• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Практическая текстология: источники на арабском языке"

Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами текстологического исследования, приобретут навыки текстологического анализа и умение использовать данные и методы современной критики текста в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. Конкретными задачами изучения дисциплины являются: 1) знакомство магистрантов с понятийным аппаратом историко- текстологического исследования; 2) освоение процедуры текстологического анализа; 3) приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов; 4) знакомство с литературой по теории и практике текстологического исследования; 5) формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох. В результате освоения дисциплины «Историческая текстология» студент должен: знать теоретические принципы и основные процедуры текстологического анализа и синтеза, понятийный аппарат текстологического исследования; уметь фиксировать и истолковывать результаты текстологического исследования; иметь навыки применения данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом текста исторических источников разных эпох и культур.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыков чтения и письма на арабском языке
  • Овладение грамматикой и лексикой на уровне достаточном для чтения простых текстов на классическом арабском языке
  • Овладение базовыми знаниями в области арабоязычной исламской словесности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен уметь читать неогласованный арабский текст
  • Студент должен знать базовые морфологию и синтаксис классического арабского
  • Студент должен иметь базовые знания исторических и культурных реалий классической арабо-мусульманской словесности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Письмо. Фонетика. Падеж. Грамматический род.
    • Письмо. Фонетика. Падеж. Грамматический род. Грамматическое состояние имени. Генетивная конструкция. • Чтение оригинальных текстов из учебной хрестоматии.
  • Прилагательное. Согласование прилагательного и существительного.
    • Прилагательное. Согласование прилагательного и существительного. Именное предложение. Предлог li-. Генетивная конструкция. • Чтение оригинальных текстов из учебной хрестоматии.
  • Грамматическое число. Местоимения. Перфект.
    • Грамматическое число. Местоимения. Перфект. Согласование подлежащего и сказуемого. Энклитические местоимения • Чтение оригинальных текстов из учебной хрестоматии.
  • Указательные местоимения. Перфект.
    • Указательные местоимения. Перфект глагола II-w/y и II-w/y. Спряжение laysa. Относительные придаточные предложения. Перфект глагола II=III. Активное и пассивное причастие. Конструкции для выражения обстоятельства. Отглагольное имя. • Чтение оригинальных текстов из учебной хрестоматии.
  • Имперфект
    • Имперфект. Частица illā. Генеральное отрицание. Имперфект глаголов II=III, II-w/y, III-w/y. Сравнительная и превосходная степень прилагательного. Числительные от 1 до 10. Субъюнктив. Юссив. Императив. Вокатив. • Чтение оригинальных текстов из учебной хрестоматии.
  • Пассив. Условные предложения. Глагольные породы.
    • Пассив. Условные предложения. Глагольные породы. Пожелательные конструкции. Диминутив. Числительные от 11 до 100. Модель прилагательного для обозначения цветов и телесных недостатков. Модели имени места, инструмента, однократного действия и образа действия. Четырёхсогласный глагол. Порядковые числительные.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Письменная контрольная работа + 0.2 * Письменная контрольная работа + 0.2 * Письменная контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ryding, K. C. (2005). A Reference Grammar of Modern Standard Arabic. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138943

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mohammad T. Alhawary. (2011). Modern Standard Arabic Grammar : A Learner’s Guide. Wiley-Blackwell.
  • van Putten, M. (2020). Classical and Modern Standard Arabic. Language Science Press. https://doi.org/10.5281/zenodo.3744505