы и аналитическая ценность. Соболева Е.Д. (лекция) Определение и развитие регионоведения как дисциплины. Мировое/зарубежное регионоведение. Соотношение востоковедения, регионоведения и страноведения. Понятие «регион». Виды регионов и критерии их выделения. Географические макрорегионы, историко-культурные регионы, культурно-религиозные макрорегионы (конфуцианско-буддийский, индуистский, исламский, православный, западно-христианский), международно-политические регионы, и т.д. Основные регионы Востока.
  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная наука. Основные регионы Востока.
    1.5. Формирование регионов. Соболева Е.Д. (лекция) Теории происхождения регионов: эссенциализм, институциональный/интерактивный подход, социальный конструктивизм. Конструирование регионов. “Region builders”. Границы регионов, трансграничные регионы. Историческое развитие, колонизация, холодная война, регионализм, регионалинализация как факторы, влияющие на формирование регионов. Формирование региональных институтов и региональной идентичности как часть конструирования региона. Тема семинара: Регионы Востока. 1. Задание для всех студентов на семинар по теме «Регионы Востока»: Преподавателем студенты на семинаре делятся на 6 групп по 6 географическим регионам Востока (Ближний Восток, Центральная Азия, Африка Южнее Сахары, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия) и готовят выступление на 15-20 минут о своем регионе. На подготовку и обсуждение выступления группам дается 10 минут. Доклады на первом семинаре по темам: Ближний Восток, Центральная Азия, Африка Южнее Сахары. В докладе надо отразить следующие моменты: 1. Границы региона (Однозначны ли? Как менялись?) 2. Кто и когда впервые заговорил о данном регионе? 3. Можно ли сказать, что страны региона объединяет общее историческое прошлое? Примеры? Исключения? 4. Можно ли сказать, что страны региона объединяет общая культура? Примеры? Исключения? 5. Какие в рамках данных географических регионов выделяют историко-культурные регионы (см. статью Воскресенского А.Д.)? 6. Как соотносятся границы географического региона и культурно-религиозных макрорегионов (см. статью Воскресенского А.Д.)? 7. Сравните ВВП и политические режимы стран региона. Похожи ли они? 8. Какие в регионе есть международные организации? Совпадают ли границы региональных организаций совпадают с границами географического региона? 1.6. Регионализм и регионализация на современном этапе. Соболева Е.Д. (лекция) Глобализация и регионализация. Регионализация и регионализм: определение и основные теоретические разработки. Предпосылки, основные цели и признаки региональной интеграции. Основные формы и результаты региональной интеграции. Особенности современных интеграционных процессов в странах Востока. Регионы в международных отношениях. Регионализация, региональные подсистемы, региональные комплексы и региональные трансформации в современных международных отношениях. Региональные державы. Региональные конфликты. Регионализация, глобализация и региональная культура. Тема семинара: Регионы Востока. 2. Задание для всех студентов на семинар по теме «Регионы Востока»: Преподавателем студенты на семинаре делятся на 6 групп по 6 географическим регионам Востока (Ближний Восток, Центральная Азия, Африка Южнее Сахары, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия) и готовят выступление на 15-20 минут о своем регионе. На подготовку и обсуждение выступления группам дается 10 минут. Доклады по заданным темам на втором семинаре: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия. В докладе надо отразить следующие моменты: 1. Границы региона (Однозначны ли? Как менялись?) 2. Кто и когда впервые заговорил о данном регионе? 3. Можно ли сказать, что страны региона объединяет общее историческое прошлое? Примеры? Исключения? 4. Можно ли сказать, что страны региона объединяет общая культура? Примеры? Исключения? 5. Какие в рамках данных географических регионов выделяют историко-культурные регионы (см. статью Воскресенского А.Д.)? 6. Как соотносятся границы географического региона и культурно-религиозных макрорегионов (см. статью Воскресенского А.Д.)? 7. Сравните ВВП и политические режимы стран региона. Похожи ли они? 8. Какие в регионе есть международные организации? Совпадают ли границы региональных организаций совпадают с границами географического региона? 1.7. Ближний Восток и Северная Африка. Физическая география региона. Илюшина М.Ю. (лекция) Ближний Восток и Северная Африка на физической карте мира. Климат, ландшафт, гидрология, полезные ископаемые, растительный и животный мир. Географическое разнообразие региона. Актуальные проблемы распределения и использования природных ресурсов в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Экосистемы. Изменения климата. 1.8. Политическая география «расширенного» Ближнего Востока. Илюшина М.Ю. (лекция) Политическая карта региона. Особенности политического и государственного строя и административно-территориальное устройство стран Ближнего Востока и Северной Африки. Формирование границ, проблемы глобализации, транснациональная интеграция и региональные союзы. Тема семинара: Ближний Восток и Северная Африка. Физическая география региона. Вопросы для обсуждения: 1. Причины наступления пустынь, последствия этого явления и способы борьбы с ним в арабских странах. 2. Проблема пресной воды в странах Ближнего Востока и Северной Африки и способы ее решения. 3. Растительный и животный мир арабских стран. Проблемы экологии.
  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная наука. Основные регионы Востока.
    1.9. Экономическая география Северной Африки и Ближнего Востока. Илюшина М.Ю. (лекция) Взаимосвязь и взаимовлияние ландшафтно-климатических особенностей и экономических процессов в регионе. Место и роль региона в мировой экономической системе (история, современное состояние, перспективы). Экономические ресурсы. Экономические зоны и их особенности. Транспортные системы. Экспорт и импорт. Отраслевая структура хозяйства. Сельское хозяйство и промышленность. Торговля. Динамика экономического роста. 1.10. Население Ближнего Востока. Илюшина М.Ю. (лекция) Человек и глобальные физические процессы. Численность населения и специфика его размещения в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Половозрастная динамика. Демографическое развитие региона. Демографический взрыв и демографические переходы. Демографическая ситуация и демографическая политика. Индекс развития человеческого потенциала в странах региона. Численность населения, проблема выживания и региональные конфликты. Рынок труда в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Тема семинара: Экономическая география Северной Африки и Ближнего Востока. Население Ближнего Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Проекты, направленные на развитие экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки: современные технологии и энергетические ресурсы. 2. Деятельность Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в странах Ближнего Востока и Северной Африки. 3. Суэцкий канал. История и современное состояние. 4. Динамика экономического роста арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока. 5. Проблема бедности и социального обеспечения в странах Северной Африки и Ближнего Востока. 1.11. Китай: природно-ресурсный потенциал и население. Вуль Н. А. (лекция) Особенности географического положения, климат, природные зоны, особенности ландшафта, основные географические объекты, административно-территориальное устройство, гидрографическая сеть (реки, озера, использование международных рек, ресурсы пресной воды); почвы. Административно-территориальный состав КНР. Народонаселение и национальные меньшинства. Природные ресурсы, история и практики их освоения. Особенности экономики, связанные с освоением природных ресурсов. Сельское хозяйство. Промышленное производство. Экологические ограничители. Тема семинара: Китай: природно-ресурсный потенциал и население. Вопросы для обсуждения: 1. Этнический и конфессиональный состав населения КНР . 2. Размещение населения по территории КНР. 3. Городское и сельское население в КНР. 4. Медицинское обеспечение в КНР 1.12. Япония: природно-ресурсный потенциал и население. Климов А.В. (лекция) Географическое положение японских островов, рельеф японских островов, климат, гидрографическая сеть (реки, озера, ресурсы пресной воды); почвы, животный мир. Административно-территориальное деление Японии. Народонаселение. Природные ресурсы, история и практики их освоения. Особенности экономики, связанные с освоением природных ресурсов. Сельское хозяйство. Промышленное производство. Экологические ограничители. Тема семинара: Япония: природно-ресурсный потенциал и население. Вопросы для обсуждения: 1. Климатические зоны Японии. 2. Реки и озера Японии и их особенности. 3. Животный мир Японии и его отличительные черты.
  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная наука. Основные регионы Востока.
    1. 13. Юго-Восточная Азия: природно-ресурсный потенциал и население. Григорьева Н.В. (лекция) Физическая география Юго-Восточной Азии (полуостров Индокитай и Малайский архипелаг): состав территорий, ландшафт, климатические особенности, стихийные бедствия. Политическая география Юго-Восточной Азии: особенности политического и государственного строя, административно-территориальное устройство 11 стран ЮВА, АСЕАН. Экономическая география Юго-Восточной Азии: особенности экономических зон; отраслевая структура хозяйства. Народонаселение Юго-Восточной Азии и демографические процессы. 1. 14. Корея: природно-ресурсный потенциал и население. Ли Сан Юн. (лекция) Географическое положение Корейского полуострова. Климат Корейского полуострова. Гидрографическая сеть: реки, озера, ресурсы пресной воды. Почвенный покров. Растительность и животный мир Кореи. Полезные ископаемые Корейского полуострова. Краткая история становления современной системы административного деления Кореи. Особенности политического и государственного строя КНДР. Административно-территориальное устройство КНДР. Особенности политического и государственного строя РК. Административно-территориальное устройство РК. Народонаселение. Факторы, определяющие деление территории страны на экономические районы. Особенности экономических зон КНДР. Размещение производительных сил по районам: Северо-Западный район; Центрально-Западный район; Восточный район; Южный район. Особенности межрайонных производственных связей в КНДР. Краткая характеристика основных отраслей промышленности КНДР. Характеристика современного народнохозяйственного комплекса КНДР. Кризисные явления в промышленном комплексе КНДР на современном этапе. Особенности экономических зон РК. Размещение производительных сил по районам: Кёнги-Канвонский район; Центральный район; Юго-Восточный район. Особенности межрайонных производственных связей и неравномерность размещения экономического потенциала. Характеристика современного национального хозяйства РК. Участие экономических районов РК во внешнеэкономических контактах. Тема семинара: Корея и Юго-Восточная Азия: природно-ресурсный потенциал и население. Вопросы для обсуждения: 1. Экологические проблемы в странах АСЕАН и пути их преодоления 2. Южно-Китайское море: ресурсы и конфликты. 3. Влияние географического положения Корейского полуострова на ход истории и развитие двух корейских государств. 4. Итоги экономическое соревнования между КНДР и РК. 5. «Описание избранных деревень» Ли Джунхвана (1690-1756) как историко- географическое сочинение.
  • Раздел 2. Восток как родина мировых и основных национальных религий. Прикладное востоковедение.
    2.1. Введение в религиоведение. Типология религий. Терюкова Е.А. (лекция) Рассматриваются вопросы структуры религиоведения как особой отрасли знания: дается краткая характеристика каждой из самостоятельных религиоведческих дисциплин – история религии, социологии религии, антропологии религии, психологии религии, феноменологии религии, проводится различие между религиоведением и философией религии и теологией; исследуются подходы к построению типологии религий. Тема семинара: Введение в религиоведение. Типология религий. Вопросы для обсуждения: 1. Когда и где появляется социология религии, антропология религии, феноменология религии и психология религии как самостоятельные религиоведческие дисциплины. С именами каких исследователей связано их оформление в качестве таковых? 2. Что такое функции религии, какие функции Вы знаете и можете обосновать? 3. Приведите примеры классификации религий? 4. Правомерно ли говорить о различиях между религиями Востока и Запада? 2.2. Мировые религии: Христианство. Терюкова Е.А. (лекция) Рассматриваются исторические предпосылки и условия для возникновения второй по времени появления мировой религии – христианства. Прослеживаются основные этапы в формировании христианского вероучения и свода канонических текстов. Дается краткая характеристика вероучительных и обрядовых отличий трех основных направлений в христианстве: православия, католицизма, протестантизма. Тема семинара: Мировые религии: Христианство. Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте структуру Священного Предания христианства. 2. Что означает термин «автокефальный», перечислите автокефальные церкви. 3. Перечислите основные богословские и канонические различия между православной и католической церквями. 4. Перечислите основные христианские таинства? Назовите различия в отношении к ним в различных христианских конфессиях. 5. Что такое Реформация? В чем ее историческое значение? 2.3. Зороастризм. Французов С.А. (лекция) Зороастризм как древнейшая из религий откровения (этических религий). Проблемы ее происхождения (неточность датировки: от XII до VII в. до н.э.; неопределенность региона, где она возникла: Азербайджан, Южная Туркмения, Оренбургские степи). Личность Зороастра (Заратуштры), суть его проповеди. Авеста как священное писание зороастрийцев, ее письменная фиксация, история бытования текста. Зороастризм как государственная религия Сасанидского Ирана и национальная религия иранских народов. Дуализм, политеизм или монотеизм? Судьбы зороастрийцев после мусульманского завоевания Ирана: гебры и парсы. 2.4. Иудаизм. Французов С.А. (лекция) Иудаизм как религия откровения (этическая религия), первая из авраамических религий и национальная религия еврейского народа. Племенной союз Израиль и присущий ему генотеизм. Постепенное вызревание монотеизма. Реформы царя Иосии. Влияние вавилонского пленения. Три направления в раннем иудаизме: саддукеи, фарисеи и ессеи. Ессеи и Кумранская община. Мессианизм. Талмуд и его сложение. Раввинистический иудаизм и караимство. Иудаизм и ислам: жесткий монотеизм и проблема пророческой природы Мухаммада. Иудаизм и христианство: двухтысячелетний антагонизм двух авраамических религий. Тема семинара: Зороастризм; Иудаизм. Вопросы для обсуждения: 1. Специфика Авесты как священного писания. 2. Дуализм или монотеизм: какова суть зороастризма? 3. Государственный статус зороастризма при Сасанидах как причина его последующего упадка в мусульманскую эпоху. 4. От генотеизма к монотеизму: от бога-покровителя племенного союза к Единому Богу-Творцу Вселенной. 5. Мессианизм как отличительная черта иудаизма. 6. Взаимоотношения иудаизма с двумя другими авраамическими религиями.
  • Раздел 2. Восток как родина мировых и основных национальных религий. Прикладное востоковедение.
    2.5. Восточное Христианство. Французов С.А. (лекция) Византия как христианизированная Римская империя. Противостояние византийского христианству арианству. Христологические споры. Ересь Нестория и Церковь Востока. Монофизиты и халкидониты (православные). Монофилитство как неудачная попытка примирить монофизитов и православных. Канонические восточные православные патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Основные монофизитские Церкви: Армянская, Коптская, Эфиопская митрополия в составе Коптской Церкви. Восточное христианство под властью ислама. Иконоборчество: его причины и последствия. Эпоха Крестовых походов и временный триумф католичества в Сирии и Палестине. Христианство в Османской империи и: система миллетов. Униатство и причины его успехов на Ближнем Востоке. Различие в судьбах христианства в Египте и Сиро-Палестинском регионе. 2.6. Мировые религии: Ислам. Французов С.А. (лекция) Ислам – третья авраамическая религия. Аравийские и иудео-христианские корни ислама. Пророческое движение в Аравии в начале VII в. Личность Мухаммада и ее влияние на провозглашенную им религию. Коран и его письменная фиксация. Умма – мусульманская община и раскол в ней, его причины. Шииты (ши‘ат ‘Али «партия Али») и хариджиты – первые крупные направления в исламе, сначала религиозно-политические, позже – догматико-правовые. Проблема суннитского правоверия. Крайние шииты, их гностические истоки. Друзы и алавиты – новые религии или ветви ислама? Суфизм – исламский мистицизм, его основные понятия. Пантеизм Ибн ал-Араби. Причины цивилизационного кризиса ислама в позднее средневековье и раннее новое время. Ваххабизм как идейно-правовая основа трех саудовских государств. Мухаммад Абдо. Исламский модернизм как предшественник салафизма. Исламский фундаментализм. Правомерность понятия «исламофашизм». Тема семинара: Восточное Христианство. Ислам. Вопросы для обсуждения: 1. Вселенские соборы и сложение христианской догматики. 2. Православные и монофизитские Церкви Ближнего Востока. Несторианство и Церковь Востока. 3. Восточное христианство в мире ислама: от сосуществования на условиях подчинения до геноцида. 4. Специфика ислама, его особое место среди монотеистических и авраамических религий. 5. Основные направления ислама: шиизм (включая крайний), хариджизм, суннизм, – их исторические судьбы. 6. Модернизм и фундаментализм в исламе. Ваххабизм и салафизм. «Исламофашизм» 2.7. Мировые религии: Буддизм. Терюкова Е.А. (лекция) История возникновения и распространения первой мировой религии – буддизма. Уделяется внимание религиозно-философским аспектам учения основателя буддизма Будды Шакьямуни, дается характеристика структуры священных текстов и основных направлений буддизма (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны), рассматриваются космологические аспекты буддийской мифологии. Тема семинара: Мировые религии: Буддизм. Вопросы для обсуждения: 1. Что делает буддизм мировой религией? Каковы были особенности его распространения? 2. Раскройте четыре благородных истины и перечислите этапы восьмеричного благородного пути. 3. Охарактеризуйте основные священные тексты буддизма. 4. Назовите различия буддизма Махаяны, Тхеравады и Ваджраяны. 5. В каких регионах России буддизм является традиционной религией?
  • Раздел 2. Восток как родина мировых и основных национальных религий. Прикладное востоковедение.
    2.8. Национальные религии Дальнего Востока: индуизм, конфуцианство, даосизм, синто. Терюкова Е.А. (лекция) Религии южной и восточной Азии, которые с глубокой древности определяли культуру и менталитет ее жителей. Особенности индуизма как древнейшей религии Индии, этапы в истории его развития, основные религиозно-философские концепции (учение о карме, сансаре, дхарме и мокше), краткая характеристика структуры священных текстов, пантеона и основных направлений. Особенности религиозного синкретизма в Китае - концепция трех учений (сань цзяо). Особенности религиозного синкретизма в Японии, краткая характеристика синтоиского пантеона и культовой практики. Тема семинара: Национальные религии Дальнего Востока: индуизм, конфуцианство, даосизм, синто. Вопросы для обсуждения: 1. Что отличает индуизм от других религий Индии? 2. Докажите правомерность тезиса, что популярные верования являлись доминантой религиозной жизни китайского имперского общества на протяжении многих столетий его существования? 3. Назовите священные символы императорской власти в Японии. 4. Дайте краткую характеристику индуистского, китайского и синтоиского пантеонов. 5. В чем заключается специфика культа Конфуция?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа на семинаре - Тест
    Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 вопросов: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Если тест не был выполнен на семинарском занятии, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Перенос выполнения теста на другой семинар не допускается. Оценка за выполненный тест включается в формулу итоговой оценки поданному виду контроля: Оконтр.работа. Оценка за тест объявляется на следующем семинаре.
  • неблокирующий Контрольная работа на семинаре - Презентация группового доклада на семинаре
    Студенты выполняют данный доклад в группах по 5-6 человек на семинарском занятии, когда выполнение теста не предусмотрено. На группы студенты делятся преподавателем в начале занятия. Целью доклада является аналитический обзор литературы, которая дается всем студентам курса как домашнее задание по одной из предложенных тем семинарского занятия. Темы, полученные в рамках одной академической группы, не должны повторяться. Студентам дается 10 минут для обсуждения полученной темы и согласования плана выступления. Результатом анализа должен стать содержательный рассказ о проблеме, методах и результатах исследований, представленных в изученной дома научной литературе, снабженный мнением авторов доклада об актуальности и степени изученности темы, адекватности и проработанности методов, достоверности результатов и т.п. Студенты могут разделить между собой пункты для представления материала, но все студенты должны проявить одинаковый уровень понимания относительно всех частей доклада. Оценка выставляется за доклад в целом. Регламент выступления 15-20 минут. Во время выступления презентация доклада не предусмотрена, однако, студенты могут использовать онлайн карты и другие изобразительные материалы по теме доклада из ресурсов Интернета, найденные во время обсуждения выступления. Перенос презентации группового доклада на другой семинар не допускается. Оценка за групповой доклад включается в формулу итоговой оценки по данному виду контроля: Оконтр.работа.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    За активность на семинаре студент может получить от 1 до 2-х дополнительных баллов. Дополнительные баллы за активность на семинаре суммируются с результатом семинарского теста. При получении за текущий тест 10 баллов - дополнительные баллы за активность на семинаре не прибавляются и не переносятся на другой семинар.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается до 12 сентября текущего учебного года. Дедлайн сдачи работы в электронном виде: 23.59, 20 ноября текущего учебного года.
  • блокирующий Промежуточный тест по 1 разделу курса
    Письменный тест – 1 час 00 минут. В промежуточном тесте будут отражены все темы Раздела 1 (Востоковедение как комплексная наука. Основные регионы Востока) курса, по которым читались лекции и велись семинарские занятия. Задание, предлагаемое на тесте, состоит из 50 вопросов.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции и велись семинарские задания. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 50 вопросов (5 вопросов на каждую тему курса). Ввиду дистанционного режима обучения экзамен в период промежуточной аттестации 2 модуля будет проходить в онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
  • неблокирующий Контрольная работа на семинаре
    Контрольная работа на семинарах может выполняться или в форме теста или в форме группового доклада. В случае, если выполнение теста на семинарском занятии не предусмотрено, студентам может быть предложено сделать групповые доклады по заданному к семинару материалу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа на семинаре + 0.3 * Промежуточный тест по 1 разделу курса + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Naumkin, V. V. (2004). Russian Oriental Studies : Current Research on Past & Present Asian and African Societies. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=133007
  • Oxford handbook of the international relations of Asia / edited by Saadia M. Pekkanen, John Ravenhill and Rosemary Foot. (2014). New York, NY [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.414586344

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алпатов В. М., Крылов С. А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 369с. - ISBN: 978-5-534-00071-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-2-438133
  • Мутагиров Д. З. - ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-07059-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-teoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-mezhdunarodnye-politicheskie-instituty-442130