• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История литератур Европы и США

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Кашлявик Кира Юрьевна, Ушакова Александра Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Программа "Античная литература" предназначена для студентов-бакалавров и преподавателей, ведущих этот курс. Курс является пропедевтическим по отношению к последующим курсам истории зарубежной литературы. Преподаватель основательно ознакомит студентов с основными особенности античности как типа культуры, сформирует представления о важнейших авторах античности, входящих в античный канон, раскроет особенности литературы античности в области поэзии, драматургии и прозы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины "Античная литература" является формирование представления о развитии западноевропейской литературы античного периода в контексте мировой культуры и во взаимосвязях с развитием русской литературы. Изучение античной литературы позволит студентам ознакомиться с важнейшими тенденциями и явлениями литературы различных культурных эпох в области поэзии, драматургии и прозы (художественной и художественно-публицистической); - проанализировать важнейшие теоретические проблемы становления и развития литературы в ее национально-специфических формах; - выработать навыки анализа художественного текста с учетом жанровой разновидности, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение основных понятий, географии распространения античного мира. Умение ориентироваться в цивилизационных моделях античности.
  • Усвоение понятия "миф". Понимание хронологии и периодов развития античной мифологии. Умение разбираться в основных циклах античных мифов, их идейной составляющей, видеть в них материал для художественного творчества последующих эпох.
  • Формирование понимания эпического, знание поэм Гомера.
  • Знание источников происхождения древнегреческой драмы, сюжетосложения трагедий, творчества великих трагиков.
  • Знание основных жанров и автором древнеримской прозы.
  • Знание общей характеристики "золотого века" древнеримской литературы и ее авторов.
  • Понимание своеобразия древнеримской комедии в ее соотношении с греческими образцами. Знание творчества Плавта и Теренция.
  • Знание хронологии древнеримской литературы, ее отличие от древнегреческой. Понимание своеобразие римской мифологии в сравнении с древнегреческой.
  • Знание источников происхождения древнегреческой комедии, понимание общественного характера комедии. Знание творчества Аристофана.
  • Знание основных жанров древнегреческой лирики и их особенностей.
  • Знание основных жанров прозы высокой классики. Творчества Геродота и Платона. Умение рассуждать о поэтике их произведений.
  • Знание видов красноречия. Понимание основных принципов риторики как искусства с опорой на "Риторику" Аристотеля.
  • Знание географии и хронологии эпохи эллинизма, основных жанров эллинистической литературы.
  • Знание особенностей новоаттической комедии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция.
    1. Периодизация античной литературы. Архаический, классический, эллинистический периоды. Понятие о мифе. Античный миф в литературе и искусстве. Космогония в греческой мифологии. Происхождение мира и богов. Темные боги. Боги Олимпийцы. Их римские двойники. Превращение мира из Хаоса в Космос. Аид и царство мертвых. Посейдон и божества моря.
  • Античная мифология.
    Происхождение людей. Появление героев. Крупнейшие герои греческой мифологии. Геракл и его 12 подвигов. Персей. Сизиф. Тантал. Тезей и цикл об аргонавтах. Фиванский и троянский циклы.
  • Античная драма
    Возникновение античной драмы из культа бога Диониса. Древнегреческая трагедия. Ее структура. Роль хора. Устройство театра в Древней Греции. Театральные состязания. Эсхил – отец трагедии. Эволюция жанра в его творчестве. «Умоляющие», «Персы», «Орестея».
  • Творчество Софокла и Еврипида
    Век Перикла – эпоха наивысшего расцвета афинского полиса. Софокл. Введение третьего актера и декораций. Перенесение акцента с хора на действующих лиц. Трагедии «Эдип-царь» и «Антигона». Начало упадка афинского полиса. Еврипид как «самый трагичный из поэтов» и «философ на сцене». Психологизм его трагедий «Ипполит увенчанный» и «Медея».
  • Древнеаттическая комедия.
    Ее происхождение из культа бога Диониса. Связь с политической жизнью афинского полиса. Структура комедии. Функции хора в комедии. Отец греческой комедии Аристофан. «Облака», «Лягушки» и «Лисистрата» как отклики на злободневные проблемы современности.
  • Древнегреческая лирика.
    Появление и своеобразие. Виды лирики: ямбы, элегии, эпиграммы, исполняемые в сопровождении духовых инструментов, и мелика, исполняемая в сопровождении струнных инструментов. Творчество Архилоха, Солона, Феогнида, Сапфо, Алкея, Анакреонта.
  • Прозаические жанры древнегреческой литературы
    Философская проза. Сократ, его жизнь и учение. Платон. Его философская система и основные сочинения. Жанр диалога. Историческая проза. Отец истории Геродот. Сочинения Фукидида и Ксенофонта.
  • Ораторское искусство
    Расцвет ораторского искусства в V-IV в. до н.э. Деятельность Демосфена. Его ораторское наследие. Последователи Демосфена. «Риторика» Аристотеля. Пять основных правил ораторского искусства.
  • Новоаттическая комедия
    Отличие от древнеаттической комедии. Творчество Менандра. Анализ комедии «Брюзга». Понятие о комедии характеров. Роль случая в комедии. Появление «камерных» божеств. Отсутствие связи с политикой.
  • Древнеримская литература
    Периодизация. Отличие от греческой литературы и связи с ней. Своеобразие римской мифологии. Исконные италийские божества. Янус. Лары и Маны. Гении и Юноны.
  • Древнеримская комедия
    Тогата и палеата. Творчество Плавта и Теренция. Из комедии в соотношении с греческими образцами. Анализ комедии Теренция «Свекровь». Жанровое своеобразие. Нетрадиционность образов. Отсутствие острого конфликта.
  • «Золотой век» римской литературы.
    Императорский Рим и политика Октавиана Августа в отношении культуры. Меценат. Творчество Горация. Оды, послания и сатиры. Творчество Овидия. «Наука любви», «Метаморфозы». Творчество Вергилия. «Буколики», «Георгики».
  • Философская, историческая и ораторская проза древнего Рима
    Материализм Лукреция. Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне», «Записки о Гражданской войне». Своеобразие римской историографии. Политическая жизнь Рима и ораторская проза. Цицерон. «Жизнеописания» Плутарха.
  • Античный эпос.
    Понятие о героическом эпосе. Его основные жанровые доминанты. Илиада как образец древнегреческого героического эпоса. Сочетание исторической информации и вымысла. Герои Илиады. Неспешность эпического времени в поэме. Приемы ретардации. Особый приподнятый поэтический стиль. Перевод Гнедича – первый поэтический перевод с греческого оригинала. Жанровое своеобразие Одиссеи. Вопрос об авторстве поэм.
  • Эллинизм
    Эпоха Эллинизма. Периодизация. Завоевание Востока Александром Македонским и расширение греческой ойкумены. Взаимовлияние культур. Перемещение культурного центра из Афин на Восток. Александрия и Пергам. Знаменитые библиотеки. Создание Музея. Философские школы эллинистического периода. Александрийская поэзия. Каллимах. Аполлоний Родосский. Феокрит. Возникновение жанра идиллии. Появление романа. «Дафнис и Хлоя» Лонга.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Стихи
  • неблокирующий Мифологический словарь
  • неблокирующий Семинары
  • блокирующий Тест 1
  • блокирующий Тест 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Мифологический словарь + 0.3 * Семинары + 0.1 * Стихи + 0.075 * Тест 1 + 0.075 * Тест 2 + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристофан -. ; Пер. Апт С. К. - КОМЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 377с. - ISBN: 978-5-534-06640-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/komedii-412169
  • Моммзен Т. ; Пер. Неведомский В. Н., Веселовский А. Н., Под ред. Чечулина Н.Д. - ИСТОРИЯ РИМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 291с. - ISBN: 978-5-534-06632-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rima-412132
  • Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
  • Софокл -., Еврипид -. ; Пер. Мережковский Д. С. - ТРАГЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-07669-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tragedii-423536
  • Эсхил -., Менандр -. ; Пер. Апт С. К. - АНТИЧНАЯ ДРАМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-06641-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antichnaya-drama-441954

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grintser, N. (Гринцер, Н. ., & Shumilin, M. (Шумилин, М. . (2015). Antiquity in the Modern Times. Homeric Question[Антиковедение В Новое Время. Гомеровский Вопрос]. Published Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.ppaper.mn71
  • Медовичев, А. (1997). 97.02.005. Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер И История Восточного Средиземноморья. - М.: Изд. Фирма “Вост. Лит.” Ран, 1996. - 328 С. - Библиогр.: 306-321. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E972358
  • Мищенко Ф.Г. - Фиванская трилогия Софокла - Издательство "Лань" - 2013 - 29с. - ISBN: 978-5-507-13153-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13547