• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История в меняющемся мире

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гулакова Мария Анатольевна, Лоскутова Марина Викторовна, Хряков Александр Васильевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

При освоении дисциплины «История в меняющемся мире» решаются следующие задачи: раскрываются базовые понятия исторической науки и ее понятийно-категориальный аппарат; рассматриваются этапы эволюции исторического знания и процесс становления исторической науки; демонстрируются основные направления (области исследования) исторической науки XX – начала ХХI вв.; раскрывается особенность взаимоотношений исторических знаний и массового общественного сознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам общее систематизированное представление о характере исторических знаний, их функциях и циркуляции в обществе, о соотношении исторических научных знаний и исторической памяти, о роли историков в производстве исторического знания в обществе и использования исторического знания в государственной и публичной сферах
  • Дать представление о разнообразных направлениях современных исторических исследований и помочь студентам сформировать понимание широкого поля глобальной, сравнительной и транснациональной истории
  • Подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины перемен историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Студент воспроизводит основные понятия исторической науки. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует эти понятия в исследовательских ситуациях.
  • Воспроизводит основные понятия, термины политической истории. Проводит различия между различными подходами этого направления. оценивает значимость различных подходов к политике. Видит достоинства и недостатки подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины экономической истории. Оценивает значимость этого направления. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, которыми оперируют история империй и история наций и национализма. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины, дискуссии социальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории женщин и гендерной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений, видит различия между ними, их преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины демографической истории и истории семьи. Знает основные этапы их возникновения и развития, оценивает значимость для понимания современных процессов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с микроисторией. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Знает особенности различных подходов в истории повседневности.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории культуры и новой культурной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины исторической антропологии. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории идей и интеллектуальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Студент объясняет причины и следствия возникновения устной истории как особого направления. Знает эволюцию этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Применяет теории для анализа устных источников
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории эмоций и истории тела. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений. Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость.
  • Знает некоторые наиболее значимые работы по исторической географии. Объясняет причины и следствия возникновения "пространственного поворота" в исторической науки. Видит его преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории искусства. Объясняет причины и следствия "визуального поворота". Видит преимущества и недостатки нового подхода. Оценивает его значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с "лингвистическим поворотом" в историографии. Знает историю возникновения, объясняет причины и следствия возникновения "лингвистического поворота". Видит преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит и правильно истолковывает содержание понятия "историческая память". Знает историю возникновения этого термина, объясняет причины и следствия его использования. Знает различные виды публичной истории и их особенности, оценивает их перспективы. Применяет этот материал для анализа масс-медиа
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории науки. Знает историю, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит особенности направления. Оценивает значимость.
  • Знает историю возникновения и развития экологической истории, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Воспроизводит основные понятия, термины. Оценивает значимость.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука.
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Значение и смысл понятия «история» (античность, средние века, новое время). Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом.
  • Культура исторической памяти и публичная история
    Что такое память? Индивидуальная и коллективная память. Морис Хальбвакс и социальные рамки памяти. Пьер Нора и «места памяти». Факторы, влияющие на формирование коллективной памяти: забвение, интерпретация, манипуляция. Медиа и память: формы и практики. Usable Past/Актуальное прошлое: историческая политика, политики памяти. Публичная или прикладная история? Становление публичной истории. Образовательные программы по публичная история в России. Подходы, приемы, достижения и перспективы публичной истории. Появление прикладной истории как вызов для академической науки.
  • История исторического знания.
    Формирование исторической мысли в Древней Греции. Влияние войн на греческое общественное самосознание. «История» Геродота и «История» Фукидида – два варианта историописания. Историческая мысль эпохи эллинизма. Влияние походов Александра Македонского на развитие исторической мысли Древней Греции. Возникновение ранних форм исторических знаний в Риме. Тацит. Формирование биографического жанра. Светоний и Плутарх. Различия процесса генезиса исторической мысли в Греции и Риме. Исторические знания и средневековая культура. Формирование христианской традиции историописания. Августин Аврелий. Принцип провиденциализма. Истории германских народов: Иордан, Григорий Турский, Беда Достопочтенный. Западноевропейские средневековые хроники и русские летописи. Фигура хрониста и летописца. Влияние текстов Священного Писания на историческую мысль Европы и Руси. Возрождение и новый образ истории в европейской культуре. Основные черты гуманистической историографии в Италии. Влияние античных историков. Новая периодизация исторического процесса. Л. Валла и полемика вокруг Константинова дара. Историческая мысль эпохи Реформации. Ж. Боден. Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Особенности исторической мысли немецкого Просвещения. Развитие исторической науки в Германии. Принцип историзма и новое понимание принципов и задач исторического исследования. Начало институционального оформления исторической науки. Н.М. Карамзин и историческая наука в России. Позитивизм в исторической мысли Европы. Кризис классического позитивизма. Формирование нового образа исторической науки. Школа Анналов. Основные «повороты» в развитии исторической науки в XX–XXI вв.
  • Структура и логика историко-научного исследования.
    Наука как часть культуры. Специфика исторической науки. Основные структурные уровни исторической науки (проблематика, источниковая база, методология, концепция). Источниковедение и историография как основа любого исторического исследования Теоретико-методологические представления как основа научного исследования. Основные понятия исторической науки (историзм, исторический факт, исторический источник, объективность). Вспомогательные исторические дисциплины. Историческая эвристика. Библиографический поиск. Правила работы в архивах. Цифровые методы в современной исторической науке. Традиционные и современные электронные библиотеки и базы данных.
  • Политическая история
    Становление истории как науки в конце XIX века: положение о первичности политики и его воздействие на развитие исторической науки. Наука о политике: истоки у Аристотеля и Макиавелли. Две линии развития понятия о политике в историографии. Современные тенденции политической истории. Новая политическая история. Внешняя политика и международные отношения как приоритетное поле политической истории. «Великие дебаты» об истории международных отношений. Подходы политической, социальной и культурной истории к изучению истории международных отношений: политика великих кабинетов - примат экономических интересов - новая политическая история. История политических и правовых теорий. Роль политических и правовых теорий в истории и в исторической науке. Институционализм и рационализм в политике. Утилитаризм как нормативная политическая история. Альтернативы к либерализму: либертаризм и коммунитаризм. Современная марксистская политическая мысль. Современный консерватизм.
  • Империи и нации в историческом процессе.
    Национальная история как традиционная форма повествования о прошлом. Нации и национализм в исторической науке. Империи как форма власти, единицы устройства мирового порядка, рамки для глобализации и растущей взаимосвязанности мира. Управление этнической и демографической разнородностью в рамках империй.
  • Экономическая история.
    Экономическая история в структуре исторической и экономической наук. Экономическая история или историческая экономика? Предмет и функции, проблемы периодизации. Становление и развитие экономической истории как дисциплины в составе исторической и экономической науки.
  • Социальная история
    Понимание социального в XIX-начале ХХ в. К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм. Причины появления социальной истории в конце XIX-ХХ вв. Разные подходы к социальной истории в ХХ в. заимствование подходов, понятий и методов исследования из области социальных наук. От социальных групп к социальным идентичностям – что стоит за сменой терминологии?
  • История женщин и гендерная история.
    Общественно-политический контекст появления истории женщин как особого направления исторической науки ХХ в. От истории женщин к гендерной истории – что стоит за сменой терминологии?
  • Историческая демография и история семьи
    Возникновение и развитие этих направлений во второй половине XX в. Основные понятия, концепции и проблемы, которые изучают историческая демография и история семьи. Ф. Арьес и его история субъективного восприятия возраста человека. Источники по исторической демографии и истории семьи и методы работы с ними. Значимость исторической демографии для понимания современных демографических процессов.
  • История повседневности и микроистория
    Понятие «повседневности» в разных направлениях и школах исторической науки ХХ в. «Структуры повседневности» Ф. Броделя. Развитие «истории повседневности» в Германии как реакция на историческую социологию 1950-х-1960-х гг. Семиотика повседневности Ю. Лотмана. Микроистория в Италии и США в 1970-е-1980е гг.
  • История науки
    Изучение истории науки в ХХ в. Когнитивный и социальный подходы в истории науки. Смена парадигм в изучении истории науки в последние десятилетия ХХ в.: от истории идей к истории научных практик. Ученые в разные эпохи – социальные роли, научные сообщества и места производства научного знания – экспедиции, лаборатории, ботанические сады и зоопарки. Ученый при королевском дворе, в академиях наук, салонах XVIIIв., университетах и лабораториях XVIII-XIX вв. История возникновения бинарных оппозиций: прикладная – фундаментальная наука, фундаментальная наука и научно-популярное знание.
  • История окружающей среды и взаимодействия человека с ней
    Истоки и задачи экологической истории. Ее связь с другими дисциплинами и методы исследования. Историческая климатология, история ландшафта, история технологий природопользования. История «зеленых» общественно-политических движений в ХХ в. Перспективы развития экологической истории и связь с актуальными проблемами современности.
  • Географическое пространство и историческая наука. «Пространственный поворот».
    Историки XIX-XX вв. о географическом факторе в истории человечества. Историческая география как вспомогательная историческая дисциплина. История географии: путешественники, ученые, картографы. Понятие «производство пространства» (А. Лефевр) и пространственный поворот» в исторической науке рубежа XX-XXI вв. Локальная, региональная история и краеведение.
  • История культуры и новая культурная история
    Основные этапы эволюции истории культуры. Я. Буркхардт и Й. Хейзинга. Культура vs Цивилизация. М. Вебер о роли культуры в жизни общества. Н. Элиас и «Процесс цивилизации». К. Гирц «Насыщенное описание». Интерпретативная теория культуры. Новая культурная (культуральная) история. Р. Шартье и «Культурные истоки Французской революции». Культуры как знаковая система. Семиотика: перспективы и сложности. Ю.М. Лотман и «Беседы о русской культуре».
  • Историческая антропология.
    Начало антропологии. Ф. Боас, Б. Малиновский, М. Мосс и «Очерк о даре». Основные понятия антропологии. Влияние культурной антропологии на исторические исследования. Междисциплинарность в историко-антропологических исследованиях. История ментальностей. Понятие «менталитет»: основные подходы и сложности определения. Л. Февр, М. Блок. Расширение «территории историка»: новые области исследования. Военно-историческая антропология.
  • История идей. Интеллектуальная история.
    Традиционная история идей историографии XIX в. Идеи как главные субъекты истории. «Дух эпохи». Ф. Мейнеке. А. Лавджой и «Великая цепь бытия». Новая интеллектуальная история. Кембриджская школа интеллектуальной истории. К. Скиннер. Немецкая школа «истории понятий» (Begriffsgeschichte). Р. Козеллек. Понятия «Sattelzeit», «пространство опыта», «горизонт ожиданий».
  • История искусств и «визуальный поворот» в истории.
    Традиционная история искусств. Дж. Вазари и «Жизнеописания». И. Винкельманн. Понятия «стиль эпохи», «аллегория», «мимесис». Стилистический анализ и его цель. Социальная история искусства. Роль заказчика и критика. Знаточество. Возникновение фотографии и кинематографа. А. Варбург и атлас «Мнемозина». Библиотека Варбурга. Э. Панофски и иконологический метод. В. Беньямин и «Произведение искусства в эпоху…». Культурная и социальная составляющая зрительного восприятия. Визуальный поворот в историографии. Текст и образ. Визуальные источники и метод наблюдения в исторической науке. Визуальная антропология.
  • Лингвистический поворот в истории
    Постмодернизм и философия истории. Лиотар «Состояние постмодерна». Критика Модерна. Постмодернистский вызов и современное историческое познание. Лингвистический поворот. Ф. де Соссюр и «Курс Общей лингвистики». Р. Барт и «Смерть автора». Теория исторического познания Х. Уайта. Реакция историков и формирование «третьего пути».
  • Устная история.
    Исчезновение устных рассказов-воспоминаний из спектра легитимных исторических источников в XIX в. и причины этого процесса. Возникновение устной истории как особого направления исторической науки в Северной Америке и Западной Европе во второй половине ХХ в.: общественно-политический контекст и региональные отличия. Историческая наука в СССР и устные источники: работа по записи воспоминаний участников гражданской войны, активистов профсоюзного движения в 1920-е- 1930-е гг. «Блокадная книга» Д. Гранина и А.Адамовича. Особенности работы историков с устными источниками.
  • История эмоций
    Предшественники этого направления в историографии ХХ в. (Й. Хейзинга). Психоанализ и англо-американская историческая наука второй половины ХХ в. История эмоций как новое направление исторической науки рубежа XX-XXI вв.: попытка выработки понятийного аппарата и заимствование некоторых положений современной психологии. История французской революции сквозь призму истории эмоций (У. Редди). «Новый историзм» в современном российском литературоведении и обращение к истории эмоций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе семинара
  • неблокирующий Резюме прочитанной статьи или главы (глав) монографии
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Резюме прочитанной статьи или главы (глав) монографии + 0.5 * Тест + 0.25 * Участие в работе семинара
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Филюшкина А.И. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-9916-1820-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-432123
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколов А. Б. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-07481-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-sovremennye-zapadnye-napravleniya-437270