Магистратура
2021/2022
Современный книжный рынок и издательский бизнес
Статус:
Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Гачечиладзе Ирина Ивановна
Прогр. обучения:
Литературное мастерство
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Современный книжный рынок и издательский бизнес в России и за рубежом» являются: формирование у студентов представлений об этапах и особенностях существования книжного рынка в современной̆ России и за рубежом, об основных институтах книжного дела, об аудитории (аудиториях) тех или иных изданий; развитие навыков ориентации в структуре книжного рынка (как бумажных, так и электронных книг), его запросах, динамике, тенденциях, в том числе отдаленных; Формирование у студентов навыка интерпретации внешнего облика книги в связи с ее содержанием и потенциальной читательской аудиторией, понимания причин популярности тех или иных изданий, а также места феномена книги и чтения в современной культуре. В результате освоения курса студенты должны знать устройство издательства и основные стадии издательского процесса, уметь анализировать установку издательства при подготовке и выпуске книг, издательскую политику в области гуманитарного (в том числе научного) и беллетристического книгоиздания, владеть анализом устройства конкретной книги, интерпретации ее содержания, оформления и других элементов дизайна во взаимной связи.Текущий контроль включает в себя написание самостоятельной работы. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений об этапах и особенностях существования книжного рынка в современной России и за рубежом, об основных институтах книжного дела, об аудитории (аудиториях) тех или иных изданий; Развитие навыков ориентации в структуре книжного рынка (как бумажных, так и электронных книг), его запросах, динамике, тенденциях, в том числе отдаленных; Формирование у студентов навыка интерпретации внешнего облика книги в связи с ее содержанием и потенциальной читательской аудиторией, понимания причин популярности тех или иных изданий, а также места феномена книги и чтенияв современной культуре.
- Формирование у студентов представлений об этапах и особенностях существования книжного рынка в современной России и за рубежом, об основных институтах книжного дела, об аудитории тех или иных изданий. Развитие навыков ориентации в структуре книжного рынка (как бумажных, так и электронных книг), его запросах, динамике и тенденциях. Формирование у студентов навыка интерпретации внешнего облика книги в связи с ее содержанием и потенциальной читательской аудиторией, понимания причин популярности тех или иных изданий, а также места феномена книги и чтения в современной культуре.
Планируемые результаты обучения
- Владеть: – Анализом устройства конкретной книги, интерпретации ее содержания, оформления и других элементов дизайна во взаимной связи;
- Знать устройство издательства и основные стадии издательского процесса;
- Уметь рассматривать книгоиздание в контексте методологии современных гуманитарных наук и современной культуры.
- Уметь: Анализировать установку издательства при подготовке и выпуске книг, издательскую политику в области гуманитарного (в том числе научного) и беллетристического книгоиздания;
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1: Краткое изложение истории издательского бизнеса в России; книжные ярмарки; книжные премии.
- Раздел 2. Авторское право и экономика издательства.
- Раздел 3. Структура издательства.
- Раздел 4. Переводная литература, ее выпуск, ее рынок и потребитель (на примере издательства Corpus, Москва).
- Раздел 5. Современный научный журнал на русском языке (на примере журнала «Теория моды»).
- Раздел 6. Малые издательства; рынок электронных книг, его потенциал и будущее.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мандель, Б. Р. Книжное дело [Электронный ресурс] : Учебн. пособие / Б. Р. Мандель. - Москва : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 634 с. - ISBN 978-5-9558-0298-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006521-2 (ИНФРА-М) - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/403672
Рекомендуемая дополнительная литература
- Григорьева Е. И., Ситдиков И. М. - ОСНОВЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА. ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-06330-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-izdatelskogo-dela-elektronnoe-izdanie-441896
- Розанов, В. В. На книжном и литературном рынке <Арцыбашев. Санин.> / В. В. Розанов. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 6 с. — ISBN 978-5-507-10974-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/7771 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Руднев В.Н. - История книжной культуры - КноРус - 2017 - ISBN: 978-5-406-05974-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/928934
- Русская книжная культура на рубеже XIX-XX веков: Монография / Аксенова Г.В. - М.:Прометей, 2011. - 200 с. ISBN 978-5-4263-0063-7