• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в специальность (монголоведение)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Введение в специальность» (Монголия и Тибет) имеет целью предоставить студентам базовые знания в области традиционной монгольской и тибетской культур, а также основных направлений в их изучении. В рамках данного курса на начальном этапе обучения студенты получают сведения о предмете монголо-тибетской филологии, ее границах, истории возникновения и развития, а также ряд основных компетенций по таким сферам знания, как история, литература, языки и религии Монголии и Тибета.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить в распоряжение студента определенный набор «базисных» сведений о языке, культуре и истории Монголии и Тибета
  • Дать понимание о цивилизационной общности тибетцев и монголов, сложившейся на базе распространения у этих народов северной ветви буддийского вероучения
  • Дать сравнительную характеристику монгольской и тибетской культуры в сравнении с элементами западной цивилизации
  • Ознакомить студентов с основными направления в изучении культуры монголов и тибетцев
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладение пониманием предмета специализации, ее основных направлениями
  • Овладение студентами начальных знаний по истории Монголии и Тибета и истории изучения
  • Овладение студентами знаний о монгольском языке, его диалектах, его месте в мировой системе языков
  • Овладение студентами знаний о добуддийских верованиях тибетцев и монголов, а также о буддизме, его культах, литературе и церкви
  • Овладение студентами знаний о категориях и методах фольклористики, главных жанрах и мифологических персонажах устного творчества тибетцев и монголов
  • Овладение студентами основных положений о словесности тибетцев и монголов, их особенностях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет изучения монголо-тибетской филологии
    Место изучения Монголии и Тибета в комплексе востоковедных дисциплин. Предмет изучения монголо-тибетской филологии, основополагающие проблемы дисциплины и всей образовательной программы: что такое монголо-тибетская филология, что является ее предметом, как она сложилась исторически, почему культура, литература и религия двух народов изучаются в одной образовательной программе. Место изучения 1) Монголии, 2) Тибета в рамках данной программы.
  • История Монголии и Тибета
    Общая характеристика исторического процесса. Краткая характеристика историко-культурной ситуации в Центральной Азии на рубеже I и II тысячелетий н. э. в период появления тибетцев, а затем монголов на исторической арене. Основные группы народов, населяющих данный регион, — монгольские, тюркские, тибетские и тунгусо-манчьжурские племена. Возникновение Тибетской империи VII–IX вв. Темный период (X–XII вв.). Формирование теократической формы правления. Институты далай-лам и панчен-лам. Отношения Тибета с Китаем. Формирование монгольской политической общности и появление Монгольской империи (XIII в.). Распад Монгольской империи, «темный» период (XV – конец XVI вв.). Межплеменные войны западных и восточных монголов, вхождение Монголии в империю Цин (XVII в.). Культурные начинания XVII–XVIII вв. Теократические институты в XIX в. Антиманьчжурская борьба, конец империи Цин, независимость (1911). Монголия: Народная революция (1921), установление республиканской формы правления (1024). Строительство социализма. Плебисцит (1945), признание Монголии международным сообществом (1962), демократическая революция (1990). Тибет: Неоформленная независимость. 1951 г. — вхождение в состав КНР. 1959 г. —восстание и бегство Далай-ламы. ТАР и тибетцы в эмиграции.
  • Монгольские языки
    Монгольские языки в мировой системе языков. Алтайская языковая общность, типологическая характеристика: агглютинативность, сингармонизм. Монгольские языки на территории Монголии, Китая, России. Образование монгольского литературного языка. Диалекты. Периодизация развития монгольского языка. Виды письменности, распространенные у народов Центральной Азии. Системы письма, которыми пользовались монголы: китайское, уйгурское, квадратное, ойратское «ясное», соёмбо, кириллица. Периодизация монгольского письменного языка. Общая характеристика тибетского языка
  • Религии Монголии и Тибета. История изучения
    Ранний этап в формировании верований народов Центральной Азии. Культ неба, тотемизм, зооморфные культы. Шаманизм. Шаманские ритуалы. Роль шамана. Черные и белые шаманы. Тибетский бон. Боннские культы. Буддизм: основные догматы, происхождение. Тибетский буддизм: история распространения, школы, культы, церковь, литература. Основные этапы распространения буддизма в Монголии: ранний (XIII–XIV вв.) и поздний (XVI–XVII вв.) этапы. История монгольской церкви. Буддизм в Тибете и Монголии в период правления династии Цин. Буддийские иерархи Монголии: джанджа-хутухты, джэбдзундамба-хутухты. Современное положение буддизма
  • Фольклор и мифология Монголии и Тибета
    Объем понятия. Основные термины. Подходы и методы изучения. Источники фольклорных данных. Фольклорные жанры. Фольклор и книжность. Взаимосвязи фольклорных традиций. Фольклор и современная культура. «Высшая» мифология в монгольской и тибетской традициях. Космогония, космография, сотворение человека. Первопредки и культурные герои. Демиурги и трикстеры. Виды трансформации мифологического знания. Миф в истории и литературе. Формы репрезентации мифа в фольклоре (мифологическое сказание, эпос, этиологическое предание, легенда, сказка и пр.). Сопоставление монгольской и тибетской традиций
  • Литература Монголии и Тибета
    Значение терминов «словесность» и «литература». Формирование собственно литературного творчества монголов. Истоки литературы: функциональные жанры исторической, буддийской дидактической словесности, устные сюжетные повествования, произведения индийской и тибетской новеллистики. Древняя тибетская литература периода Тибетской империи (VII–IX) вв. Переводы буддийских текстов и формирование жанровой системы. Историческая, религиозно-дидактическая, комментаторская литература как исток формирования художественных повествований. Литература средневекового типа XIII–XIX вв. Литературные связи Тибета и Монголии как важнейший фактор формирования литературной традиции в Монголии. Произведения в жанре «уг» (Хулчи-Сандаг, XIX в.). Поэзия (Дандзин-Равджа, Дандзин-Ванджил, Ишсамбу, Хайдав, Гулранса, Хишигбат, XIX в.). Первая драма («Лунная кукушка» Равджи). Роман Инджинаша «Синяя книга» (XIX в.). Творчество писателей после революции 1921 г. Первый кружок (С. Буяннэмэх, Д. Нацагдорж, Ц. Дамдинсурэн). Творческое освоение опыта писателей России и Европы: лирическая и гражданская поэзия, жанры рассказа, повести, первый современный роман (Ч. Лодойдамба). Современный литературный процесс Монголии. Современная тибетская литература. Гэдунчоймпэл
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carl Fredrik Sverdrup. (2017). The Mongol Conquests : The Military Operations of Genghis Khan and Sube’etei. Helion and Company.
  • Charleux, I. (2012). Mongolian Buddhism and native beliefs ; Bouddhisme mongol et croyances autochtones. HAL CCSD.
  • Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Halliday, M. A. K. (1955). A study of the language of the Chinese version of the Secret history of the Mongols.