• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Магистратура 2019/2020

Историческая семантика образа в европейской культуре: от Античности до Нового времени

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Концепция курса основана на представлении о культуре донововременной Европе как «культуре готового слова» (А.В. Михайлов), в которой непрерывная традиция латинского образования обеспечивала континуитет жанровых конвенций, поэтических формул, стандартов научной аргументации и образов в изобразительном искусстве. Именно эта «морфология континуума» (Э.Р. Курциус), в фокусе которой – устойчивые структуры словесных и фигуративных искусств и дискурсов культуры (литературные и научные жанры, сюжеты, топосы, «формулы выражения страсти» в искусстве) от Гомера до Гете, - образует предмет рассмотрения в рамках курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить слушателей с историей архетипических образов, аргументативных общих мест и иконографических универсалий донововременной интеллектуальной и художественной культуры Европы с опорой на концептуальный аппарат исторической поэтики и иконологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает происхождение и Wirkungsgeschichte античных архетипических образов
  • Знает топику «странствий души» в античной литературе от «Энеиды» до эллинистического романа, ветхозаветных грекоязычных книг и евангелий
  • Знает набор знаменитейших библейских образов и нарративов
  • Знает ключевые топосы средневековой культуры: скандинавской, кельтской мифологии, примеры обработки мифологических сюжетов в средневековом романе, имеет представление о нововременной рецепции сюжетов, возникших в Средние века, в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
  • Знает особенности ренессансной рецепции античной культуры, знает типологические отличия топосов, возникших в эпоху Ренессанса, от топосов и архетипов, возникших в античности или в Средние века
  • Знает основные национальные нарративы «об истоках», сложившиеся в культуре народов Центральной и Восточной Европы.
  • Знает основные характеристики процесса визуализации образов «родной земли» у народов Центральной и Восточной Европы (аллегории, картография и пр.)
  • Знает, как складываются пантеоны национальных героев в культурах народов Центральной и Восточной Европы (святые, героические предки, поэтыпророки, благочестивые владыки и пр.).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Долгая история» античных политических архетипов
    Теоретическая преамбула: понятие «культуры готового слова» («риторической культуры», «культуры рефлексивного традиционализма») от Гомера до Гете. Формирование пантеона героических и антигероических образов и нарративов о них в античной историографии и риторике от Геродота до Цицерона. История Лукреции и ассоциированных нарративов (Брут и его сыновья, Ливия Друзилла, Виргиния) у Тита Ливия, Диодора Сицилийского и Овидия Назона. Критика мифа о Лукреции у бл. Августина между этикой античных добродетелей и этикой христианской. Трансформация истории о Лукреции в средневековом каноническом праве. Ренессансное «переоткрытие» Лукреции во всех областях культуры от прикладного искусства до драмы: от «Похвалы Лукреции» Колуччо Салутати до «Лукреции» Шекспира. Полемики о 5 благодетельном насилии и о праве на самоубийство в барочной (в частности - иезуитской) мысли XVI – XVII вв. Pathosformel Лукреции в изобразительном искусстве: от средневековой миниатюры до Рембрандта
  • Тема 2. «Борхесовские циклы» возвращения и поиска
    «Хитроумный» Одиссей и «благочестивый» Эней: география ойкумены и топография души. Ясон и Аргонавты: рождение квеста. Катабасис и некюйя: сюжет схождения в подземный мир и разговора с мертвыми от Илиады до Данте. «Путешествие в Египет», мнимые смерти и умерающий/воскресающий бог: идея подлинного/ложного Эроса и формирование топики эллинистического романа.
  • Тема 3. Библейская «архетипика»
    Перикопа о Всемирном Потопе. Образ Вавилонской Башни: от Этеменанки до Дворца Советов. Образ Юдифи и архетип девы-защитницы города. Мессия на осле. Маккавеи, мученичество и священная война. Козел отпущения.
  • Тема 4. Топосы средневековой культуры
    Священный Грааль и рождение квеста; преображение Парсифаля («герой-простак» как чудесный спаситель); «король-рыбак» и «больное» королевство; Монсальват и сообщество странствующих рыцарей, несущих миру справедливость; «спящий император» - грядущий основатель справедливого миропорядка (Артур, Барбаросса); чудесное оружие героя-спасителя и его хранители; топосы куртуазной культуры и «любовь издалека».
  • Тема 5. Рецепция топосов античной культуры в эпоху Ренессанса. Магистральные для европейской культуры образы и сюжеты, возникшие в эпоху Возрождения
    Зарождение гуманистического движения и основные концепции его возникновения и развития в историографии. Рефлексия исторического разрыва разрыва между «своей эпохой» и античностью в гуманистической культуре. «Темные века» как топос гуманистической культуры. Темпоральные парадоксы состязания с античными классиками и их осмысление в гуманистической культуре. Риторика и софистика в гуманистической культуре и ее логоцентризм. Историософия Марсилио Фичино и prisca theologia. «Топосы» самоосмысления и самопрезентации медичейской династии. Ренессансный правитель и ренессансная женщина: стратегии создания образов и формы самопрезентации. Образ будущего в гуманистической культуре. Утопизм архитектурного мышления Ренессанса.
  • Тема 6. "Образы истоков" в национальных нарративах.
    Этногенетические мифы, их историографические, литературные и иконические воплощения. "Великие предки": сарматы, скифы, троянцы, римляне, вандалы, гунны, готы в ранних (прото)национальных и сословных нарративах Центрально и Восточной Европы. Образы предыстории и их значение для формирования самосознания народов региона. Славянские предки и роль "славянской идеи".
  • Тема 7. Образы "родной земли".
    Формирование национального воображения, визуализация стран, народов и регионов. Карта как символ. Формирования образа региона Восточной и Центральной Европы как целого.
  • Тема 8. Национальные герои.
    "Национальные святые", "героические предки", литературные герои как национальные символы, писатели и национальные "поэты-пророки".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарах
  • неблокирующий Презентация на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Опросы на семинарах + 0.4 * Презентация на семинарах + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Винкельман И.И. - История искусства древности - Издательство "Лань" - 2014 - 788с. - ISBN: 978-5-507-37931-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46382
  • Гнедич П.П. - История искусства с древнейших времен - Издательство "Лань" - 2013 - 500с. - ISBN: 978-5-507-31032-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32036