• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Научно - исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 2-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Савельева Ирина Максимовна
Язык: русский
Кредиты: 1
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», для подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология», профилям «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления 46.06.01 «Исторические науки и археология», профилей «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историография, источниковедение и методы исторического исследования». Программа разработана в соответствии c: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология»; • Образовательной программой 46.06.01 Исторические науки и археология подготовки аспиранта. • Учебным планом подготовки аспирантов по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология» подготовки аспиранта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями.Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации.
  • Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями.Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
  • Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современное состояние научных исторических журналов
  • Тема 2. Автобиография историка XX века как источник по истории исторической науки
  • Тема 3. Проблемы исторического времени
  • Тема 4. Интеллектуальная история и социология знания – перспективы синтеза
  • Тема 5. Публичная история: трансформация историка и профессионального исторического знания в публичном пространстве
  • Тема 6. История университета и рождение мифа об университете
  • Тема 7. Академическая экспертиза и саморегуляция научного сообщества
  • Тема 8. Сетевой анализ и его возможности в исследованиях интеллектуальной истории
  • Тема 9. Чем Мишель Фуко может быть полезен для историков?
  • Тема 10. Наследие советской гуманитаристики – подходы к исследованию и попытки реактулализации. Проекты культурной социологии и культурный поворот в медиевистике
  • Тема 11. Визуальный поворот и новая перспектива исторических и культурных исследований
  • Тема 12. Стала ли история социальной наукой?
  • Тема 13. Исследования символических репрезентаций власти в культурах прошлого
  • Тема 14. Использование подходов истории понятий в практике исследования истории идей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на семинаре
    Выступление аспиранта по теме исследования с теоретическим докладом, предполагающим привлечение социальной теории для анализа эмпирического материала его диссертации
  • неблокирующий Участие в обсуждениях предложенной преподавателем литературы
    Развернутые реплики – презентации отдельных сюжетов исследовательской литературы (5-10 мин.); короткие комментарии в ходе обсуждения
  • неблокирующий Написание эссе по научным проблемам, которые обсуждались на пропущенном занятии
    Количество эссе определяется преподавателем исходя из числа пропущенных занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год II семестр
    0.3 * Выступление на семинаре + 0.3 * Участие в обсуждениях предложенной преподавателем литературы + 0.4 * Написание эссе по научным проблемам, которые обсуждались на пропущенном занятии
  • 2021/2022 учебный год II семестр
  • 2022/2023 учебный год II семестр
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Futures past: on the semantics of historical time, Koselleck, R., 2004
  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Исторические альманахи "Одиссей", "Казус", "Диалог со временем" : поиски моделей научной коммуникации, препринт WP6/2008/02, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 28 с., Свешников, А. В., Степанов, Б. Е., 2008
  • История и время : в поисках утраченного, Савельева, И. М., 1997
  • Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
  • Историческая наука на рубеже XX - XXI вв. : социальные теории и историографическая практика, Репина, Л. П., 2011
  • Науки о человеке : история дисциплин, Дмитриев, А. Н., 2015
  • Университет и город в России (начало XX века), , 2009