Бакалавриат
2021/2022
Эмоциональный интеллект
Статус:
Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Устинова Валерия Альбертовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Эмоциональный интеллект – один из самых востребованных профессиональных навыков в сфере бизнеса. Эксперты Всемирного экономического форума внесли эмоциональный интеллект в топ-10 наиболее важных навыков 2020-го года. В этом же году самая крупная профессиональная социальная сеть LinkedIn в ежегодном списке востребованных soft skills зафиксировала, что эмоциональный интеллект (ЭИ) вошел в пятерку самых востребованных навыков— наравне с креативным мышлением, адаптивностью, талантом убеждать и умением сотрудничать. Данная дисциплина носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие эмоционального интеллекта и его роли в процессе профессионального развития и выстраивания деловых коммуникаций. В ходе курса студентам будут представлены компоненты эмоционального интеллекта, связанные с «внутриличностными аспектами» (самооценка, самоанализ, самоконтроль), так и с внешними аспектами (адекватный социальный анализ и управление межличностными отношениями). Лекции проходят в интерактивном режиме, сочетая непосредственно лекционный формат, работу в группах и совместную рефлексию (по результатам работы в группах)
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины «Эмоциональный интеллект» - знакомство с современными мировыми тенденциями в сфере эмоционального интеллекта, некоторыми практиками анализа и управления своими эмоциями и эмоциями коллектива и группы в разных видах коммуникаций.
Планируемые результаты обучения
- Знание влияния эмоций на формирование и подбор команд, распределение командные роли
- Знание методов анализа собственных эмоций.
- Знание основных невербальных параметров в выстраивании эффективной коммуникации.
- Знание понятий эмоционального интеллекта, его роли в выстраивании эффективного делового взаимодействия.
- Знание различных моделей эмоционального интеллекта.
- Методы управления стрессом и контроля эмоционального выгорания.
- Отработка навыков коммуникации с непохожими людьми.
Содержание учебной дисциплины
- Основные понятия эмоционального интеллекта
- Модели эмоционального интеллекта
- Распознавание собственных эмоций и модели базовых эмоций.
- Эмпатия и управление отношениями.
- Роль эмоционального интеллекта в выстраивании эффективного межличностного взаимодействия
- Стресс и управление стрессом
- Эмоцинальное выгорание: причины и последствия.
- Эмоциональный интеллект и межкультурные взаимодействия
- Эмоциональный интеллект в медиа и публичных коммуникациях
Элементы контроля
- текущее тестированиеВ рамках курса проводятся два тестирования по тематике лекций
- индивидуальная видеовизиткаНужно снять на камеру телефона (компьютера) видеовизитку продолжительностью от 60 до 90 секунд, в ней необходимо представить себя и предоставить информацию по презентации проекта или презентацию себя как как кандидата.. Визитка не ставит задачей показать возможности монтажа. Дедлайн будет обозначен в начале лекционного курса.Структура (для визитки в компанию) - приветствие - информация о кандидате; - Версия 1: «Визитка для работодателя»: аргументированный ответ на вопрос "Почему я хочу получить эту работу/должность"; аргументированный ответ на вопросы "Какие у меня есть навыки и компетенции, необходимые для успешной работы в этой сфере? Почему именно эти навыки необходимы?" - Версия 2: «Привлечение инвесторов в стартап/ представление проекта. Ответ на вопрос «какие проблемы решает Ваш проект; в чем эксклюзивность вашего проекта, какие у него конкурентные преимущества Технические требования: 1. Дресс-код, соответствующий теме съемки 2. Фон и одежда не должны сливаться 3. Средний план съемки 4. Отсутствие музыки и фоновых шумов 5. Отсутствие монтажа. 6. Ссылка с визиткой присылается на почту hsedok@ya.ru в теме письма указать фамилию и для какой компании/ грантодателя/ конкурса предназначена визитка 7. После включения записи рекомендуется сделать небольшую паузу (5-6 секунд), и только потом начинать монолог. Прежде чем выключить запись, выдерживается еще одна пауза (5-6 секунд), отсутствие эха. Вас должно быть хорошо и отчётливо слышно. Режим портретной съёмки. Не снимайте вплотную к камере в стиле "селфи". Темп речи равен скорости восприятия. 8. Цитирую одну из инструкций: «Пожалуйста, никаких скриншотов или волшебства постпродакшна; мы не хотим, чтобы это превратилось в конкурс по созданию видео. Если вы собираетесь потратить время на создание чего-то классного, вложите это в свой продукт. Это не то место, где можно представить демонстрационное или рекламное видео. Если у вас есть демонстрационная версия вашего продукта, для этого есть место в приложении. Однако мы не хотим видеть никаких рекламных роликов. Здесь мы хотим услышать, как общаются основатели» Обратить внимание не только на формальное выполнение условий, но и то, какие эмоции и ассоциации возникнут у смотрящего эту визитку, то есть нужно выбирать место, одежду и манеру подачи информации под конкретную задачу. Два диаметрально противоположных примера - заявка на конкурс ведущего в молодежную программу (ТВ, радио, интернет-каналы) и заявление на собеседование в консалтинговую компанию. -------------------------------
- Групповая работа«Кинотренинг». Работа в группах по 5 человек.Группа выбирает один из фильмов, предложенных в списке. Каждый участник группы отвечает на несколько вопросов, связанных с темами эмоционального интеллекта, представленными в картине. На совместном онлайн совещании группа вырабатывает и представляет общие выводы, а, также, рефлексию по динамике восприятия событий, представленных в фильме (какие изменения произошли/не произошли в личном восприятии каждого после того, как вы услышали мнение коллег). Дедлайн -5 декабря.
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.34 * экзамен + 0.26 * Групповая работа + 0.2 * текущее тестирование + 0.2 * индивидуальная видеовизитка
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гоулман Д. - Эмоциональный интеллект в бизнесе - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 512с. - ISBN: 978-5-91657-729-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62190
- Дэвид Карузо. Эмоциональный интеллект в бизнесе: решение сложных лидерских задач. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 144 с. - ISBN 978-5-4461-1543-3. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/367987/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Карузо Д. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять / Д. Карузо, П. Сэловей. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 320 с. - ISBN 978-5-496-02237-8. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/352723/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Фишер Р., Шапиро Д. - Эмоциональный интеллект в переговорах - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-00057-366-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62380
- Шабанов С., Алешин А. - Эмоциональный интеллект. Российская практика - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 429с. - ISBN: 978-5-91657-900-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62197