• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Человек и политика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Красильникова Мария Николаевна
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Базовый курс «Современная политическая наука» дает представление о методологии, качественных и количественных методах, институциональном дизайне и эффективности власти, демократии и демократизации, правах человека и политическом неравенстве. Отдельно освещаются вопросы современной политэкономии, проблемы коллективного выбора и подходы к изучению политических конфликтов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать: основные понятия, категориальный аппарат и главные теоретические направления, применяемые при анализе современной политики, фундаментальные характеристики происходящих социально-политических процессов и технологических оснований их изменений, влияющих на мировой политический порядок, и формирующиеся на этой основе тренды развития политических систем и институтов.
  • Уметь: ориентироваться в базовых теоретических моделях современной политической науки, использовать методы современной политической науки и применять их в исследовательской деятельности, комплексно оценивать проблемные ситуации современного политического процесса, осуществлять отбор научных источников информации о политическом процессе, проверять и аналитически обрабатывать полученную информацию, объективно и критически анализировать данные о политике, основываясь на знании парадигмальных оснований политической науки.
  • Иметь навыки: теоретического мышления и концептуального анализа, позволяющие самостоятельно осваивать материал политико-теоретического характера, прежде всего прикладных исследований политических процессов, исходя из знаний об их закономерностях; критического анализа различных источников информации о политике; использования количественных и качественных методов политической науки как для анализа специфики деятельности современных государств и особенностей функционирования их политических институтов, так и характера мировой политики на субнациональном и национальном уровнях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в современном политологическим дискурсе о демократии. Может выделить, проанализировать и найти взаимосвязь основных управленческих проблем с политическими и социально-экономическими трендами. Имеет представление о разных моделях политической социализации через образование. Понимает взаимосвязь идеологии и политики, может проанализировать ключевые элементы идеологического спектра в актуальной политике.
  • Имеет понимание о политико-управленческих процессах на разных уровнях социального единства. Различает особенности политического регулирования национальных и международных проблем. Знаком с разделением на «агентов» и «факторы влияния» политического процесса, может предложить и обосновать модель анализа для конкретной социально-политической проблемы с учетом ее специфики
  • Имеет представление об институциональных аспектах полиитческого процесса, в т.ч. институциональных ловушках. Может соотнести примеры их управленческой практики с теоретическими концептами, релевантными проблематике.
  • Имеет представление о положении религий в современном обществе. Знает основные направления миграционных процессов в современном мире, их религиозные и этнические особенности. Имеет представление о ключевых моделях аккультурации и присутствия мусульман в ведущих мировых государствах. Знает основные модели взаимоотношений государства и религии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Человек в современной демократической политике
    1. Современное государство заботы о человеке и место в нем политики. Политика без политического содержания. Кризис европейской демократии. 2. Проблемы эффективности государственных и наднациональных форм демократии. Управление (не)доверием граждан. 3. Гражданское образование и политические практики. Современный город как источник современного гражданского образования. Национальный исторический опыт школы и вуза в гражданском образовании. Политизация образования как добавление универсальных навыков к предметным знаниям.
  • Политическое поведение индивидов и групп
    4. «Действующее лицо» политики. Агенты политического процесса. Принципы принятия политических решений на индивидуальном уровне. Политическое поведение, политическая культура, политическая активность 5. Социальные группы, группы интересов и нации в современной политике. Роль мультикультурализма в формировании современной политической проблематики 6. Трансформации идеологий в поисках ответа о месте человека в политике. Либерализм. Консерватизм. Республиканизм. Коммунитаризм. Корпоративизм. Элитизм. Неомарксизм. Постмодернизм.
  • Национальные политические вызовы 21 века: сравнительные аспекты функционирования институтов и культур
    7. Власть процедур или власть граждан. Институциональные ловушки в политике и возможности их преодоления 8. Институциональные эффекты индивидуальных действий в общественно-политической сфере и в экономике. Краткосрочные стратегии и долгосрочные эффекты 9. Экономические ресурсы и политические институты. Ресурсное богатство, ресурсное проклятие, экономический оппортунизм в политике 10. Экономические ресурсы и политические институты. Коррупция как политическая проблема. Место коррупции в демократической политике
  • Религия и политика в 21 веке.
    Политика и религия в 20 веке. Понятие «религия». Современные подходы к классификациям религий и феномену религии в 20 веке. Модели взаимоотношения государства и религии в 20 веке (на примере мировых религий). Взаимоотношения государства и ислама/буддизма в России. Влияние современных технологий и глобализации на религии (на примере биоэтического дискурса). 12. Религия в миграционном поле современного общества. Феномен иммиграции и основные направления иммиграционного процесса в современном мире. Феномен массовой иммиграции мусульман в 20 веке и институт «гостя» как механизм изменения идентичности в принимающем обществе. Натурализация и аккультурация. Феномен гражданства в 20 веке. Формы и стратегии аккультурации. 13. Религия и политика: социальное признание мусульман в Европе после Второй мировой войны и в России после 1991 года. Проблема определения европейской идентичности. Христиано-мусульманский диалог в контексте процесса идентификации мусульман в странах Западной Европы. Мусульманская самоидентификация в рамках светского общества. Идентификация мусульман немусульманами в современных западноевропейских обществах и в России. Гражданская и национальная идентификации мусульман в России. 14. Евроислам как политическая субкультура. Периодизация иммиграции мусульман после Второй мировой войны и формирование контекста появления евроислама. Феномен евроислама: появление, интерпретации, основные лидеры. Евроислам vs радикальный ислам. Формирование взаимоотношений евроислама и традицинного ислама: дискуссия об основных положениях религии. Специфика формирования и понимания евроислама в России (джадидизм). 15. Постсекуляризация и политика в 20 и 21 веке. Европейский светский взгляд на мир и «возвращение религии».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опрос на семинаре
    Контроль проводится в устной форме в виде защиты исследовательского проекта. Контроль проводится на платформе MSTeams. К контролю необходимо подключиться согласно расписанию, согласованному с учебной частью. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MSTeams. Для участия в текущем контроле студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время контроля студентам запрещено выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время выступления считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить отвечать, ответ переносится на другое время, согласованное с учебной частью. Процедура пересдачи не предусмотрена.
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Презентация индивидуальной/коллективной исследовательской работы
    Контроль проводится в устной форме в виде защиты исследовательского проекта. Контроль проводится на платформе MSTeams. К контролю необходимо подключиться согласно расписанию, согласованному с учебной частью. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MSTeams. Для участия в текущем контроле студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время контроля студентам запрещено выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время выступления считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить отвечать, ответ переносится на другое время, согласованное с учебной частью. Процедура пересдачи не предусмотрена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Опрос на семинаре + 0.5 * Письменная работа + 0.25 * Презентация индивидуальной/коллективной исследовательской работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Государственная политика и управление. Ч.1: Концепции и проблемы государственной политики и управления, Сморгунов, Л. В., 2006
  • Политология : учебник, Мельвиль, А. Ю., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Категории политической науки : учебник для вузов, Мельвиль, А. Ю., 2002
  • Религия и общество : хрестоматия по социологии религии: учеб. пособие для вузов, , 1996
  • Сравнительная политология сегодня : мировой обзор: учеб. пособие для вузов, Алмонд, Г., 2002