• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Проектный семинар "Лидерство: проблемы, типологии, управленческие практики"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет теоретические подходы, классические и современные концепции и результаты эмпирических исследований лидерства в организационном контексте. Основное внимание уделено современным направлениям в изучении личности и поведения руководителей, их управленческим практикам, стилям общения с подчиненными. Лидерами «рождаются» или «становятся»? Как одни индивиды приобретают власть над другими? Каковы «позитивные» и «негативные» проявления власти руководителей? Что может противопоставить работник власти своих руководителей? Мы рассмотрим классические и современные типологии стилей лидерства, поговорим о сущности трансформационного лидерства. На примере «диадных» концепций демонстрируется применение теории социального обмена к исследованиям лидерства. Представляются современные критические теории, такие как «романтика лидерства», субституты лидерства, подход к изучению лидерства с точки зрения подчиненных. Обсуждаются вопросы «деструктивного» поведения руководителей, эффективности лидерства, его гендерной и культурно-институциональной специфики. Специальное внимание уделяется методологическим аспектам эмпирических исследований лидерства в организациях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Лидерство: проблемы, типологии, управленческие практики» является подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать о: - современных теоретических направлениях изучения лидерства и управленческой деятельности; - факторах, влияющих на формирование стратегий и моделей лидерства и руководства; - механизмах воздействия лидеров и руководителей на установки и поведение подчиненных.
  • уметь: - анализировать социологические и социально-психологические проблемы управленческой деятельности; - диагностировать и определять оптимальные стили лидерства для решения управленческих задач;
  • владеть: - навыками критического осмысления научных материалов по социологическим и социально-психологическим аспектам управленческой деятельности; - навыками поиска и систематизации научной литературы по заданной теме; - навыками анализа результатов теоретических и эмпирических исследований, в том числе опубликованных на английском языке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лидерство и управленческая деятельность: проблемное поле и эволюция подходов к изучению
    Дисциплинарные подходы к исследованиям лидерства. Эволюция взглядов на лидерство. «Лидерство», «руководство» и «менеджмент». «Универсалистский» и «контекстуальный» подходы к изучению феномена лидерства.
  • Личность лидера и ролевой стандарт поведения руководителя
    «Лидер» как обладатель определенных личностных характеристик. Лидерские качества. Тео-рии лидерских черт. Ценностно-мотивационные, эмоциональные, когнитивные, поведен-ческие аспекты лидерства. Лидерские компетенции. Мотивация к достижению, стремление к саморазвитию, креативность, работоспособность, харизма. Ролевой стандарт поведения руководителя. Этические проблемы лидерства.
  • Стили лидерства и руководства: теоретические подходы и результаты эмпирических исследований
    Стили лидерства: способы осуществления руководящих функций (К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Блэйк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, Р. Хауз, П. Херси и К. Бланшар). Влияние стилей руковод-ства на установки и поведение подчиненных. Трансформационное, трансакционное лидерст-во и их составляющие. Условия эффективности трансформационного и трансакционного лидерства. Теория обмена между лидером и подчиненным. Условия вхождения в ин-группу лидера. Принадлежность к ин-группе руководителя, установки и поведение подчиненных.
  • Феномен «деструктивного» лидерства: проявления, предпосылки и последствия
    Понятие «деструктивного» лидерства. Руководитель как «токсичная» личность. «Темная триада» личностных качеств и карьера менеджера. «Враждебное» поведение руководителя в зарубежных и российских организациях. Властные отношения в организации как предпосылка деструктивного лидерства.
  • Менеджеры как социально-профессиональная группа
    Социально-демографический портрет менеджеров в различных отраслях и сферах деятельности. Менеджеры на различных уровнях организационной иерархии. Ценностные установки менеджеров в отношении своей профессиональной деятельности. Карьерные стратегии и траектории менеджеров.
  • Национальная и регионально-отраслевая специфика лидерства и управленческой деятельности
    Лидерство в бизнес-организациях, учреждениях здравоохранения и социальной сферы, научных и образовательных учреждениях, некоммерческих организациях. Отраслевая специфика лидерства. Ролевые стандарты руководителя в условиях индустриального и постиндустриального труда. Кросскультурные исследования лидерства. Модели поведения российских руководителей: между Западом и Востоком?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Устный ответ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Онакопл = 0,5*Оауд + 0,5* Оэссе Орезульт = 0,5*Онакопл + 0,5* Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии, Абрамов, Р. Н., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Менеджмент : учебник для вузов, Виханский, О. С., Наумов, А. И., 2013
  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., Гончаровой, О. Е., 1999
  • Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., Пелявского, О. Л., 2006
  • Управление в эпоху кризиса : как сохранить ключевых людей и компанию, Адизес, И. К., Гутман, Т., 2015
  • Управление жизненным циклом корпорации, Адизес, И. К., Кузина, В., 2008