• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория и практика исторических реконструкций

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Данилевский Игорь Николаевич
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и практика исторических реконструкций» дает представление о теоретических и методических основах формирования верифицируемого знания о прошлом на основании ретроспективной информации, сохранившейся в исторических источниках. Особое внимание в курсе уделяется критериям отнесения конкретных текстов к историческим источникам для решения конкретных вопросов, изучаемых историком, оценке информационного потенциала различных видов исторических источников, установлению оптимальных методов получения и обработки ретроспективной информации, критериям корректности решения конкретно-исторических проблем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство аспиратнтов с понятийным аппаратом конкретно-исторического исследования
  • освоение процедуры научной реконструкции событий прошлого
  • приобретение навыков анализа ретроспективной информации исторических источников, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов
  • знакомство с литературой по теории и практике исторических реконструкций
  • формирование у аспирантов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • аспирант обладает знаниями базовых понятий
  • аспирант дает определение объекта и предмета исторического исследования
  • аспирант усваивает критерии отнесения текста к числу исторических источников
  • аспирант владеет принципами отображения реальности в исторических источниках
  • аспирант корректно использует терминологию
  • аспирант дает определение научной исторической реконструкции
  • аспирант обладает общими представлениями о специфике отображения реальности в текстах
  • аспирант корректно использует специальные термины
  • аспирант использует специфические методы работы с ретроспективной информацией
  • аспирант обладает знаниями базовых понятий, критериев и принципов изучения истории
  • аспирант дает квалификацию роли истории текста исторического источника в оценке достоверности его информации
  • аспирант владеет основными принципами общей характеристики исторического источника
  • аспирант использует специальные методы анализа ретроспективной информации, сохранившейся в исходном тексте, его изводах и редакциях
  • аспирант работает со списками исторического источника как специфическими носителями ретроспективной информации
  • аспирант обладает знаниями базовых понятий эмпирических оснований исторических реконструкций
  • аспирант дает определение реальных списков и реконструкций исторических источников
  • аспирант усваивает критерии установления контаминированных и реконструированных текстов
  • аспирант владеет принципами использования контаминаций и реконструкций текстов источников в конкретно-исторических исследованиях
  • аспирант дает определение ретроспективной информации
  • аспирант обладает общими представлениями о значениях и смыслах текстов исторических источников
  • аспирант различает виды ретроспективной информации
  • аспирант дает определение верифицируемой ретроспективной информации
  • аспирант дает квалификацию верифицируемой ретроспективной информации как основы научной исторической реконструкции
  • аспирант владеет основными принципами выделения верифицируемой ретроспективной информации
  • аспирант использует специальные методы обработки верифицируемой ретроспективной информации
  • аспирант работает со списками исторического источника как носителями верифицируемой ретроспективной информации
  • аспирант обладает знаниями базовых понятий, связанных с повторяющейся ретроспективной информацией
  • аспирант дает определение повторяющейся ретроспективной информации
  • аспирант усваивает критерии выделения повторяющейся ретроспективной информации
  • аспирант владеет принципами обработки повторяющейся ретроспективной информации
  • аспирант корректно использует повторяющуюся ретроспективную информацию в конкретно-исторических исследованиях
  • аспирант обладает знаниями базовых понятий, связанных с уникальной ретроспективной информацией
  • аспирант дает определение уникальной ретроспективной информации
  • аспирант усваивает критерии выделения уникальной ретроспективной информации
  • аспирант владеет принципами обработки уникальной ретроспективной информации
  • аспирант корректно использует уникальную ретроспективную информацию в конкретно-исторических исследованиях
  • аспирант обладает знаниями базовых понятий, связанных с научной исторической реконструкцией
  • аспирант владеет методами датировки и локализации исторических событий
  • аспирант владеет методами идентификации исторических личностей и исторических событий
  • аспирант дает квалифицированную характеристику исторических событий и личностей
  • аспирант корректно использует прямые и косвенные оценки и характеристики современников в научных исторических реконструкциях
  • аспирант обладает критериями проверки эмпирических оснований исторических реконструкций
  • аспирант проверяет логические основания исторических реконструкций
  • аспирант усваивает критерии проверки информационных оснований исторических реконструкций
  • аспирант владеет принципами историко-контекстуальной проверки исторических реконструкций
  • аспирант дает общую характеристику исторических реконструкций
  • аспирант использует на практике основные принципы выделения различных видов ретроспективной информации
  • аспирант использует общую характеристику исторического источника при его анализе
  • аспирант умеет определять степень корректности обработки различных видов ретроспективной информации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Объект и предмет исторического исследования
    Эволюция представлений об объекте изучения в истории. Психологический «поворот» и его роль в уточнении представлений об объекте изучения в истории. Лингвистический «поворот» и его роль в уточнении представлений об объекте изучения в истории. Постмодерн: «кризис» исторической науки и выход из него. Современные дискуссии об объекте изучения истории.
  • Тема 2. Научная историческая реконструкция и историческая реальность
    Гуманитарный и научный «полюса» в исторической науке. Критерии научности в гуманитарных дисциплинах. Понятие научной исторической реконструкции. Научная историческая реконструкция как «объективная реальность». Экспертная оценка научной исторической реконструкции. Верификация и фальсификация исторических реконструкций.
  • Тема 3. Эволюция оснований исторических реконструкций
    Критерий авторитета. Критерий подлинности источника. Критерий полноты освещения. Критерии рационализма: «здравый смысл» и его критика; логика построения реконструкции. История текста источника и ее роль в оценке ретроспективной информации. Общая характеристика источника как критерий его достоверности. Проблема поиска достоверной информации в неподлинном источнике.
  • Тема 4. Эмпирические основания исторических реконструкций
    Реальные списки и реконструкции текстов произведений. Основания реконструкций исторических источников. Контаминированные и реконструированные тексты. Место и роль контаминаций и реконструкций текстов в научной исторической реконструкции.
  • Тема 5. Структура ретроспективной информации исторического источника
    Понятие ретроспективной информации. Значения и смыслы текстов исторических источников: принцип многоярусной семантики. Намеренная и ненамеренная информация. Прямая и косвенная информация. Объективная и субъективная информация. Верифицируемая, повторяющаяся и уникальная информация.
  • Тема 6. Верифицируемая ретроспективная информация как основа научной исторической реконструкции
    Определение верифицируемой ретроспективной информации. Методика выявления верифицируемой ретроспективной информации. Проблема идентификации информации исторических источников. Проблема корректной перекодировки ретроспективной информации. Разработка метаязыка корректного описания исторических событий.
  • Тема 7. Место и функции повторяющейся информации в научных исторических реконструкциях
    Виды повторяющейся информации. Методика выявления повторяющейся информации исторических источников. Выявление круга чтения автора. Прямые и косвенные цитаты. Аллюзии и реминисценции. «Общие места» и «топосы». «Бродячие сюжеты». «Устойчивые формулировки» и «литературный этикет». «Память контекста» и ее использование в исторической реконструкции.
  • Тема 8. Место и функции уникальной ретроспективной информация в научных исторических реконструкциях
    Методы обработки уникальной ретроспективной информации. Фальсификация уникальной ретроспективной информации данными и методами специальных исторических дисциплин. Прямая и косвенная уникальная временнáя информация. Прямая и косвенная уникальная пространственная информация. Прямая и косвенная информация о личности.
  • Тема 9. Научная историческая реконструкция: синтез ретроспективной информации источников
    Методы датировки исторических событий. Методы локализации исторических событий. Методы идентификации исторических личностей. Методы идентификации исторических событий. Проблемы характеристики исторических событий и личностей. Использование прямых и косвенных оценок и характеристик современников в научных исторических реконструкциях.
  • Тема 10. Экспертная оценка конкретно-исторической реконструкции
    Проверка эмпирических оснований исторической реконструкции. Проверка логических оснований исторической реконструкции. Проверка информационных оснований исторической реконструкции. Историко-контекстуальная проверка исторической реконструкции. Общая характеристика исторической реконструкции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Активность на занятиях, участие в обсуждении проблем
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Активность на занятиях, участие в обсуждении проблем + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Реферат + 0.15 * Устный опрос + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беляев И.Д. - О Несторовой летописи  - Издательство "Лань" - 2013 - 74с. - ISBN: 978-5-507-13101-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13496
  • Каченовский М.Т. - Параллельные места в русской летописи - Издательство "Лань" - 2013 - 5с. - ISBN: 978-5-507-12712-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10464