• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Язык на стыке природы и культуры"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Князев Михаил Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Язык на стыке природы и культуры» знакомит слушателей с современными подходами к языковой способности человека и проблемами, связанными с соотношением языка и других когнитивных феноменов, освоением языка, его эволюцией и отличием от коммуникативных систем животных. Основной упор делается на рассмотрение проблемы врожденности языка и гипотезы об Универсальной Грамматике Н. Хомского, а также критики этого подхода. Студенты знакомятся с основными линиями аргументации нативистов и их противников на примере конкретной проблемы: усвоение аргументной структуры глагола и актантных конструкций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение навыка чтения и анализа англоязычного лингвистического текста.
  • Формирование интеллектуальной культуры участия в обсуждении научного текста по лингвистическим проблемам.
  • Знакомство с базовыми англоязычными понятиями, применяемыми при анализе языковых явлений, и развитие навыка их самостоятельного применения.
  • Освоение результатов научной рефлексии о природе языка и выработка способности компетентно рассуждать о проблеме и осуществлять лингвистические исследования в рамках проверки гипотезы о врожденности языковой способности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет содержание понятие «актантная конструкция». Перечисляет основные типы актантных конструкций английского языка и их свойства.
  • Объясняет различия между конструкционными и лексическими подходами при описании конструкций. Анализирует примеры использования конструкций в речи с позиций разных подходов.
  • Воспроизводит логику рассуждений в рамках основных подходов к усвоению языка на примере актантных конструкций.
  • Излагает принципы экспериментального исследования в области усвоения актантных конструкций (дизайн, результаты, гипотеза и т.д.). Моделирует собственный проект по изучению узкой проблемы в рамках темы, и излагает его положения в устной и/или письменной форме.
  • Читает специализированную литературу по проблеме актантных конструкций и их усвоения. Участвует в устных и письменных формах обсуждения и критического осмысления содержания научных статей по лингвистике.
  • Называет англоязычные понятия, применяемые при анализе языковых явлений,объясняет их смысл и адекватно применяет терминологию в ходе решения исследовательских задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конструкция как единство формы и содержания.
    Основные актантные конструкции английского языка (локативная, дитранзитивная конструкция и т.д.)
  • Типы подходов к конструкциями.
    Представление конструкций в конструкционных и лексических подходах.
  • Усвоение конструкций.
    Статистические и семантические механизмы.
  • Кейс-стадис
    Экспериментальные исследования усвоения актантных конструкций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задания
    Домашнее задание выполняется письменно, в виде реферата. Тема выбирается студентом из предложенного списка. Объем работы –6-4 листов. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы реферата.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой самостоятельный анализ научных текстов или фрагментов текстов на основе выполненного домашнего задания, предложенных преподавателем. Длительность сообщения - 7-10 минут. Доклад должен быть хорошо структурирован, содержать примеры.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде сдачи эссе (5-7 страниц, 12 кегль, двойной интервал). Эссе представляет собой развернутое обсуждение и сравнение 2 и более статей по одной теме (не обсуждавшихся в рамках семинара) или собственное экспериментальное/корпусное исследование. Эссе выполняется студентом вне аудитории. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.55 * Домашнее задания + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Goldberg, A. E. (2006). Constructions at Work : The Nature of Generalization in Language. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=215621
  • Pinker, S. (2013). Learnability and Cognition : The Acquisition of Argument Structure (Vol. New ed). Cambridge, MA: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=585970

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brooks, P. J., Tomasello, M., Dodson, K., & Lewis, L. B. (1999). Young children’s overgeneralizations with fixed transitivity verbs. Child Development, 70(6), 1325–1337. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=10621959
  • Traugott, E. C., & Trousdale, G. (2013). Constructionalization and Constructional Changes. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=672430