• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современная немецкая академическая культура

Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет своей целью ознакомление с академической культурой Германии, а также рассмотрение, как в исторической ретроспективе, так и с учетом современной специфики, различных коммуникативных ситуаций, связанных с обучением в университете (работа в семинарской группе, поиск научного руководителя, консультирование с научным руководителем, завязывание и поддержание научных контактов) и научно-исследовательской и поисковой деятельностью (работа в научной библиотеке, архиве, музейном фонде, направление запросов в официальные учреждения и общественные организации, составление грантовых заявок и др.). Курс ориентирован на смешанную аудиторию с различным уровнем знания немецкого языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными чертами уклада университетской повседневности и важнейшими элементами академической культуры Германии
  • Освоение студентами навыков устной и письменной коммуникации в немецкоязычной академической среде
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает содержание основных этапов немецкой интеллектуальной истории, проблемы истории немецкого социально-гуманитарного знания, его вклад в мировой, европейский и российский интеллектуальные контексты
  • Владеет методами анализа институциональных аспектов немецкой интеллектуальной истории
  • Знает основные типы немецких академических институций, их специфику и принципы функционирования
  • Умеет анализировать институциональные механизмы и структуры повседневной жизни немецкого академического сообщества
  • Владеет навыками анализа основных значений и смыслов немецкой академической культуры
  • Знает социолингвистические и лингвокультурологические аспекты функционирования немецкого языка
  • Умеет анализировать научные и официальные тексты на немецком языке как выражение культурной картины мира и национальной/региональной памяти
  • Владеет навыками социолингвистического и лингвокультурологического анализа фразеологизмов и диалектизмов
  • Владеет навыками устной и письменной коммуникации в контексте немецких академических институций
  • Умеет выявлять специфически академические значения и коннотации в немецком научном и публицистическом тексте
  • Владеет навыками критического анализа немецких научных, научно-популярных и публицистических текстов с точки зрения медиатизации культурных смыслов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Немецкие университеты: единство и многообразие
    Идейные истоки немецкой университетской традиции. Концепция университета В. Фон Гумбольдта, ее основные идеалы и принципы. Болонский процесс и современная трансформация гумбольдтовской модели университета. Региональная специфика немецких университетов: конфессиональный, политический и этнокультурный аспекты. Организационные формы и методики обучения в немецком университете. Исторические истоки современной практики университетских семинаров. Типология немецких университетских семинаров: Proseminar, Hauptseminar, Lektüreseminar, Doktorantenkolloquium. Важнейшие практики письма в контексте семинарской работы: ведение протокола, подготовка реферата, написание семестровой работы. Особенности немецкоязычного библиографирования
  • Внеуниверситетские академические институции в Германии
    Академии наук в истории немецкой науки и культуры. Роль немецких академий в воспроизводстве национальной и локальной идентичности. Институциональная трансформация немецкой академии в ХХ в.: от классов и комиссий к долгосрочным проектам. Академии наук и фундаментальные исследования. Междисциплинарное взаимодействие в современной немецкой академии. Принципы организации академических учреждений. Специфика региональных академических традиций. Эдиционная деятельность как важнейшая форма фундаментальных исследований в гуманитарных науках. Основные эдиционные практики: коллатирование, конституция текста, комментирование. Специфика коммуникации с академическими институциями. Научно- исследовательские институты и центры, особенности их организации в отличие от академий
  • Академические ритуалы и дискуссионная культура в Германии
    Особенности планирования и организации научных мероприятий на базе немецких университетов и академий. Базовые компоненты академической этики. Коммуникативные рамки устного выступления перед немецкоязычной научной аудиторией: панельная дискуссия, конференция, симпозиум, круглый стол, мастерская. Семантика и прагматика вопроса в контексте научной дискуссии. Эпистолярное общение в академической и университетской среде: исторические традиции и современность. Основные конвенции современно немецкоязычной научной переписки
  • Немецкие культурные институции: библиотека, архив, музей, фонд
    Исторические истоки формирования публичных библиотек в немецких землях. Читательские общества, клубы, салоны. Специфика издательского дела и функционирование книжного рынка в Германии. Особенности организации университетских библиотек, их роль в процессе обучения и преподавания. Библиотеки частных союзов и фондов. Особенности работы немецкого архива. Основные комуникативные ситуации в работе с немецкоязычными сотрудниками архивных и музейных собраний (дистантный запрос и поиск, консультирование, переговоры о публикации материалов). Немецкие научные фонды, их тематическая и институциональная специфика. Немецкие стипендиальные и грантовые программы,особенности формальной коммуникации в процессе подготовки и подачи заявки на финансовую поддержку научных проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменная работа
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Письменная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Eric Lehmeier. (2019). Wilhelm von Humboldts Bildungsideal in Zeiten nach Bologna : Die Diskrepanz zwischen dem humboldtschen Bildungsideal und dem gegenwärtigen universitären Bildungswesen (Vol. 1. Auflage). München: GRIN Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2255148
  • Meier, F. (2009). Die Universität als Akteur : zum institutionellen Wandel der Hochschulorganisation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.644931406

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Open Science an der Berlin-Brandenburgischen Akademie der Wissenschaften. (2019). https://doi.org/10.5281/zenodo.3514661
  • Spekulative Theorien, Kontroversen, Paradigmenwechsel : Streitgespräch in der Wissenschaftlichen Sitzung der Versammlung der Berlin-Brandenburgischen Akademie der Wissenschaften am 25. November 2016. (2017). Germany, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA621305