• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Новые медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Левашов Владимир Григорьевич, Шарифуллин Станислав Борисович, Шулинский Игорь Виленович
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Новые медиа» нацелен на формирование у студентов теоретических основ и практических навыков создания текстового контента, необходимых для работы в современной цифровой и мультимедийной среде. Кроме того, курс направлен на выработку навыков анализа произведений искусства и текстов об искусстве. Студенты в каждом модуле выбирают новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание теоретических основ и владение практическими навыками создания текстового контента для работы в современной цифровой и мультимедийной среде
  • знание основ драматургии, владение этим инструментарием
  • знание фундаментальных понятий истории кино, навые анализа фильмов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс. 1 модуль. Основы работы с контентом.
    В первом модуле студенты знакомятся с общими принципами и приемами подготовки и написания текста, понятием жанра, формата, структуры, события, информационного повода, со способами и практиками сбора информации, вычленения новостной составляющей, формами письменной самопрезентации (профиль, CV, автобиография и др.). На примере повести Ивана Бунина «Легкое дыхание», а так же фрагмента из книги Льва Выготского «Психология искусства» студенты постигают основы поэтики создания контента: что такое композиция, чем фабула отличается от сюжета, что такое конфликт, кульминация и т.д. На следующем этапе студенты изучают литературные форматы: поэтический, художественный, научный, журналистский (рецензия, обзор, очерк, интервью, новости). Студенты исследуют разные способы подачи информации, постигают тему «сжимаемости» текста, знакомятся с профессиональными московскими новостными изданиями и переходят к производству новостей. Работа студентов в первом модуле строится на написании серии новостей с опорой на перенос фактов реальности в факт текстовой. Также внедряется ведение персонального блога, интерпретирующего сюжет произведения глазами автора или героя (на выбор: поэтический цикл Осипа Мандельштама «Tristia» или повесть Достоевского «Записки из подполья»). Блог может сопровождаться визуальным решением.
  • 1 курс. 2 модуль.Создание контента на основе культурных событий. Рецензия и обзор.
    Описание Для студентов ОП Современное искусство - в рамках дисциплины "Новые медиа". Во втором модуле работа построена вокруг темы «рецензии» и «обзора». Студенты изучают виды рецензии, способы редактирования текста, понятия формата и адресной группы. Идет знакомство с почти неизвестными обзорами американской журналистики 30-х–50-х годов, сотрудниками журналов «Vanity Fair» и «The New Yorker», изучается лаборатория «круга» Дороти Паркер, участники которого и разработали тот тип рецензий, которыми мы пользуемся по сей день. По итогам модуля студенты представляют два проекта: несколько рецензий и аннотаций по итогам посещения культурных событий Москвы и расширенный обзор тенденций в культурной жизни России или мира, сделанный на основе изучения медийных источников. Другое
  • 1 курс. 3 модуль.Личность и герой как основа создания контента. Интервью
    Описание Для студентов ОП Современное искусство - в рамках дисциплины "Новые медиа". Продолжая осваивать методики создания текстового контента в мультимедийной среде, в третьем модуле студенты переходят к работе с текстом, построенным вокруг героя. Студенты знакомятся с конструированием образа, понимают, что такое главный герой и вспомогательный, деление на отрицательные, положительные и смешанные характеры и их роли в развитии сюжетов и конфликтов. Интервью рассматривается как главное и самое сложное оружие журналистики, изучаются разные техники этого жанра. В качестве модульного проекта студенты представляют интервью с реальным человеком (по выбору куратора), а также профайл или скомпилированное интервью на основе изучения медийных источников.
  • 1 курс. 4 модуль. Виды контента: лонгрид (часть 2)
    В четвертом модуле студенты завершают работу над текстом лонгрида и, параллельно со сборкой лонгрида на проектировании, обдумывают, какой дополнительный смысловой элемент может сопровождать лонгрид (видео-ролик; интервью; инструкция; опрос) и реализуют его. Требования к промежуточному проекту Итоговый текст лендинга, концепцию (сценарий/план) дополнительного смыслового материала. Требования к итоговому проекту Презентация должна содержать: — Информацию про лонгрид (жанр, тема, название) — План текста, яркие цитаты из него — Обоснование выбора формата дополнительного материала (текстовый или мультимедийный) — План/сценарий дополнительного материала — Ссылку на дополнительный материал. Критерии оценивания смысловой части проекта Тексты не должны содержать стилистических или грамматических ошибок. Критерии оценивания визуальной части проекта Общие требования. Другое Выставочный проект: нет
  • 1 курс. 1 модуль. Драматургия и сторителлинг: введение
    Студент знакомится с основными понятиями сторителлинга и выполняет краткие практические задания на закрепление материала. Что такое сторителлинг? В каких сферах применим? Что такое мономиф? Дж. Кэмпбелл «Путь героя», «Герой с тысячью лицами» - мифологическая структура истории.
  • 1 курс. 4 модуль. Драматургия и сторителлинг: драматургия кино
    Основы драматургии кино. Нарративная структура повествования. В чем разница между драматургией анимации и кино? Разработка сценария и съемка студентами однокадрового фильма (хронометраж до 2,5 мин). Модульный проект: ролик в формате 3D анимации по сценарию, написанному во 2-м модуле.
  • 1 курс. 1 модуль. Экспрессивный инструментарий фотографии
    Студенты осваивают оптический ресурс медиума фотографии, доступные в его границах средства деформации изображения; учатся использовать выразительность таких инструментов фотографии как ракурс и крупность плана, достигать необходимых художественных эффектов с помощью освещения. Важное место отводится языку черно-белой и цветной фотографии, возможностям работы с фактурой фотоизображения. Создавая авторские проекты, студенты приобретают навыки использования внутрикадрового и закадрового пространства в их неразрывной связи друг с другом; получают опыт работы с текстом, соотнесенным со статичным изображением. В центре внимания находятся темы серийности и визуального нарратива.Требования к промежуточному проекту 1. слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема; 2. референсы (3 слайда); 3. 5-10 изображений из своей серии фотографий (каждое на отдельном слайде); 4. промежуточные упражнения с кратким описанием задачи по каждому экспрессивному приему. Требования к итоговому проекту Обложка, слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема, серия из 10-20 изображений (каждая фотография на отдельном слайде), объединенных единой формальной, визуальной темой. Критерии оценивания смысловой части проекта - Уникальность истории; - Убедительность и обоснованность использования выбранного художественного приема; - Выбор соответствующего теме визуального языкаКритерии оценивания визуальной части проекта - Аккуратность презентации на сайте портфолио; - Единообразие и цельность стиля серии; - Убедительность и обоснованность использования выбранного экспрессивного приема; - Оригинальность серии, авторского видения. Другое Выставочный проект: да.
  • 1 курс. 2 модуль. Драматургия и сторителлинг: ситуация.
    Ситуация как ключевая сценарная компонента. Драматургические правила разработки ситуации. Немой этюд — история без слов. Специфика драматургии 3D анимации. Разработка студентами сценариев для анимационного ролика без слов в формате 3D (хронометраж: 1-2 мин).
  • 1 курс. 3 модуль. Драматургия и сторителлинг: новелла.
    Драматургические особенности новеллы. В чем специфика драматургии анимационной новеллы? Речь в анимации. Как пишутся диалоги в анимации? Разработка студентами сценариев анимированного ролика — новеллы (до 1,5-3 мин).
  • 1 курс. 2 модуль.Документальный стиль.
    Модуль посвящен знакомству с жанрами репортажа и уличной фотографии. Фотография рассматривается как изображение, фиксирующее событие, как способ визуального повествования и как объект. В ходе работы над проектом, студенты осваивают приемы работы с прямым статичным и движущимся изображениями, пробуют свои силы в формате фотоэссе. Требования к промежуточному проекту 1. слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема; 2. референсы (3 слайда); 3. 5-10 изображений из своей серии фотографий (каждое на отдельном слайде) или эскиз фотографической инсталляции; 4. промежуточные упражнения, рабочий материал. Требования к итоговому проекту Обложка, слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема, серия из 10-20 изображений (каждая фотография на отдельном слайде) либо инсталляция на основе фотографии (на слайдах дается эскиз и фотодокументация этой инсталляции, 5 слайдов), фотографии в серии/инсталляции объединены единой формальной, визуальной темой. Критерии оценивания смысловой части проекта - Уникальность истории; - Убедительность и обоснованность использования выбранного художественного приема; - Выбор соответствующего теме визуального языка. Критерии оценивания визуальной части проекта - Аккуратность презентации на сайте портфолио; - Актуальность истории, выраженной в репортаже; - Убедительность и обоснованность использования выбранного экспрессивного приема (если студент делает инсталляцию, важна мотивированность в выборе инсталляционного решения); - Оригинальность серии, авторского видения.
  • 1 курс. 4 модуль. Звук в искусстве (часть 4)
    Описание Заключительный модуль курса посвящен изучению различных техник слушания и углублению знаний в области художественной работы с пространством звучащего. Первая половина модуля будет посвящена всесторонному исследованию тишины как одновременно исключительно акустическому феномену и культурному конструкту, и завершится знакомством с дисциплиной звуковой экологии и разбором её основных вопросов, например, проблемы шумового загрязнения. Фокус второй половины модуля — на различных техниках работы со слушанием и вниманием, от методов, с помощью которых артисты «искажают» время до техник «глубокого слушания» Полин Оливерос. Практическая часть курса будет посвящена не только овладению техниками слушания, но и т.н. «звуковым прогулкам» — методу, начало которому положили художники-ситуационисты, получившему широкое развитие в практиках звукового искусства. Требования к промежуточному проекту Студенты должны представить прототип исследования и описать его концепцию согласно заявленному плану. Требования к итоговому проекту Критерии оценивания смысловой части проекта Субтрактивная система оценки: — минус 1 балл за несоблюдение сроков сдачи проекта, — минус 1 балл за недостаточную проработку темы, — до минус 2 баллов за несоответствие техническому заданию (минус 2 балла — полное или частичное несоответствие, минус 1 балл — незначительное несоответствие), — до минус 2 баллов за недостаточную оригинальность предложенной концепции. Студентам крайне рекомендуется исследовать область предложенной темы, узнать какие работы в этой области уже существуют.
  • 1 курс. 2 модуль. Звук в искусстве (часть 2).
    Второй модуль курса посвящен изучению момента зарождения звукового искусства и исследованию конкретной и акусматической музыки — важнейшего для профиля направления, связанного с именем Пьера Шеффера. Студенты получат общее представление о «феноменологическом повороте» в композиции и исследованиях звука, освоят базовые принципы теории звуковых объектов, изучат важные исторические работы, связанные с размещением звука в пространстве и его физическими характеристиками. Требования к промежуточному проекту Студенты должны представить прототип исследования и описать его концепцию согласно заявленному плану. Требования к итоговому проекту Студенты самостоятельно выбирают темы исследования в рамках общей тематики курса, согласовывая тему с куратором не позднее, чем за неделю до срока сдачи. Исследование представляет из себя PDF-презентацию, содержащую от 20 до 25 слайдов. Более 75% слайдов должны содержать текстовый комментарий (не менее 300 символов без пробелов на слайд, допускается цитирование с указанием источника). Общий объем текста — от 4500 знаков без пробелов. Все цитаты берутся в кавычки, везде обязательно указывается источник. Не допускается цитирование Википедии (и любых других сайтов-агрегаторов) и публицистических статей; допустимые источники цитат — книги, исследовательские статьи, интервью. Презентация должна быть выполнена только на русском, или только на английском языках — по выбору студента (в русской версии допускаются оригинальные английские названия объеднений, художественных работ и пр.). Некачественные изображения влияют на итоговую оценку. Отдельно предоставляется текстовый PDF-файл с обоснованием выбора темы и изложением концепции исследования (1000–3000 символов без пробелов) + списком используемой литературы и источников изображений.. Требования к итоговому проекту Студенты самостоятельно выбирают темы исследования в рамках общей тематики курса, согласовывая тему с куратором не позднее, чем за неделю до срока сдачи. Исследование представляет из себя PDF-презентацию, содержащую от 20 до 25 слайдов. Более 75% слайдов должны содержать текстовый комментарий (не менее 300 символов без пробелов на слайд, допускается цитирование с указанием источника). Общий объем текста — от 4500 знаков без пробелов. Все цитаты берутся в кавычки, везде обязательно указывается источник. Не допускается цитирование Википедии (и любых других сайтов-агрегаторов) и публицистических статей; допустимые источники цитат — книги, исследовательские статьи, интервью. Презентация должна быть выполнена только на русском, или только на английском языках — по выбору студента (в русской версии допускаются оригинальные английские названия объеднений, художественных работ и пр.). Некачественные изображения влияют на итоговую оценку. Отдельно предоставляется текстовый PDF-файл с обоснованием выбора темы и изложением концепции исследования (1000–3000 символов без пробелов) + списком используемой литературы и источников изображений. Критерии оценивания смысловой части проекта Аддитивная система оценки: Объективные критерии: 1 балл за предоставление конспектов более, чем к половине прочитанных лекций, 1 балл за соблюдение сроков проекта, 1 балл за полноту разработки темы, 1 балл за соответствие техническому заданию и соблюдение минимального объема, максимум 2 балла за грамотную работу с текстом (отсутствие грамматических и стилистических ошибок). Субъективные критерии: максимум 2 балла за оригинальность максимум 2 балла за красоту оформления.
  • 1 курс. 3 модуль. Звук в искусстве (часть 3).
    В третьем модуле основной фокус повествования направлен на звуковые и музыкальные практики интернационального художественного движения Fluxus. Студенты на теории и практике разберут основные концепции и творческие методы: событийные партитуры, работу со случайностью и ошибками, «опасную» и «сломанную» музыку, художественные исследования в области интермедийного искусства и вытекающие из этого перформативные практики — работу с телом и голосом представителей т.н. «поколения медиа». Третий модуль завершится обзором методов артистов, использующих лингвистический материал в качестве звуковых и звучащих объектов своих произведений. Требования к промежуточному проекту Студенты должны представить прототип исследования и описать его концепцию согласно заявленному плану. Требования к итоговому проекту Студенты самостоятельно выбирают тему потенциальной работы в области перформативного или нарративного саунд-арта из предложенных: event scores, broken music, danger music, работа с музыкальной традицией, работа с телом, работа с голосом, concrete poetry, sound poetry, работа с языковыми средствами. Формат сдачи прототипа — презентация в PDF, минимум 10 слайдов (не менее 300 символов без пробелов на слайд, допускается цитирование с указанием источника). Обязательные слайды: схема перформанса или партитура композиции, описание принципа работы, обоснование выбора темы, описание контекста работы (какие похожие произведения уже существуют), подробное изложение концепции (не менее 1000 символов без пробелов). Прзеентация должна включать список источников (книги, статьи, интервью, аудио, видео), использованных в процессе подготовки прототипа. Общий объем без списка источников — от 5000 символов без пробелов. При желании студенты могут реализовать прототип (аудио/видео), но это не повлияет на итоговую оценку. Критерии оценивания смысловой части проекта Субтрактивная система оценки: — минус 1 балл за несоблюдение сроков сдачи проекта, — минус 1 балл за недостаточную проработку темы, — до минус 2 баллов за несоответствие техническому заданию (минус 2 балла — полное или частичное несоответствие, минус 1 балл — незначительное несоответствие), — до минус 2 баллов за недостаточную оригинальность предложенной концепции. Студентам крайне рекомендуется исследовать область предложенной темы, узнать какие работы в этой области уже существуют.
  • 1 курс. 3 модуль. Фотограф как коллекционер и куратор.
    Описание Студенты работают с концепцией архива, осмысливают любительскую и семейную фотографию с художественной точки зрения, учатся использованию «найденной фотографии» и фотомеханической репродукции. Требования к промежуточному проекту 1. слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема создания коллекции; 2. референсы (3 слайда); 3. 10-15 изображений из собранного архива (каждое на отдельном слайде); 4. эскиз того, как будет выглядеть проект в завершенной форме. Требования к итоговому проекту Результатом работы в модуле становится многочастный проект в формате фотографического исследования. На просмотр выносится: обложка, слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема, экспозиционный проект из 20-30 снимков, собранный фотографом-куратором из найденных материалов в виде книги-зина (каждый разворот на отдельном слайде в портфолио), либо развеска на стене (в порфтолио размещается фотосъемка развески, не менее 5 слайдов), либо видеоролик (длительностью до 3 минут). Критерии оценивания смысловой части проекта - Оригинальность принципа формирования коллекции; - Убедительность и обоснованность использования выбранного подхода к работе с архивным материалом; - Выбор соответствующего теме визуального языка в презентации коллекции. Критерии оценивания визуальной части проекта - Аккуратность презентации на сайте портфолио; - Убедительность и обоснованность использования выбранного подхода к работе с архивным материалом, мотивированность этого выбора; - Оригинальность принципа формирования коллекции; - Обоснованность стратегии отбора материала; - Обоснованность способа презентации коллекции. Другое Выставочный проект: да.
  • 1 курс. 4 модуль. Постановка и манипуляция.
    Модуль посвящен съемке предварительно подготовленной натуры, а также оперированию/манипуляции с отснятым фотоматериалом. В фокусе – работа в студии и создание композитных фотографий. Студенты осваивают основы прикладной фотографии (мода и коммерция, пропаганда, политическая/критическая фотография), обретают базовые навыки исторической стилизации. Требования к промежуточному проекту 1. слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема; 2. референсы (3 слайда); 3. 5-10 изображений из своей серии фотографий (каждое на отдельном слайде); 4. промежуточные упражнения, рабочий материал. Требования к итоговому проекту Обложка, слайд с описанием художественной задачи и выбранного приема, серия из 10-20 изображений (каждая фотография на отдельном слайде), фотографии в серии объединены художественной стратегией, единой визуальной темой. Критерии оценивания смысловой части проекта - Корректность в использовании приемов прикладной фотографии; - Высокий технический уровень в использовании приемов прикладной фотографии; - Убедительность и обоснованность использования выбранного художественного приема; - Выбор соответствующего теме визуального языка. Критерии оценивания визуальной части проекта - Аккуратность презентации на сайте портфолио; - Корректность в использовании приемов прикладной фотографии; - Высокий технический уровень в использовании приемов прикладной фотографии; - Убедительность и обоснованность использования выбранного экспрессивного приема; - Оригинальность авторского видения. Другое Выставочный проект: да
  • 1 курс. 1 модуль. Звук в искусстве (часть 1).
    Описание Один из основных базовых курсов профиля — подробный экскурс в историю звука в современном искусстве с детальным изучением жизни и творчества важных исторических фигур и объединений, а также тщательным разбором необходимых для понимания темы философских и общих теоретических концепций. В рамках курса студенты получат всеобъемлющее представление о корнях звукового искусства, проанализируют историческую и географическую логику развития этой сферы, будут слушать и обсуждать ключевые для профиля звуковые работы. Первый, стартовый модуль начинается с краткого обзора исторической перспективы исследований звука — дисциплины sound studies. Далее, прочерчивая линию от «ликвидаторов» (по терминологии Жака Аттали) традиционного искусства, Сати и Дюшана, через итальянский и русский авангард, дадаизм и сюрреализм к творчеству Джона Кейджа, студенты получат возможность исследовать предпосылки возникновения звукового искусства как отдельной дисциплины. Требования к промежуточному проекту Студенты должны представить прототип исследования и описать его концепцию согласно заявленному плану. Требования к итоговому проекту Студенты самостоятельно выбирают темы исследования в рамках общей тематики курса, согласовывая тему с куратором не позднее, чем за неделю до срока сдачи. Исследование представляет из себя PDF-презентацию, содержащую от 20 до 25 слайдов. Более 75% слайдов должны содержать текстовый комментарий (не менее 300 символов без пробелов на слайд, допускается цитирование с указанием источника). Общий объем текста — от 4500 знаков без пробелов. Все цитаты берутся в кавычки, везде обязательно указывается источник. Не допускается цитирование Википедии (и любых других сайтов-агрегаторов) и публицистических статей; допустимые источники цитат — книги, исследовательские статьи, интервью. Презентация должна быть выполнена только на русском, или только на английском языках — по выбору студента (в русской версии допускаются оригинальные английские названия объеднений, художественных работ и пр.). Некачественные изображения влияют на итоговую оценку. Отдельно предоставляется текстовый PDF-файл с обоснованием выбора темы и изложением концепции исследования (1000–3000 символов без пробелов) + списком используемой литературы и источников изображений. Критерии оценивания смысловой части проекта Аддитивная система оценки: Объективные критерии: 1 балл за предоставление конспектов более, чем к половине прочитанных лекций, 1 балл за соблюдение сроков проекта, 1 балл за полноту разработки темы, 1 балл за соответствие техническому заданию и соблюдение минимального объема, максимум 2 балла за грамотную работу с текстом (отсутствие грамматических и стилистических ошибок). Субъективные критерии: максимум 2 балла за оригинальность максимум 2 балла за красоту оформления.
  • 2 курс. 1 модуль. Основы арт-критики (часть 1)
    Цель курса — формирование у студентов ясного представления о профессиях куратора и арт-критика. Дисциплина делится на практический и теоретический блоки. Кроме того, предполагается проведение цикла семинарских занятий, во время которых студенты будут посещать актуальные культурные события (выставки, ярмарки искусства, спектакли и т.д.), писать рецензии и обсуждать эти тексты с преподавателем.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильченко С.Н. - Интервью в журналистике. Спецкурс - КноРус - 2021 - 270с. - ISBN: 978-5-406-03735-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936618

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Чернышева Н.С. - Практикум по психологии интервью - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 127с. - ISBN: 978-5-9765-2465-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72736