• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Что происходит с нами после того, как мы говорим кому-то "привет"? Что такое "оговорочки по Фрейду" и почему мы так часто их упоминаем? Что такое архетипы и в каком бессознательном они спрятаны? Чем мы отличаемся друг от друга и чем похожи? Почему в толпе мы ведем себя совсем иначе, нежели наедине с собой? Как за нас формируют решения о покупках? И что это вообще такое - психология в современном мире? Ответы на эти и многие другие вопросы найдутся в данном курсе. Слушатели познакомятся не только с основными направлениями и теориями социальной психологии, психологии личности и индивидуальных различий, но и научатся применять полученные знания на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методе и месте в системе наук, а также об общих закономерностях психической деятельности для правильного объяснения тех или иных проявлений личности человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает этапы становления психологической науки, указывает причины возникновения новых теорий и направлений.
  • Проводит различие между житейской и научной психологией
  • Ориентируется в многообразии направлений психологии, описывает и обосновывает различия между ними, опираясь на теории основных представителей своих школ.
  • Характеризует личность с точки зрения различных подходов к ее изучению. Описывают и обосновывают социальные и генетические факторы развития личности. Указывают на различия между нормой, акцентуацией и психопатией характера.
  • Описывает отдельные психологические процессы и психические свойства личности. Анализирует и обосновывает различия ощущения и восприятия, научения и памяти.
  • Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о себе, других людях и группах
  • Анализирует принятие групповых решений, может оценить его эффективность по сравнению с индивидуальными решениями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сквозь ткань времен: введение в историю психологии
    Предмет, задачи и методы психологии как науки. Основные этапы развития психологического знания. Психология как наука о душе: донаучный и философский периоды, Средневековье, Возрождение и Новое время. Тело и психика в учениях стран Древнего востока. Представления о душе, памяти, воображении, культурном опыте в Античности. Три основных методологических принципа психологи. Предпосылки когнитивной теории эмоций. Наблюдение, беседа. Особенности средневековой психологии, ее связь с философскими воззрениями Античности и религией Теория двух истин. Взаимосвязь психических и физиологических процессов. Прообраз ассоциативного эксперимента в лечении болезней. Томизм. Приемы снижения напряжения в русле церковной психологии Средневековья. Эмоциональное заражение. Метод интроспекции. Сознание, его содержание и пути формирования в психологии Возрождения и Нового Времени. Сенсуалистический и рационалистический подход к пониманию психики. Проблемы взаимодействия души и тела. Теория рефлекса Декарта. Предпосылки бессознательного Лейбница. Монистический подход Спинозы. Ассоциативная психология XVII – XIX вв. Первая психологическая школа. Законы образования ассоциаций. Новые теории образования рефлексов. Первая теория бессознательного. Адаптационная функция психики. Модель метода проб и ошибок.
  • Становление предмета психологии: культурный контекст
    Психология как самостоятельная наука. Появление первых экспериментальных лабораторий. В.Вундт. В.М. Бехтерев. Г.И.Челпанов. Исследование элементарных психических процессов, их связей и законов. Метод теста. Метафоры и свойства сознания. Классический бихевиоризм, оперантный бихевиоризм и необихевиоризм. Законы научения. Рождение когнитивной психологии. З.Фрейд и открытие психоанализа. Бессознательное как предмет психологии. Структурная и топографическая модель личности. Защитные механизмы «Я». Стадии развития. Аналитическая психология Юнга. Коллективное бессознательное. Архетипы. Архетипическая психология. Индивидуальная психология А.Адлера. Комплекс неполноценности. Жизненные стили. Концепция социального интереса. Концепция «творческого Я». Развитие психоанализа Э. Фроммом, К.Хорни, В. Райхом. Эго-психология А.Фрейд. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояние личности. Феномен игры. Треугольник Карпмана. Жизненные сценарии личности. Предписания и драйверы. Гуманистическая психология. Пирамида потребностей А.Маслоу. Понятие самоактуализации. Феноменология К.Роджерса. Феноменологическое поле. Конгруэнтность. Самооценка как важнейший компонент личности. Я-концепция. Клиент-центрированная терапия. Предпосылки возникновения экзистенциального анализа в экзистенциальной философии. Теории С.Кьеркегора, Г.Гегеля, Ф.Ницше. Бытие по М.Хайдеггеру. Ключевые экзистенциалы. Теория К.Ясперса. Пограничные ситуации. Феноменологический метод. Феноменологический анализ эмоций и воображения Ж.-П.Сартра. Теории Р.Мэя, И.Ялома, В.Франкл, А.Лэнгле.
  • Мозг и психика: от эволюции к многообразию психических процессов.
    Функциональное строение центральной нервной системы. Критерии психического. Эволюция и этапы развития психики. Ощущение, восприятие и внимание как функциональная система. Великая иллюзия сознания и ее проявления. Виды и свойства памяти. Связь памяти и научения. Процессы, операции и виды мышления. Связь мышления, общения и речи. Внутренняя речь: структура, функции. Мотивация, потребность, воля. Эмоции и чувства. Структура индивидуальности. Факторы развития индивидуальности. Влияние среды на индивидуальность человека. Взаимодействие среды и наследственности. Индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Подходы к структуре индивидуальности. Темперамент и характер в структуре индивидуальности. Понятие патологии, акцентуации, нормы. Неврозы и психопатии. Психология способностей.
  • Общественное животное: введение в социальную психологию
    Формирование представления о себе и людях. Социальная категоризация. Социальное познание. Самоэффективность, саморегуляция, самопрезентация, самомониторинг. Атрибуции. Социальные и групповые нормы. Конформизм и инновации. Социальная коммуникация. Конфликты. Малые и большие группы. Стадии группового развития. Групповая социализация. Групповая идентичность. Лидер и руководитель. Межгрупповые отношения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Каждый вариант содержит по 12 вопросов. Задания разрабатываются на основе материалов лекций и семинаров. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Защита исследовательского проекта.
    Защите представляет собой доклад по результатам группового (3-4 человека) исследовательского проекта по одной из предложенных тем. Время представления - не более 15 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля. Экзамен проводится в устной форме (защита исследовательского проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка демонстрации экрана, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру, микрофон и начать демонстрацию экрана. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, зачитывать материал доклада со сторонних сайтов. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает повторную защиту проекта в устной форме.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Преподаватель в системе LMS после семинара отправляет студентам домашнее задание в виде вопросов, на которые предполагается свободный аргументированный ответ. Студенты отвечают на задания до указанного в задании дедлайна. Как правило, на выполнение дается неделя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Защита исследовательского проекта. + 0.15 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильин Г. Л. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 389с. - ISBN: 978-5-9916-3958-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-444152
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Выготский Л. С. - ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 336с. - ISBN: 978-5-534-07532-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funkciy-437760
  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393
  • Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе ; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова ; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 622 с: ил., - ISBN 978-5-238-00713-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028704