Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Динамика жанров в римской литературе"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шмараков Роман Львович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе освоения дисциплины «Динамика жанров в римской литературе» студенты знакомятся с проблемами и методами анализа наиболее значимых произведений латинской литературы; получают представление о специфике жанра в античной литературе и возможностях значимых изменений в пределах жанра.
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление о наиболее значимых эпических произведениях Рима. Понимает особенности эволюции эпоса.
- Имеет представление о наиболее значимых образцах элегической поэзии. Способен проанализировать произведение, исходя из его жанровых особенностей.
- Имеет представление о наиболее значимых лирических произведениях. Знает основные жанровые особенности.
- Имеет представление об эпистолярных корпусах, дошедших от римской литературы (Цицерон, Сенека, Плиний Младший, Симмах). Способен проводить сопоставительный анализ прочитанных текстов.
- Имеет представление о наиболее значимых римских историках. Способен проводить анализ фрагмента текста.
Содержание учебной дисциплины
- Анализ эпического произведенияЭпос Энний и Невий. Новаторство Вергилия в связи с наследием александрийской поэзии. Эпический нарратив. Композиционные методы у Вергилия. Анализ субжанров. Функция прямой речи. Эпические дигрессии. Природа жанра у Лукана. Эпический жанр в флавианскую эпоху. Эпиллии Клавдиана: жанровые мутации. Аллегорическая поэма Пруденция.
- Анализ дидактической и элегической поэзииДидактическая и элегическая поэзия Философская поэзия (Лукреций). Традиции Гесиода (Вергилий). Кинегетика (Граттий Фалиск, Немесиан). Пародия на жанр учебного пособия (Овидий). Римская эротическая элегия (Тибулл, Проперций) и ее ироническое снижение (Овидий).
- Анализ лирической поэзииЛирика Лирика в системе литературных жанров. Поэтическая функция языка. Катулл. Горацианская ода. Композиция горациевских гимнов. Анализ топики и фигур мысли. Poetae novelli. «Христианский Гораций»: лирика Пруденция.
- Анализ эпистолярного жанраЭпистолярный жанр Эпистолярий республиканской эпохи (Цицерон) и времен принципата (Плиний). Письмо как философский жанр, связь с протрептиком (Сенека). Дальнейшая история жанра (Симмах, церковные авторы).
- Анализ исторического произведенияИсторическая проза Анналисты. Исторические монографии Саллюстия; вопросы стиля и связи с греческой историографией. Тит Ливий. Веллей Патеркул. Тацит. Светоний. Scriptores historiae Augustae. Аммиан Марцеллин. Проблемы жанра, композиции. Вопрос о его аудитории, соотнесенность с философскими концепциями.
Элементы контроля
- Контрольная работаПроверочные контрольные работы проводятся в течение каждого модуля (2 работы) на семинарских занятиях. Контрольная работа проверяет знание прочитанных текстов и состоит из 10 вопросов, предполагающих однозначный ответ. Все контрольные работы имеют равный вес при определении оценки по этой компоненте.
- ПрезентацияПрезентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента в рамках темы семинара. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
- Работа на семинареАудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
- ЭссеПри наличии в эссе плагиата в форме дословного изложения чужого текста (без указания авторства и ссылки на источник) или в форме парафразы (без указания авторства и ссылки на источник), то есть изложения чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста, преподаватель вправе оценить эссе в 0 баллов, независимо от объема заимствованного текста.
- ЭкзаменДля участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация + 0.15 * Работа на семинаре + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Curtius, E. R. (2013). European Literature and the Latin Middle Ages (Vol. New edition). Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=542951
Рекомендуемая дополнительная литература
- Покровский М. М. - ИСТОРИЯ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 391с. - ISBN: 978-5-534-08853-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rimskoy-literatury-438589