Бакалавриат
2020/2021
История культуры
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Карпенко Елена Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает углубление в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история западной цивилизации, история становления и трансформации ключевых социальных типов и культурных практик. Курс ограничен хронологическими рамками: Античность, Средине века, Возрождение (раннее Новое время).
Цель освоения дисциплины
- Ввести студентов в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история урбанизма, история становления и трансформации ключевых социальных институтов и культурных практик, история ментальностей, история знания, история гендерных отношений.
Планируемые результаты обучения
- Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности.
- Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
- Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
- Способен работать в команде.
- Способен анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте.
- Способен создавать тексты творческого характера, публицистического стиля в различных жанрах (анонсы, репортажи, интервью, рецензии, критические статьи и т.п) культурной тематики для системы печатных и электронных средств массовых коммуникаций.
- Способен задавать уточняющие вопросы в доступной для консультации форме.
- Способен самостоятельно осуществлять отбор и классификацию материала в соответствии с поставленной задачей и давать собственную интерпретацию.
Содержание учебной дисциплины
- Античная культура.История понятия. Хронологические и географические границы.
- Античный урбанизм.Историческое значение античного урбанизма.
- Античный политеизм.Особенности культовых практик греков и римлян.
- Античная мифология.Представление о человеке и мире, теле, душе, жизни, смерти и бессмертии.
- Образование и наука в Греции и Риме.Философские школы, библиотеки и научные центры.
- Гражданская жизнь и коллективные практики.Греческий театр и спортивные игры; римские зрелища: цирковые состязания, гладиаторские бои.
- Повседневная жизнь греков и римлян.Быт и роскошь, гигиена и медицина, женщины и дети.
- Христианство и римская империя.Дискуссии о «конце» античной культуры.
- Средневековье.Проблема периодизации и локализации. Методологические подходы к изучению средневековой культуры.
- Греческое и римское наследие в средневековой культуре.Сохранение, трансформации и забвение греческого и римского наследия в средневековой культуре. Западная и Восточная империи (Рим и Византия).
- Монастырь и практики монашеской жизни на Востоке и Западе.Монастырь как центр интеллектуальной и духовной культуры.
- Основные центры западной средневековой культуры.Монастырь и феодальный замок. Власть духовная и светская. Книжная культура и художественная практика: романское искусство.
- Городская культура позднего Средневековья.Город как центр ремесла (мастерские, ярмарки) и знание (университет). Иерархия городов и география экономических и интеллектуальных центров.
- Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.Куртуазная культура. Женский мир.
- Эпоха Возрождения: от Средневековья к Новому времени.Периодизация и локализация. Значение греческого и римского письменного и материального наследия в становлении культуры Нового времени.
- Итальянские города-государства.Основные художественные и интеллектуальные центры. «Итальянский стиль»: механизмы влияния и распространения в Северной Европе. Роскошь и придворная культура повседневной жизни.
- Великие географические открытия.Причины и следствия великих географических открытий. Идеальные города Ренессанса: от архитектурной проекции к социально-политическому проекту.
- Рождение эмпирической науки и дискуссии о научной революции.Университетская схоластика и практическое (ремесленное) знание. Новации в медицине, химии, агрономии, металлургии. Научные центры и их влияние на культурные процессы на рубеже XVI-XVII вв.
- Гуманизм.Изобретение книгопечатания, изменение статуса книжного знания и статуса интеллектуала, издательские и переводческие проекты как сфера гуманистической деятельности. Гуманизм – как просветительский проект. Деятельность «северных гуманистов» и реформационное движение. Гуманизм и европейские монархии: придворные гуманистические кружки и становление национальных литературных языков.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Устный экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Карсавин Л.П. - Монашество в средние века - Издательство "Лань" - 2013 - 69с. - ISBN: 978-5-507-10122-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9818
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бузескул В.П. - Античность и современность. Современные темы в античной Греции - Издательство "Лань" - 2013 - 196с. - ISBN: 978-5-507-13073-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13466
- Ивановский В.Н. - Народное образование и университеты в средние века - Издательство "Лань" - 2013 - 28с. - ISBN: 978-5-507-37344-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44031