Магистратура
2019/2020





Историческая семантика образа в европейской культуре: от Античности до Нового времени
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Васильев Алексей Григорьевич,
Воскобойников Олег Сергеевич,
Иванова Юлия Владимировна,
Соколов Павел Валерьевич
Прогр. обучения:
Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Концепция курса основана на представлении о культуре донововременной Европе как «культуре готового слова» (А.В. Михайлов), в которой непрерывная традиция латинского образования обеспечивала континуитет жанровых конвенций, поэтических формул, стандартов научной аргументации и образов в изобразительном искусстве. Именно эта «морфология континуума» (Э.Р. Курциус), в фокусе которой – устойчивые структуры словесных и фигуративных искусств и дискурсов культуры (литературные и научные жанры, сюжеты, топосы, «формулы выражения страсти» в искусстве) от Гомера до Гете, - образует предмет рассмотрения в рамках курса.
Цель освоения дисциплины
- познакомить слушателей с историей архетипических образов, аргументативных общих мест и иконографических универсалий донововременной интеллектуальной и художественной культуры Европы с опорой на концептуальный аппарат исторической поэтики и иконологии.
Планируемые результаты обучения
- Знает происхождение и Wirkungsgeschichte античных архетипических образов
- Знает топику «странствий души» в античной литературе от «Энеиды» до эллинистического романа, ветхозаветных грекоязычных книг и евангелий
- Знает набор знаменитейших библейских образов и нарративов
- Знает ключевые топосы средневековой культуры: скандинавской, кельтской мифологии, примеры обработки мифологических сюжетов в средневековом романе, имеет представление о нововременной рецепции сюжетов, возникших в Средние века, в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
- Знает особенности ренессансной рецепции античной культуры, знает типологические отличия топосов, возникших в эпоху Ренессанса, от топосов и архетипов, возникших в античности или в Средние века
- Знает основные национальные нарративы «об истоках», сложившиеся в культуре народов Центральной и Восточной Европы.
- Знает основные характеристики процесса визуализации образов «родной земли» у народов Центральной и Восточной Европы (аллегории, картография и пр.)
- Знает, как складываются пантеоны национальных героев в культурах народов Центральной и Восточной Европы (святые, героические предки, поэтыпророки, благочестивые владыки и пр.).
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. «Долгая история» античных политических архетиповТеоретическая преамбула: понятие «культуры готового слова» («риторической культуры», «культуры рефлексивного традиционализма») от Гомера до Гете. Формирование пантеона героических и антигероических образов и нарративов о них в античной историографии и риторике от Геродота до Цицерона. История Лукреции и ассоциированных нарративов (Брут и его сыновья, Ливия Друзилла, Виргиния) у Тита Ливия, Диодора Сицилийского и Овидия Назона. Критика мифа о Лукреции у бл. Августина между этикой античных добродетелей и этикой христианской. Трансформация истории о Лукреции в средневековом каноническом праве. Ренессансное «переоткрытие» Лукреции во всех областях культуры от прикладного искусства до драмы: от «Похвалы Лукреции» Колуччо Салутати до «Лукреции» Шекспира. Полемики о 5 благодетельном насилии и о праве на самоубийство в барочной (в частности - иезуитской) мысли XVI – XVII вв. Pathosformel Лукреции в изобразительном искусстве: от средневековой миниатюры до Рембрандта
- Тема 2. «Борхесовские циклы» возвращения и поиска«Хитроумный» Одиссей и «благочестивый» Эней: география ойкумены и топография души. Ясон и Аргонавты: рождение квеста. Катабасис и некюйя: сюжет схождения в подземный мир и разговора с мертвыми от Илиады до Данте. «Путешествие в Египет», мнимые смерти и умерающий/воскресающий бог: идея подлинного/ложного Эроса и формирование топики эллинистического романа.
- Тема 3. Библейская «архетипика»Перикопа о Всемирном Потопе. Образ Вавилонской Башни: от Этеменанки до Дворца Советов. Образ Юдифи и архетип девы-защитницы города. Мессия на осле. Маккавеи, мученичество и священная война. Козел отпущения.
- Тема 4. Топосы средневековой культурыСвященный Грааль и рождение квеста; преображение Парсифаля («герой-простак» как чудесный спаситель); «король-рыбак» и «больное» королевство; Монсальват и сообщество странствующих рыцарей, несущих миру справедливость; «спящий император» - грядущий основатель справедливого миропорядка (Артур, Барбаросса); чудесное оружие героя-спасителя и его хранители; топосы куртуазной культуры и «любовь издалека».
- Тема 5. Рецепция топосов античной культуры в эпоху Ренессанса. Магистральные для европейской культуры образы и сюжеты, возникшие в эпоху ВозрожденияЗарождение гуманистического движения и основные концепции его возникновения и развития в историографии. Рефлексия исторического разрыва разрыва между «своей эпохой» и античностью в гуманистической культуре. «Темные века» как топос гуманистической культуры. Темпоральные парадоксы состязания с античными классиками и их осмысление в гуманистической культуре. Риторика и софистика в гуманистической культуре и ее логоцентризм. Историософия Марсилио Фичино и prisca theologia. «Топосы» самоосмысления и самопрезентации медичейской династии. Ренессансный правитель и ренессансная женщина: стратегии создания образов и формы самопрезентации. Образ будущего в гуманистической культуре. Утопизм архитектурного мышления Ренессанса.
- Тема 6. "Образы истоков" в национальных нарративах.Этногенетические мифы, их историографические, литературные и иконические воплощения. "Великие предки": сарматы, скифы, троянцы, римляне, вандалы, гунны, готы в ранних (прото)национальных и сословных нарративах Центрально и Восточной Европы. Образы предыстории и их значение для формирования самосознания народов региона. Славянские предки и роль "славянской идеи".
- Тема 7. Образы "родной земли".Формирование национального воображения, визуализация стран, народов и регионов. Карта как символ. Формирования образа региона Восточной и Центральной Европы как целого.
- Тема 8. Национальные герои."Национальные святые", "героические предки", литературные герои как национальные символы, писатели и национальные "поэты-пророки".
Элементы контроля
- Опросы на семинарах
- Презентация на семинарах
- Устный экзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Опросы на семинарах + 0.4 * Презентация на семинарах + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636
Рекомендуемая дополнительная литература
- Винкельман И.И. - История искусства древности - Издательство "Лань" - 2014 - 788с. - ISBN: 978-5-507-37931-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46382
- Гнедич П.П. - История искусства с древнейших времен - Издательство "Лань" - 2013 - 500с. - ISBN: 978-5-507-31032-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32036