Бакалавриат
2021/2022





Введение в языкознание
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая часть изучения дисциплины охватывает проблемы лексикологии, семантики и прагматики.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
- Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
- Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
- Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
- Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
- Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
- Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
- Студент формулирует с базовые понятия социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, оперирует основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятиям и средствам текстовой связности. Студент описывает генетическую классификацию языков мира.
- Внятно излагает существующие в языках наборы грамматических категорий и показывает связь между морфологическим и иными уровнями языковых явлений
- Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
- Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
- Студент описывает устройство информационной структуры в корректных терминах, анализирует семантику грамматических конструкций
- Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленными в языках, и описывает их значения.
Содержание учебной дисциплины
- Лексическая семантика
- Введение в лингвистические дисциплины
- Семантика грамматических категорий
- Фонетика
- Семантика синтаксических структур
- Прагматика
- Фонология
- Морфемика
- Устройство морфологических категорий
- Основные подходы к устройству синтаксических структур
- Основные синтаксические единицы и явления
- Язык как предмет лингвистики
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- ЭкзаменЭкзамен осуществляется в дистанционном формате через форму онлайн-опроса и состоит из двух частей: проверки знаний в тестовой форме и ответов на вопросы по темам курса. Общая длительность составляет 80 минут (1 пара).
- Домашние заданияВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Оценка за первый год обучения
- ЭкзаменЭкзамен осуществляется в дистанционном формате через форму онлайн-опроса и состоит из двух частей: проверки знаний в тестовой форме и ответов на вопросы по темам курса. Общая длительность составляет 80 минут (1 пара).
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 1 модуль
- 2020/2021 учебный год 2 модуль0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен
- 2020/2021 учебный год 3 модуль
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.5 * 2020/2021 учебный год 4 модуль + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
- 2021/2022 учебный год 1 модуль
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.1 * Домашние задания + 0.65 * Оценка за первый год обучения + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
- Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
- Chelliah, S. L., & Reuse, W. J. de. (2011). Handbook of Descriptive Linguistic Fieldwork. Springer.