• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с основами научно-исследовательской деятельности, с общими перспективами современного научного анализа со стороны как методологии, так и сути исследовательских проблем и их конструирования в филологии, социологии, политологии, международных отношениях, искусствоведении, а также со структурой и основными направления развития этих наук. Дисциплина призвана дать представление о разных социогуманитарных науках и методах их продуктивного взаимодействия, в том числе о языке как об объекте исследования, познакомить с важнейшими лингвистическими понятиями и актуальными методами изучения различных аспектов языка. Дисциплина познакомит слушателей с ключевыми подходами к анализу текста, которые могут быть использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Теоретический материал будет дополнен основами практической работы. Отдельная группа семинаров нацелена на то, чтобы развить у студентов навыки академического чтения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей с основными современными понятиями и методами филологической науки, важнейшими подходами к анализу текста.
  • Дать представление о языке как об объекте исследования, о методах изучения различных аспектов языка в рамках лингвистики, сформировать представление о внутренней структуре языка, уровнях языка, познакомить с важнейшими лингвистическими понятиями в области морфологии, синтаксиса, фонетики и фонологии, семантики, прагматики и лингвистической типологии.
  • Развить у студентов навыки работы с научными текстовыми источниками, в том числе их быстрого и эффективного поиска, беглого и академического чтения, структурного и содержательного анализа научных публикаций; способствовать получению студентами достоверных критериев для анализа и интерпретации научного текста; продемонстрировать возможности междисциплинарной работы в области гуманитарных и социальных наук.
  • Сформировать у студентов навыки написания коротких научных текстов различных типов (аннотация, синопсис, литературный обзор, научная рецензия, основные разделы проекта-предложения научного исследования, аналитическая записка).
  • Сформировать у студентов представления о терминологическом аппарате социологии, методах сбора и анализа данных в рамках количественной, качественной и смешанной методологии, понимание специфики методологии изучения социальных явлений методами и инструментами современной социологической науки и смежных дисциплин.
  • Ознакомить студентов с междисциплинарным подходом в социальных исследованиях, в том числе продемонстрировать решение эмпирических задач приложением теоретико-методологического аппарата и методов различных социальных наук.
  • Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников искусства.
  • Научить студентов правильно формулировать исследовательские задачи при изучении произведения искусства, а также продемонстрировать возможности междисциплинарной работы в области гуманитарных наук и востоковедения.
  • Познакомить студентов с основными принципами и этапами работы над исследованием от формулировки темы, до изложения результатов своего исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает разные направления рефлексии о литературе.
  • Учитывает методологические импликации тех или иных концепций литературного текста.
  • Анализирует конкретные произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы.
  • Знаком с основными понятиями и терминами морфологии, синтаксиса, фонетики и фонологии, семантики, прагматики и лингвистической типологии, имеет представление о языковом разнообразии, об уровневых явлениях языка.
  • Ориентируется в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют.
  • Студент обладает базовыми навыками структурного и содержательного анализа научных публикаций по различным областям лингвистического знания.
  • Понимает спектр, возможности и особенности применения теоретико-методологического аппарата социологической науки и смежных социальных дисциплин к решению прикладных задач по изучению социальных проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки.
  • Умеет осуществлять целенаправленный, экономичный и эффективный поиск научной информации по изучаемой проблеме, подбирать подходящую методологию и методы исследования, отличать беглое, ознакомительное чтение от аналитического, выделять ключевые тезисы и конспектировать научные тексты на русском и английском языках.
  • Имеет представление о структуре, функциях и предназначении научного текста, об этапах организации научного исследования, а также имеет начальные навыки самостоятельного написания коротких научных текстов различных типов – аннотация, синопсис, литературный обзор, основные разделы проекта-предложения научного исследования, и навыки публичной защиты своих исследований.
  • Умеет формулировать исследовательский вопрос и ставить в его рамках научные задачи.
  • Умеет грамотно излагать знания по основным измерениям чтения как процесса и специфике академического чтения, а также имеет навыки применения знаний об особенностях академического чтения при написании учебных и научных работ.
  • Умеет ясно выражать и убедительно обосновывать основные тезисы и аргументы своей научной работы.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников культуры, описания и анализа произведения искусства при написании учебных и научных работ.
  • Умеет ориентироваться в научной литературе по культурологии и искусствознанию.
  • Понимает и может выявить особенности разных видов искусства и архитектуры, умеет классифицировать памятники изобразительного искусства и архитектуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Литературоведение.
    Предлагаемый раздел является введением в филологию, он познакомит слушателей с ключевыми подходами к анализу текста, которые могут быть использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Семинары направлены на составление представления о разных социогуманитарных науках и методах их продуктивного взаимодействия. Семинар 1. Изобразительное искусство и поэзия. Литература и живопись, живопись в литературе и литература в живописи. Экфрасис. Статическое и динамическое искусство. Г. Э. Лессинг «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». Семинар 2. Историческая поэтика. А. Н. Веселовский и основы исторической поэтики. Историко-литературный метод. Исторический нарратив как литературный факт. Х. Уайт «Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в.». Литературные инструменты, используемые для построения нарратива. Анализ структуры нарратива. Семинар 3. Формализм. Истоки и принципы русского формального метода. В. Шкловский «Искусство как прием». Р. Якобсон «Два аспекта языка и два типа афатических нарушений». Ось селекции и ось комбинации. Остранение. Форма и содержание. Семинар 4. Интертекстуальность в изучении литературы. Герменевтика. Рецептивистика и рецептивная эстетика Х.-Р. Яусса. Контекст и подтекст. К. Ф. Тарановский «Концерт на вокзале». Семантический ореол стихотворных размеров. Семинар 5. Точные методы в литературоведении. Русский формальный метод в стиховедении. Ритм и язык стиха. Границы стиха и прозы. Реконструктивная поэтика. Графический метод в поэтике и в истории литературы.
  • Раздел 2. Лингвистика.
    Данная группа семинаров призвана дать представление о языке как об объекте исследования, познакомить с важнейшими лингвистическими понятиями и актуальными методами изучения различных аспектов языка. Подготовка к семинарам, выполнение групповых заданий и участие в дискуссии также помогут развить базовые навыки работы с научными текстами в области лингвистических исследований. Семинар 1. Основные направления лингвистических исследований: истоки и методы. Темы для обсуждения 1. Объект изучения лингвистики. 2. Основные характеристики естественного языка и основные этапы развития науки. 3. Основные направления современных лингвистических исследований. Материалы для работы на семинаре Ревзина О.Г. Лингвистика XXI века: на путях к целостности теории языка // Критика и семиотика. - Вып. 7. - Новосибирск, 2004. С. 11-20 http://www.philology.ru/linguistics1/revzina-04.htm Семинар 2. Морфология. Темы для обсуждения 1. «Морфология» vs «морфемика» vs «грамматическая семантика». 2. Формальная морфология: истоки и этапы. 3. Словообразование vs словоизменение. 4. Основные понятия морфологии и грамматические категории. Материалы для работы на семинаре В.В. Лопатин, И. С. Улуханов, Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. http://www.ruslang.ru/doc/lopatin-uluxanov.pdf (Предисловие, с.5, Понятия и термины 1-8, с. 12-21.) Л.А. Янда Русские приставки как система глагольных классификаторов //Вопросы языкознания, 2012. №6, 3-47 http://vja.ruslang.ru/ru/archive/2012-6/3-47 Семинар 3. Синтаксис. Темы для обсуждения 1. Синтаксис vs морфология. 2. Традиционный vs функциональный синтаксис: основные понятия. 3. Синтаксические структуры и их графическое представление. Материалы для работы на семинаре Федорова О.В. Об экспериментальном синтаксисе и о синтаксическом эксперименте в языкознании // Вопросы языкознания, 2013, № 1, 3-21. http://vja.ruslang.ru/ru/archive/2013-1/3-21 Семинар 4. Фонетика и фонология. Темы для обсуждения 1. Языки животных vs речь человека. Происхождение языка. 2. Фонетика vs фонология. Фонологические элементы и структуры. 3. Принципы формирования Международного фонетического алфавита. Материалы для работы на семинаре Р.К. Потапова, В.В. Потапов Фонетика и фонология на стыке веков: идеи, проблемы, решения // Вопросы языкознания, 2000. №4, 3-25 (http://vja.ruslang.ru/ru/archive/2000-4/3-25) Семинар 5. Семантика и прагматика. Темы для обсуждения 1. Семантика vs прагматика. 2. Различные виды определений. Семантические отношения. 3. Понятие «речевого акта». Коммуникативная импликатура по Г.Грайсу. Материалы для работы на семинаре Кронгауз М. А. Обращения в русском семейном этикете: семантика и прагматика // Вопросы языкознания, 2013, № 2. С. 121-131. http://vja.ruslang.ru/ru/archive/2013-2/121-131 Grice H. P., Logic and Conversation. In: Syntax and Semantics, Vol. 3, Speech Acts, ed. by Peter Cole and Jerry L. Morgan. New York: Academic Press, 1975. Семинар 6. Языки мира. Темы для обсуждения 1. Языки мира: цифры и проблемы статистического описания. 2. Языковые семьи: примеры и принципы формирования. 3. Лингвистическая типология. Материалы для работы на семинаре Соловьёв В.Д. Типологические базы данных: перспективы использования // Вопросы языкознания, 2010, №1, 94-110. http://vja.ruslang.ru/ru/archive/2010-1/94-110 Вопрос-ответ. Семинар 7. Презентация групповых проектов. Предложенная тематика групповых проектов 1. Системы письма. Пиктографическое vs фонетическое письмо. 2. Детская речь. Особенности восприятия и вокализации. Этапы развития синтаксиса, словарного запаса. 3. Язык и власть. Стратегии коммуникации. Языковое варьирование как пример воздействия. 4. Межличностная коммуникация. «Лингвистическая вежливость» по Брауну и Левинсону. Культурные особенности представлений о вежливости. 5. Языковые изменения. Типы и причины языковых изменений. Языковые контакты и историческая реконструкция. 6. Социальные диалекты. Полевые исследования. Литературный язык vs сленг, жаргон и т.д.
  • Раздел 3. Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки.
    Эта серия научно-исследовательских семинаров представляет общие перспективы современного социального анализа со стороны как методологии, так и сути исследовательских проблем и их конструирования в социологии и смежных дисциплинах. Каждый из семинаров социологической тематики состоит из двух частей, методологической и проблемной. В первой части занятия обсуждается методология социологического исследования данной проблематики и применение конкретного метода, объясняются его возможности и ограничения; также кратко представляется и обсуждается методика составления и написания научного текста определенного типа. Во второй части занятия рассматривается на конкретных примерах применение этой методологии и метода в исследованиях на определенную занятием тему, в рамках социологически сформулированных исследовательских вопросов и социологического инструментария. Примером обсуждения может служить исследовательская статья, предварительно прочитанная в качестве домашнего задания и затем обсуждаемая на семинаре в аудитории в виде презентации с докладом или сессии «вопрос-ответ»; краткая презентация релевантного исследования в виде слайдов, таблиц, текста или видеоматериала; разбор главы аналитического доклада или монографии; анализ и обсуждение медиа публикаций, квалификационных научных работ, исследовательских пропозалов. Прежде всего, в качестве материалов для предварительного чтения и последующего обсуждения на семинаре предлагаются научные статьи из ведущих международных рецензируемых журналов, главы коллективных монографий лучших издательств и аналитических докладов ведущих экспертных организаций, написанные по материалам исследований актуальных проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки. Семинар 1. Междисциплинарность в изучении современных социальных проблем. Исследовательская проблема. Постановка исследовательских вопросов. Выбор методологии и метода исследования. Типология научных статей. Быстрый и эффективный поиск научных статей по требуемой тематике. Аннотация к научной статье. Материалы для обсуждения: Calhoun C. Integrating the Social Sciences: Area Studies, Quantitative Methods, and Problem-Oriented Research. The Oxford Handbook of Interdisciplinarity (2 ed.). Edited by Robert Frodeman. Oxford University Press, 2017. URL: https://proxylibrary.hse.ru:4334/view/10.1093/oxfordhb/9780198733522.001.0001/oxfordhb-9780198733522-e-11?print=pdf Smelser N.J. On Comparative Analysis, Interdisciplinarity and Internationalization in Sociology. International Sociology. 2003. Vol 18(4): 643–657. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/067c/a5229b8e595611fe5018f91639bea2bf04c7.pdf?_ga=2.155360507.1575550624.1590765072-1312803235.1590266239 Семинар 2. Региональные и сравнительные исследования в социальных науках. Основные этапы и особенности социологического исследования. Методология и методы сравнительных исследований в социологии. Программа исследования, исследовательский инструментарий, базы опросных данных. Материалы для обсуждения: Андреенкова А.В. Межстрановые сравнительные исследования в социальных науках: методология, этапы развития, современное состояние // Мир России. 2011. №3. С. 125-154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhstranovye-sravnitelnye-issledovaniya-v-sotsialnyh-naukah-metodologiya-etapy-razvitiya-sovremennoe-sostoyanie Smith P. Resources for Conducting Cross-National Survey Research. Public Opinion Quarterly. 2015. Vol. 79(S1): 404-409. URL: profiles for this publication at: https://www.researchgate.net/publication/276426674
  • Раздел 3. Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки.
    Семинар 3. Социальная структура и неравенство. Описательные исследования. Источники данных официальной статистики и её анализ. Вторичный анализ данных социологических исследований. Индексы и рейтинги. «Серая литература». Аналитические доклады. Материалы для обсуждения: Danilova E. Actual and Perceptual Social Inequality under Transformative Change in Russia and China. Europe - Asia Studies. 2017. Vol. 69(1) 27–52. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09668136.2016.1273317 Khraif R.M., Salam A.A., Elsegaey I., AlMutairi A. Changing Age Structures and Ageing Scenario of the Arab World. Social Indicators Research. 2015. Vol. 121: 763-785. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11205-014-0664-0 Korotayev A.V., Issaev L.M., and Shishkina A.R. Female Labor Force Participation Rate, Islam, and Arab Culture in Cross-Cultural Perspective. Cross-Cultural Research. 2015. Vol. 49(1): 3-19. URL: https://publications.hse.ru/articles/98393662 Семинар 4. Ценности и нормы. Количественная методология исследований. Опросный метод. Анкетирование и формализованное интервью. Реферативные журналы и рецензирование книг. Материалы для обсуждения: Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. https://www.hse.ru/data/2012/02/24/1266136909/inglehart_welzel.pdf Костенко В.В., Понарин Э.Д., Стребкова О.Н. Влияние исторических процессов на гендерные установки в странах Арабского Востока // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 2. С. 126-146. URL: https://publications.hse.ru/articles/266861057 Oh J.H., Lee J.H. Asian Values, Ethnic Identity, and Acculturation among Ethnic Asian Wives in South Korea. Journal of International Migration and Integration. 2014. Vol. 15(1): 73-91. DOI: 10.1007/s12134-012-0269-x URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12134-012-0269-x Семинар 5. Идентичность, социальные статусы и социальные роли. Качественная методология исследования. Неформализованное интервью. Фокус-группы. Структура научной статьи в качественной и количественной методологии. Материалы для обсуждения: Chor Leng Goh E., Göransson K. Doing Ethnographic Research in Chinese Families - Reflections on Methodological Concerns from Two Asian Cities. International Journal of Qualitative Methods. 2011. Vol. 10(3): 265-281. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/160940691101000306 Heinonen T., Cheung M. Views from the Village: Photonovella with Women in Rural China. International Journal of Qualitative Methods. 2007. Vol. 6(4): 35-52. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/160940690700600403 Kwak Y. Challenges and Negotiations of a Young, Female, and Unmarried Researcher: Reflections on Fieldwork in South Korea. International Journal of Qualitative Methods. 2019. Vol. 18: 1-9. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1609406919860388 Liu X. Interviewing Elites: Methodological Issues Confronting a Novice. International Journal of Qualitative Methods. 2018. Vol. 17(1): 1-9. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1609406918770323
  • Раздел 4. Политология и международные отношения.
    Семинар 1. Политическая наука: формирование академического инструментария в исторической перспективе. Темы для обсуждения 1. Политика как общественное явление. Различия politics, policy и polity. 2. Место политологии в системе социальных наук. Отличия фундаментальной и прикладной политологии. 3. Предмет сравнительной политологии и политического анализа. 4. Власть как базовый концепт политологии. Семинар 2. Политика как сфера научной и профессиональной деятельности. Вопросы для обсуждения Семинар строится вокруг обсуждения текста М. Вебера «Политика как призвание и профессия». 1. Как Вебер определяет политику? 2. В чем особенности политики как профессии и политики как призвания? 3. Какова роль «вождя» и «бюрократии» в политическом процессе? 4. Что такое легитимность власти, и каковы ее разновидности? Семинар 3. Смысл научного исследования и его особенности в политической науке. Темы для обсуждения 1. Кто такие политологи и зачем им знать технологию научно-исследовательской деятельности? 2. Что понимается под профессией политолога в российском медийном дискурсе? 3. Нужно ли политическим аналитикам, комментаторам, журналистам, политтехнологам знать технологию исследовательской деятельности? 4. Как научные исследования в сфере политической науки могут использоваться практиками? 5. Различие фундаментальных и прикладных политологических исследований. Семинар 4. Проведение исследования в области международных отношений: с чего начать? 1. Как выбрать тему для исследования. 2. Плохой и хороший исследовательский вопрос. 3. Где искать источники и литературу и как их отбирать. 4. Как делать обзор литературы и почему он важен. 5. Как подобрать методологию и методы исследования. 6. Как отбирать данные для исследования. Семинар 5. Работа с текстом своего исследования. 1. Что такое плагиат. 2. Чем отличается научный текст от научно-популярного. 3. Что такое убедительная аргументация. 4. Как написать хорошее введение и заключение. 5. Обсуждение статей различного качества (работа в группах).
  • Раздел 5. Академическое чтение.
    Данная группа семинаров нацелена на то, чтобы развить у студентов навыки академического и чтения; способствовать получению студентами достоверных критериев для анализа и интерпретации научного текста; а также продемонстрировать возможности междисциплинарной работы в области гуманитарных и социальных наук. В результате освоения дисциплины студент должен уметь грамотно излагать знания по основным измерениям чтения как процесса и специфике академического чтения, а также иметь навыки применения знаний об особенностях академического чтения при написании учебных и научных работ. На занятиях студенты должны стараться конспектировать их содержание. Семинарские занятия предполагают как обсуждение отдельных аспектов академического чтения, так и практику анализа текста. Самостоятельная работа студента предполагает выполнение устных домашних заданий, чтение учебной и научной литературы. К семинарам рекомендуется делать выписки или конспекты, формулирующие основные положения анализируемой работы. Полученные знания и навыки проверяются и оцениваются в ходе работы студентов на семинарах и в ходе итогового контроля. Итоговый контроль предполагает написание к концу модуля письменной аннотации научной статьи (объем аннотации – 1-2 страницы). Семинар 1. Уровни академического чтения. Элементарное и инспекционное чтение Вопросы для обсуждения Первый уровень чтения (элементарное чтение). Второй уровень чтения (инспекционное чтение). Семинар 2. Аналитическое чтение. Стадия содержания. Вопросы для обсуждения Классификация книг. Практическая и теоретическая литература. Понятия сюжета и авторской задумки (первая стадия аналитического чтения). Семинар 3. Аналитическое чтение. Стадия рассуждения. Вопросы для обсуждения Понятие рассуждения (вторая стадия аналитического чтения). Ключевые слова и предложения. Семинар 4. Аналитическое чтение. Стадия критики. Вопросы для обсуждения Критика текста (третья стадия аналитического чтения). Основные направления критики. Семинар 5. Синтопическое чтение. Вопросы для обсуждения Определение и структура синтопического чтения. Стадии синтопического чтения.
  • Раздел 6. Культурология и искусствоведение.
    В данной группе семинаров сделан акцент на искусствоведение, они нацелены на то, чтобы развить у студентов навыки работы с памятниками культуры; дать студентам представление об основных выразительных качествах различных видов искусств; научить студентов правильно формулировать исследовательские задачи при изучении произведения искусства; а также продемонстрировать возможности междисциплинарной работы в области гуманитарных наук и востоковедения. В результате освоения дисциплины студент должен иметь навыки применения знаний об особенностях исследования памятников культуры, описания и анализа произведения искусства при написании учебных и научных работ. На занятиях студенты должны стараться конспектировать их содержание. Семинарские занятия предполагают как обсуждение отдельных работ по истории искусств и культурологии, так и практику анализа памятника культуры. Самостоятельная работа студента предполагает чтение учебной и научной литературы, письменное выполнение анализа произведения искусства. К семинарам рекомендуется делать конспекты заданного для изучения материала, описание заданных памятников культуры. Полученные знания и навыки проверяются и оцениваются в ходе работы студентов на семинарах и в ходе итогового контроля. Итоговый контроль предполагает написание в конце модуля анализа произведения искусства (объем работы – 2-3 страницы). Выбор памятника остается за преподавателем, который учитывает изучаемый студентом восточный регион. Семинар 1. Становление искусствознания как науки. Виды изобразительного искусства. Художественный язык архитектуры. Основные принципы анализа архитектуры. Вопросы для обсуждения Эпохи и стили в искусстве. Типы архитектурных построек. Типология сакральной и светской архитектуры. Семинар 2. Виды изобразительного искусства. Художественный язык скульптуры. Основные принципы анализа скульптуры. Взаимосвязь скульптуры и архитектуры. Вопросы для обсуждения Основные свойства художественного языка скульптуры. Виды и жанры скульптуры. Историческое развитие скульптуры. Семинар 3. Виды изобразительного искусства. Художественный особенности и техники живописи. Основные принципы анализа живописи. Вопросы для обсуждения Эволюция художественного языка живописи. Жанры живописи и их разновидности. Виды и жанры графики, ее историческое значение. Семинар 4. Основные методы анализа произведения изобразительного искусства. Вопросы для обсуждения Исторический метод. Формально-стилистический метод. Семинар 5. Основные методы анализа произведения изобразительного искусства. Вопросы для обсуждения Иконографичеий метод. Знаточеско-атрибуционный метод.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (Раздел 1. Литературоведение)
    Аудиторная работа предполагает участие в обсуждении прочитанных текстов, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • блокирующий Контрольная работа (эссе) (Раздел 1. Литературоведение)
    Контрольная работа выполняется в форме эссе и предполагает самостоятельный анализ литературного или исторического текста с использованием теории, пройденной в рамках курса. Объем - примерно 1000 слов. Выполняется внеаудиторно.
  • неблокирующий Работа на семинарах (Раздел 2: Лингвистика)
    Оценивается активность участия в индивидуальной и групповой работе в течение каждого семинара.
  • неблокирующий Презентация группового проекта. (Раздел 2: Лингвистика)
    Студенты выполняют групповой проект в группах по 4-6 человек. Целью проекта является аналитический обзор статьи по одной из предложенных тем, дополненный материалом 1-2 дополнительных релевантных статей. Темы, выбранные в рамках одной академической группы, не должны повторяться. Статьи для анализа выбираются студентами самостоятельно, и не должны повторяться (даже в разных академических группах). Требования к статьям для анализа: научная статья с указанием полных выходных данных, аналитический жанр (не описательный), по крайней мере одна из статей должна быть основана на реальном языковом материале/материале полевых исследований/иметь прикладной характер, по крайней мере одна из статей должна быть на английском языке, объем каждой статьи - не менее 20 страниц, дата публикации — не ранее 2000 года. Студенты согласовывают выбранную статью с преподавателем не менее, чем за 14 дней до презентации, проводят анализ и представляют итоги проекта в виде презентации PowerPoint на семинаре 7. Результатом анализа должен стать содержательный рассказ о проблеме, методах и результатах исследований, проведенного в основной статье и дополнительных материалах (процент представленного материала дополнительной статьи должен быть не ниже 40%), снабженный мнением авторов проекта об актуальности и степени изученности темы, адекватности и проработанности методов, достоверности результатов и т.п. Использование справочной литературы приветствуется. Студенты могут проводить анализ совместно или разделить между собой пункты для анализа на предварительном этапе, но все студенты должны проявить одинаковый уровень понимания относительно всех частей проекта. Оценка выставляется проекту в целом. Регламент выступления 10-12 минут.
  • неблокирующий Тест (Раздел 2: Лингвистика)
    Тест выполняется студентами индивидуально в письменной форме в начале 4-го семинара раздела 2 или в системе LMS между 3 и 4 семинарами на усмотрение преподавателя. Время выполнения теста 10-15 минут. Тест может содержать задания, предполагающие 1) выбор одного (или нескольких) правильных вариантов ответа из предложенных, 2) выбор между несколькими утверждениями («истинно» / «ложно» / «не дано в тексте») или 3) краткий ответ на открытый вопрос.
  • блокирующий Экзамен (Раздел 2. Лингвистика)
    Экзамен проводится в письменной форме в дистанционном формате на платформе LMS. Время на выполнение задания – 40 минут. Экзамен состоит из двух частей: теста с различными типами вопросов и письменного задания по содержанию программы раздела 2 (Лингвистика). Тест состоит из 25 вопросов, предполагающих выбор одного (или нескольких) правильных вариантов ответа из предложенных, расположение ответов в правильном порядке, установление соответствий, заполнение пропусков или краткого ответа на открытый вопрос. За ответ на каждый вопрос присуждается балл, которые в сумме максимально составляют 50% итогового балла. Время ответа на каждый вопрос ограничено.
  • неблокирующий Домашняя работа (Раздел 3.)
    Домашняя работа выполняется после изучения темы №1 и состоит в подготовке краткого синопсиса самостоятельно найденной эмпирической научной статьи по социологии о проблемах страны или региона Юго-Восточной Азии, Центральной Азии или Ближнего Востока, в публицистическом стиле, для неподготовленного читателя. Письменно пояснить в начале задания мотивацию своего выбора статьи, охарактеризовать актуальность и новизну исследования, значимость его результатов, а также использованные автором подходы и методы. Объем текста не более 1 страницы А4 (шрифт times new roman, кегль 12, интервал 1,15). Статью, по которой был написан синопсис, приложить к выполненному домашнему заданию.
  • неблокирующий Работа на семинарах (Раздел 3.)
    Оценивается работа студентов во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.).
  • неблокирующий Контрольная работа (Раздел 3.)
    После изучения темы № 5 студент выполняет домашнюю контрольную работу: составляет краткий план возможной исследовательской статьи в рамках количественной, качественной или смешанной методологии, включающий описание актуальности темы, степени разработанности изучаемой проблемы в социологии и смежных дисциплинах (краткий аналитический обзор научных источников), формулировку исследовательского вопроса, постановку задач исследования, а также выбор методов сбора и анализа данных для их реализации. Объем текста не более 2-3 страниц А4 (шрифт times new roman, кегль 12, интервал 1,15). Тема выбирается студентом(кой) самостоятельно.
  • неблокирующий Работа на семинарах (Раздел 4. Политология и международные отношения)
    Критерием оценивания текущего освоения дисциплины является активное участие в обсуждении на семинарах: обсуждении конкретных тем, выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п. Оценивается каждый семинар. Оценка за работу на семинарах рассчитывается как среднее арифметическое оценок за пять семинаров.
  • неблокирующий Контрольная работа (эссе) (Раздел 4. Политология и международные отношения)
    Выполняется внеаудиторно.
  • блокирующий Экзамен (Раздел 4. Политология и международные отношения)
    Экзамен по данному разделу проводится в онлайн-формате. Форма ответа – устное выступление по одному из 15 билетов. В каждом билете один вопрос. Студент даёт ответ без подготовки.
  • неблокирующий Работа на семинарах (Раздел 5. Академическое чтение)
    Оценивается работа студентов во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.).
  • неблокирующий Работа на семинарах (Раздел 6. Культурология и искусствоведение)
    Оценивается работа студентов во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.).
  • неблокирующий Экзамен (По разделам 5 и 6)
    Экзамен проводится в конце 4 модуля по результатам освоения разделов 5 «Академическое чтение» и 6 «Культурология и искусствоведение». Экзаменационное задание определяется выбором экзаменационного билета. В экзаменационном билете будет обозначен раздел, ко которому студен должен будет выполнить письменное домашнее задание. Если в билете будет указан раздел 5 «Академическое чтение», студент будет должен представить письменную аннотацию научной статьи (по выбору студента). Объем аннотации – 1-2 страницы. Если в билете будет указан раздел 6 «Культурология и искусствоведение», студент будет должен представить письменный анализ памятника искусства (название памятника будет указано в билете). Объем работы – 2-3 страницы. Примерный план письменного анализа памятника искусства (полный план письменного анализа произведения изобразительного искусства студенты получат на 1 семинаре раздела). I. Введение: 1. Произведение: автор, название, дата создания. Собрание/место нахождения архитектурного памятника. Техника. 2. Цель и задачи работы. II. Описание и анализ произведения: 1. Жанр, тема, сюжет. 2. Композиционная схема и её функции 3. Пространство и его функции. 4. Светотень, объём и их роль. 5. Цвет, колорит и его функции. III. Заключение.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Формула оценки за раздел 1 (Литературоведение): Ор1 = 0,6 * Оар + 0,4 * Окрэ. Оар – оценка за аудиторную работу по разделу 1 (Литературоведение); Окрэ – оценка за контрольную работу (эссе) по разделу 1 (Литературоведение) – блокирующая. Формула оценки за раздел 2 (Лингвистика): Ор2 = 0,2 * Орсл + 0,3 * Отест + 0,2 * Опрез + 0,3 * Оэ2. Орсл – оценка за работу на семинарах по разделу 2 (Лингвистика); Отест – оценка за тест по разделу 2 (Лингвистика); Опрез – оценка за презентацию группового проекта по разделу 2 (Лингвистика); Оэ2 – оценка за экзамен по разделу 2 (Лингвистика) – блокирующая.
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Формула оценки за разделы 3 и 4 (Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки и Политология и международные отношения): Ор34 = 0,2 * Одзс + 0,2 * Орссп + 0,4 * Окрсп + 0,2 * Оэп. Одзс – оценка за домашнее задание по разделу 3 (Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки); Орссп – среднее арифметическое оценок за работу на семинарах по разделам 3 и 4 (Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки и Политология и международные отношения); Окрсп – среднее арифметическое оценок за контрольные работы по разделам 3 и 4 (Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки и Политология и международные отношения); Оэп– оценка за экзамен по разделу 4 (Политология и международные отношения) – блокирующая.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Формула оценки за разделы 5 и 6 (Академическое письмо и Культурология и искусствоведение): Ор56 = 0,25 * Орса + 0,25 * Орси + 0,5 * Оэ56. Орса – оценка за работу на семинарах по разделу 5 (Академическое письмо). Орси – оценка за работу на семинарах по разделу 6 (Культурология и искусствоведение). Оэ56– оценка за экзамен по разделам 5 и 6 (Академическое письмо и Культурология и искусствоведение). Формула оценки итоговой аттестации по дисциплине: Оитог= 0,2* Ор1+0,2* Ор2+0,3* Ор34+0,3* Ор56, где: Ор1 – оценка за раздел 1 (Литературоведение); Ор2 – оценка за раздел 2 (Лингвистика); Ор34 – оценка за разделы 3 и 4 (Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки и Политология и международные отношения); Ор56 – оценка за разделы 5 и 6 (Академическое письмо и Культурология и искусствоведение).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ruane, J. M. (2016). Introducing Social Research Methods : Essentials for Getting the Edge. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1107215
  • Zetterholm, E. (1997). Impersonation: a phonetic case study of the imitation of a voice. Working Papers, Lund University, Dept. of Linguistics, 46.
  • Андреенкова, А. (2011). Межстрановые Сравнительные Исследования В Социальных Науках: Методология, Этапы Развития, Современное Состояние.
  • Ильина Т. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА 2-е изд. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-10779-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-431512
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clark, J. A., & Cavatorta, F. (2018). Political Science Research in the Middle East and North Africa : Methodological and Ethical Challenges. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1843250
  • Danilova, E. (2017). Actual and Perceptual Social Inequality under Transformative Change in Russia and China. Europe-Asia Studies, 69(1), 27–52. https://doi.org/10.1080/09668136.2016.1273317
  • SMITH, T. W. (2015). Resources for Conducting Cross-National Survey Research. Public Opinion Quarterly, 79, 404–409. https://doi.org/10.1093/poq/nfv004
  • Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник / Власов В.Г. - СПб:СПбГУ, 2017. - 264 с.: ISBN 978-5-288-05732-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001460
  • Яковлева Н.А., Чаговец Т.П., Бабияк В.В. - Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: учебное пособие - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2019 - 720с. - ISBN: 978-5-8114-2570-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113174