Бакалавриат
2020/2021
География Центральной Азии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Цендина Анна Дамдиновна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
«География Центральной Азии» — дисциплина, призванная познакомить студентов с экономико-географическим и культурно-историческим районированием территории современного региона Центральная Азия и охарактеризовать каждый из его районов с точки зрения: географического положения, особенностей рельефа, водной системы, климата, флоры и фауны. Дисциплина затрагивает также аспекты развития различных отраслей сельского хозяйства, описывает особенности залегания полезных ископаемых и развития горнодобывающей промышленности, дает характеристику путей сообщения, раскрывает особенности расселения населения, характеризует важнейшие города. Большое значение в ней играет историко-географический очерк каждого выделенного района и объяснение различий географического районирования в древности и современности.
Цель освоения дисциплины
- 1. освещение основного фактического материала, относящегося к дисциплине «География Центральной Азии»;
- 2. овладение студентами терминологической базой дисциплины, знакомство с историей становления терминов Центральная, Средняя, Восточная Азия;
- 3. ознакомление с этапами географических исследований Центральной Азии;
- характеристика с точки зрения физической и экономической географии особенностей выделенных районов на территории Центральной Азии, их природно-климатических и историко-культурных особенностей,
Планируемые результаты обучения
- Овладение основополагающими знаниями о районировании Центральной Азии, о ее важнейших географических и экономических регионах.
- Получение знаний о природно-климатических особенностях районов Центральной Азии
- Знакомство с историей исследования Центральной Азии
- Получение знаний о хозяйственно-культурных типах народов Центральной Азии и современных теориях о них
- Овладение знаниями об историко-культурном районировании Центральной Азии
- Получение студентами знаний о районах Монголии и Тибета, сыгравших особую роль в истории данных народов
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Физическая и экономическая география как наука, основные понятия, задачи, методы.Место физической и экономической географии в системе страноведческих наук. Цели и задачи курса «География Центральной Азии» как части фундаментальных университетских курсов. Основные понятия физической и экономической географии. Особенности исторического районирования территории Центральной Азии, отличая от современного. Географический район: критерии выделения, полемика, варианты. Основные характеристики географического описания: географического местоположение, особенности рельефа, ландшафтные характеристики, описания водной системы, особенностей климата, флоры и фауны, другие природные условия. Основные характеристики экономического описания: важнейшие отрасли сельского хозяйства, животноводства, особенности залегания полезных ископаемых и развития горнодобывающей промышленности, пути сообщения, особенности расселения местного населения, крупнейшие города. Важнейшие экономические районы. Теория и методология физической и экономической географии как науки. Сущность, формы, функции географического знания. История изучения физической и экономической географии Центральной Азии. Источники, методы исследований. Современная историография.
- Природно-климатические особенности Центральной АзииГраницы Центральной Азии Рельеф. Климат. Поверхностные воды. Почвы. Растительность. Животный мир. Понятие историко-культурных областей. Центральная Азия как единая историко-культурная область.
- История географических исследований Центральной АзииПервый этап – XIII в. (Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло). Второй этап –XVII-XIX вв. (посольские и христианские миссии). Значение Русской духовной миссии в Пекине в изучении Центральной Азии (Н.Я. Бичурин, О.М. Ковалевский, П.И. Кафаров, В.П. Васильев и др.). Третий этап – конец XIX – начало ХХ вв. (Н.М. Пржевальский, М.В. Певцов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Г.Е. Грум-Гржимайло, В.И. Роборовский, П.К. Козлов, В.А. Обручев, Г.Ц. Цыбиков). Четвертый этап – ХХ-ХХI вв.
- Роль природной среды в жизни народов Монголии и ТибетаФормирование специфического хозяйственно-культурного типа – кочевого скотоводства степей. Погодные аномалии и их роль в истории Центральной Азии. Теории о роли природно-климатического фактора в истории народов Центральной Азии.
- Важнейшие историко-культурные регионы Монголии и ТибетаРусский Туркестан и Китайский Туркестан. Джунгария. Алтай-Саянский регион. Тибет. Халха. Внутренняя Монголия. Ордос. Иньшань. Цинхай. Кукунор. Великий шелковый путь. Ганьсуйский коридор.
- Историческая география Монголии и ТибетаМонголия: Ноин-ула. Орхон. Хархорин. Эрдэнэ-дзу. Отюкен. Гоби. География Чингис-хана. Дэлюн-Болдок. Трехречье. Бурхан-Халдун. Отгон-Тэнгэр. Богдо-ула. Тибет: Цинхайское нагорье, Цинхай-сиканский район, Северо-тибетское плоскогорье, долина Южного Тибета. Исторические районы Уй-Цзан, Нгари, Амдо
Элементы контроля
- Письменная контрольная работа
- Эссе
- ЭкзаменПо усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Письменная контрольная работа + 0.6 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Henrietta Toth. (2019). Mongolia. Cavendish Square.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dal Zovo, C. (2019). Late Prehistoric Mounds, Old Turkic Sources, and Materiality, and Persistent Funerary Geographies in Mongolia: a Comparative Analysis. Università degli studi di Napoli L’Orientale.