• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

География Центральной Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

«География Центральной Азии» — дисциплина, призванная познакомить студентов с экономико-географическим и культурно-историческим районированием территории современного региона Центральная Азия и охарактеризовать каждый из его районов с точки зрения: географического положения, особенностей рельефа, водной системы, климата, флоры и фауны. Дисциплина затрагивает также аспекты развития различных отраслей сельского хозяйства, описывает особенности залегания полезных ископаемых и развития горнодобывающей промышленности, дает характеристику путей сообщения, раскрывает особенности расселения населения, характеризует важнейшие города. Большое значение в ней играет историко-географический очерк каждого выделенного района и объяснение различий географического районирования в древности и современности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. освещение основного фактического материала, относящегося к дисциплине «География Центральной Азии»;
  • 2. овладение студентами терминологической базой дисциплины, знакомство с историей становления терминов Центральная, Средняя, Восточная Азия;
  • 3. ознакомление с этапами географических исследований Центральной Азии;
  • характеристика с точки зрения физической и экономической географии особенностей выделенных районов на территории Центральной Азии, их природно-климатических и историко-культурных особенностей,
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладение основополагающими знаниями о районировании Центральной Азии, о ее важнейших географических и экономических регионах.
  • Получение знаний о природно-климатических особенностях районов Центральной Азии
  • Знакомство с историей исследования Центральной Азии
  • Получение знаний о хозяйственно-культурных типах народов Центральной Азии и современных теориях о них
  • Овладение знаниями об историко-культурном районировании Центральной Азии
  • Получение студентами знаний о районах Монголии и Тибета, сыгравших особую роль в истории данных народов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Физическая и экономическая география как наука, основные понятия, задачи, методы.
    Место физической и экономической географии в системе страноведческих наук. Цели и задачи курса «География Центральной Азии» как части фундаментальных университетских курсов. Основные понятия физической и экономической географии. Особенности исторического районирования территории Центральной Азии, отличая от современного. Географический район: критерии выделения, полемика, варианты. Основные характеристики географического описания: географического местоположение, особенности рельефа, ландшафтные характеристики, описания водной системы, особенностей климата, флоры и фауны, другие природные условия. Основные характеристики экономического описания: важнейшие отрасли сельского хозяйства, животноводства, особенности залегания полезных ископаемых и развития горнодобывающей промышленности, пути сообщения, особенности расселения местного населения, крупнейшие города. Важнейшие экономические районы. Теория и методология физической и экономической географии как науки. Сущность, формы, функции географического знания. История изучения физической и экономической географии Центральной Азии. Источники, методы исследований. Современная историография.
  • Природно-климатические особенности Центральной Азии
    Границы Центральной Азии Рельеф. Климат. Поверхностные воды. Почвы. Растительность. Животный мир. Понятие историко-культурных областей. Центральная Азия как единая историко-культурная область.
  • История географических исследований Центральной Азии
    Первый этап – XIII в. (Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло). Второй этап –XVII-XIX вв. (посольские и христианские миссии). Значение Русской духовной миссии в Пекине в изучении Центральной Азии (Н.Я. Бичурин, О.М. Ковалевский, П.И. Кафаров, В.П. Васильев и др.). Третий этап – конец XIX – начало ХХ вв. (Н.М. Пржевальский, М.В. Певцов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Г.Е. Грум-Гржимайло, В.И. Роборовский, П.К. Козлов, В.А. Обручев, Г.Ц. Цыбиков). Четвертый этап – ХХ-ХХI вв.
  • Роль природной среды в жизни народов Монголии и Тибета
    Формирование специфического хозяйственно-культурного типа – кочевого скотоводства степей. Погодные аномалии и их роль в истории Центральной Азии. Теории о роли природно-климатического фактора в истории народов Центральной Азии.
  • Важнейшие историко-культурные регионы Монголии и Тибета
    Русский Туркестан и Китайский Туркестан. Джунгария. Алтай-Саянский регион. Тибет. Халха. Внутренняя Монголия. Ордос. Иньшань. Цинхай. Кукунор. Великий шелковый путь. Ганьсуйский коридор.
  • Историческая география Монголии и Тибета
    Монголия: Ноин-ула. Орхон. Хархорин. Эрдэнэ-дзу. Отюкен. Гоби. География Чингис-хана. Дэлюн-Болдок. Трехречье. Бурхан-Халдун. Отгон-Тэнгэр. Богдо-ула. Тибет: Цинхайское нагорье, Цинхай-сиканский район, Северо-тибетское плоскогорье, долина Южного Тибета. Исторические районы Уй-Цзан, Нгари, Амдо
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.6 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Henrietta Toth. (2019). Mongolia. Cavendish Square.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dal Zovo, C. (2019). Late Prehistoric Mounds, Old Turkic Sources, and Materiality, and Persistent Funerary Geographies in Mongolia: a Comparative Analysis. Università degli studi di Napoli L’Orientale.