• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современная музыка

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Прикладная культурология)
Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Охонько Яков Николаевич, Рондарев Артем Владиславович, Симон Марк Евгеньевич
Прогр. обучения: Прикладная культурология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе "Современная музыка" студент получит возможность рассматривать вся явления музыкальной мысли указанного периода в их логичной связи, как цельный и взаимообусловленный процесс, а не как цепь произвольных феноменов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение комплексного представления о тенденциях, течениях и направлениях в современной музыке, а также в связанных с нею аналитических и описательных дисциплинах
  • Выработка цельного представления о процессе эволюции музыкальной мысли в двадцатом-двадцать первом веке, и о причинах и условиях этой эволюции.
  • Рассмотрение всех явлений музыкальной мысли указанного периода в их логичной связи, как цельный и взаимообусловленный процесс, а не как цепь произвольных феноменов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные течения и направления музыки XX века
  • Знает основные подходы в изучении музыки XX века
  • Владеет языком описания музыкальных течений и проблематик
  • Владеет основной терминологией, связанной с социологическими и культурологическими подходами в описании современной музыки
  • Владеет навыками определения стилистической, жанровой и хронологической принадлежности музыкальных объектов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: современная музыка – определение понятия, временные рамки, стилистические, эстетические, идеологические и технологические особенности.
    Что называть современной музыкой, что делает музыку «современной»? Классификация и определение направлений в рамках понятия «современная музыка». Поп-музыка, народная музыка, джаз, академическая музыка, академический авангард – вопросы дефиниций. Технологии и их роль в демаркации направлений, жанров и стилей.
  • Рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и соул: генезис, экономические, социальные и идеологические проблемы и их музыкальное обеспечение.
    Экономические, социальные и идеологические условия появления рок-н-ролла. Расовая музыка и музыка подростковая. Составные части раннего рок-н-ролла. Рок-н-ролл как способ маркетингового освоения новых категорий потребителей.
  • Британское вторжение: британский и американский подход к поп-музыке
    Феномен «рок-группы» как социальной «малой группы». Британские послевоенные субкультуры: тедди-бои, рокеры, моды и их музыка. Музыка как социальный маркер. Классовая природа британского рок-н-ролла и ее отличие в этом от американского подхода. Рок-н-ролл как социальный лифт: социальная мобильность его исполнителей и создание новых иерархий.
  • Психоделический рок и глэм-рок: контркультура, идеология хиппи и возникновение представления о музыкальной идентичности.
    Социальные и экономические предпосылки возникновения движения хиппи. Субкультура и контркультура – значения терминов и проблемы определения границ явлений. Возникновение представления идентичности исполнителя в рамках глэм-рока. Театральность и аутентичность как две формы идеологии подачи и рецепции музыкального материала.
  • Панк-рок: социальные, идеологические и эстетические проблемы
    DIY, фэнзины, субкультуры и прочие формы и способы изложения антибуржуазного протеста. Американский и британский панк – идеологическая схизма. Панк как продолжение парижской революции 1968 года: ситуационизм, общество спектакля и методы борьбы с ним. Антибуржуазный протест как товар.
  • Электронная музыка как способ методологического и идеологического переосмысления онтологии музыкального высказывания.
    Пьер Шеффер и Musique Concrete. Процесс прослушивания как процесс соучастия в создании музыки. Ответственность слушателя. Запись, воспроизведение и синтез звука: новые технические и методологические возможности композитора. Электроакустическая, акусматическая и электронная музыка – определения и демаркация. Исполнение музыки как жест: проблема исполнителя и проблема слушателя в электронной музыке. Смена синтаксиса – звук как строительный материал и самостоятельное высказывание
  • Поп-журналистика и музыковедение: проблемы репрезентации, интерпретации и анализа материала поп-музыки.
    Культурная гегемония Грамши, постмодернизм и идеология. Радиоформат и чарты как способ унификации музыкального продукта. Поп-журналистика как реклама. Поп-музыкальные культурология и музыковедение: проблема определений и терминологии. Британский междисциплинарный подход к изучению поп-культуры. Попытки статистического, социологического, психоаналитического и комплексного анализа музыкальных произведений поп-культуры.
  • Традиционный джаз и представление о новом музыкальном языке
    Исторические и социальные условия возникновения джаза. Новый Орлеан – уникальное сочетание исторических, географических, демографических и культурных факторов. Американская музыка: вопросы элитизма, прозелитизма и проблема отсутствия традиции. Социокультурные особенности музыкальных практик черного населения Америки. Составные части джаза: марши, рэгтайм, кейкуок, минстрел-шоу, водевили, блюз. Пионеры джаза и определившая его дальнейшую проблематику схизма по поводу генезиса: кто сделал джаз – белые или черные?
  • Эра биг-бэндов: контрреволюция профессиональных исполнителей.
    Профессионализация джаза. Радио как главный инструмент распространения джазовой музыки. Миграция исполнителей, проблема черного среднего класса: попытка откреститься от корней и стать социализованными членами общества. Европейское академическое влияние и обусловленная им трансформация джазового языка. Великая Депрессия: клубы и спикизи как культурные центры распространения джазовой музыки. Moldy figs и движение за чистоту джаза.
  • Би-боп: музыка как социальное высказывание и способ создания коллективной идентичности
    Би-боп: музыка городского черного среднего класса. Профессиональные городские исполнители джазовой музыки и их амбиции. Военная и послевоенная повышенная социальная мобильность и ее роль в самоидентификации черных джазовых исполнителей. Расовая и классовая подоплёка эволюции джазового музыкального языка.
  • Хард-боп, кул, модальный джаз: обращение к слушателю
    Би-боп как «музыка для музыкантов» и проблема слушателя. Элитизм би-бопа как средство намеренного отторжения аудитории. Способы преодоления этого отторжения. Хард-боп: музыка городского чёрного населения. Кул – эстетизация языка; музыка белого студенчества. Дальнейшая профессионализация джазового исполнителя. Модальный джаз: финальный шаг к академизму.
  • Авангардный джаз, third stream, фьюжн, пост-боп: джаз как новая академическая музыка
    Институализация джаза. Джаз как академическая дисциплина. Мировое признание джаза. Джаз как уникальный вклад Америки в «высокую культуру». Проблема диссипации социальной базы джазовой музыки. Идеологический и идейный тупик джаза и попытки выхода из него.
  • Джазовая журналистика и джазовый академизм: проблемы атрибуции, интерпретации и мифологизации.
    Джазовая пресса: от профессиональных изданий музыкантов-исполнителей к глянцевым журналам. Проблематика составления описательного словаря джаза. Суверенность и амбиции заинтересованных социальных групп как драйвер эволюции джазового языка. От белого расизма к черному расизму: между Original Dixieland Jazz Band и Уинтоном Марсалисом.
  • Вторая венская школа и австрийский и немецкий экспрессионизм: Шенберг, Берг, Веберн. Атональность и серийная техника
    Послеромантическая Европа и fin se siècle: девальвация пафоса и связанных с ним приемов музыкального изложения. Кризис представления о консонансе и диссонансе и связанный с ним кризис легитимности тонального принципа в музыке. Шенберг и его радикальный пересмотр тематического и гармонического содержания музыки. Атональность: революция или эволюция музыкального языка? Музыка Веберна как экстремальный вариант применения серийного принципа. Берг и «умеренная серийность»
  • Наследие и отторжение романтизма во Франции: символизм и импрессионизм. Сати, Дебюсси, Форе, Равель
    Внеевропейские влияния на европейский академизм. Текстурное размывание принципа тональности. Модальность Сати и Дебюсси: статичность как принцип. Изобразительные средства музыкального языка. Целотоновые лады Равеля: новая «народность»
  • Сюрреализм и дегуманизация искусства. Музыка как прикладное искусство. Курт Вайль, Сати и Les Six
    Музыка на службе буржуазии и пролетариата: различие и сходство подходов. Народный театр Вайля и Брехта. Сати, Дягилев, Кокто: музыка как ироническое и прикладное высказывание. Ортега-и-Гассет и дегуманизация искусства. Сюрреализм: больше чем «сверхреализм». Сати и «мебельная музыка». «Шестерка»: композитор как обслуживающий персонал.
  • Неоклассицизм: попытка цельного мировоззрения. Стравинский, Барток, Хиндемит
    «Русские балеты» Дягилева. Стравинский как «новый варвар» и его ритмическое содержание высказывания. Неоклассицизм: шутка, возведённая в принцип. Этнографическая музыка Бартока. Хиндемит как создатель последней непротиворечивой глобальной музыкальной системы.
  • Оливье Мессиан и послевоенная радикализация высказывания. Дармштадская школа: Булез, Штокхаузен, Ксенакис
    Мессиан и его темпоральные представления ритма и звука. Тотальная сериализация. Послевоенная Европа: союзная оккупация Германии и средства культурной экспансии и индоктринации. Дармштадские курсы: радикальный разрыв с традицией. Булез и культ Веберна. Штокхаузен: мистицизм и мегаломания. Архитектурные и математические музыкальные модели Ксенакиса.
  • Музыка в эпоху тоталитаризма: сентиментальность и народность как государственная идеология.
    Шостакович, Прокофьев. Консонанс и формальная определенность как инструмент идеологии. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г. Прагматические основы языка Прокофьева. «Большой стиль» Шостаковича и его рецепция Западом.
  • Британский модернизм и консерватизм: Элгар, Воан-Уильямс, Бриттен.
    Специфика британской музыкальной сцены: изоляционизм, экспорт идей, ресентимент. Традиции народного и коммунального музицирования. Бриттен: прогрессивный консерватизм.
  • Кейдж, Флюксус: прощание с телеологией
    Музыка как процесс с непредсказуемым результатом. Трансформация представления о композиторе: от «творца» к «изобретателю» и «инженеру». Кейдж: дзен, книга И Цзин и музыка случая. Музыка как гиперссылка: вопрос суверенности территории искусства. Флюксус: музыка как перформанс.
  • Минимализм: музыка как бесконечный процесс (Ла Монте Янг, Терри Райли, Стив Райх, Филип Гласс)
    Внеевропейские влияния на пост-европейскую академическую традицию: поворот от гармонии к ритму и обусловленные этим изменения синтаксиса высказывания. Повтор как метод эволюции смысла. Возвращение к слушателю: «Минимализм это авангард, у которого могут быть слушатели» (Терри Райли). Первый, он же последний вопрос: что такое музыкальный авангард в принципе?
  • World music: колонизация или новая форма культурной гибридности
    Появление запроса на вернакулярную «аутентичность» в западной поп-индустрии. Смена паттерна «культурного экспорта» на «культурный импорт». История создания “World Music” как маркетинговой категории. Проблема апроприации «белыми» поп-звездами не-западной музыки. Релятивация понятия “World Music” в зависимости от локального культурного контекста. Влияние новых музыкальных медиа на способы распространения локальной и традиционной музыки. Панк-этнография и “World Music 2.0”.
  • Американский фолк-ривайвл первой и второй волны
    Фолк как изобретенная традиция: роль коллекционеров и полевых записей в конструировании жанра. Фолк и кантри как продукты урбанизации: две разных идентичности. Фолк и лево-популистские социальные движения 1930-х. Классовые, расовые и этнические маркеры в американской фолк-музыке. Коммуникация «лицом к лицу» в исполнительских практиках. Проблема авторства в фолке 30-х и 60-х годов. Социальная трансформация аудитории фолк-музыки в послевоенный период и запрос на исполнительский пуризм. Фолк и публичная сфера в США: от профсоюзного движения к борьбе против расовой сегрегации.
  • От диксиленда до фри-джаза: попытки политизации жанра
    Новый Орлеан и феномен карнавальной публичности. Джаз в период Великой миграции. Гарлемский ренессанс и дискуссии об эмансипаторном потенциале джаза. Программа “Jazz ambassadors” как часть политики «мягкой силы». Би-боп как вызовов «белой» монополии на «высокое искусство». Политизация исполнителей фри-джаза в 1960-е годы: попытки деколонизации жанра. Джаз как транснациональный культурный феномен.
  • Соул и фанк как новые формы публичной заметности
    Причины противостояния приверженцев госпела и джаза. Попытка синтеза этих жанров в соуле и фанке. Формы сакрализации борьбы за гражданские права афроамериканских сообществ посредством музыкальных практик. “Black is beautiful”: новые способы публичной самопрезентации. Причины коммерческого успеха соула и фанка. Гендерное измерение эстетики “Black Power”. Способы присвоения городского пространства иммигрантскими сообществами через музыкальные практики.
  • Хип-хоп: технология культурного синтеза
    Хип-хоп как феномен «Черной Атлантики». Способы производства локальности. Сублимация уличного насилия. Долгий путь интеграции в музыкальную индустрию. Способы конструирования противостояния между двумя побережьями. Трансформация роли эмсиинга в движении: медиатизация рэпа. Локальные особенности рэп-сцен в условиях глобализации.
  • Клубные сцены 1970-х – 1980-х годов в США как прибежища для дискриминируемых меньшинств
    Стоунволлское восстание и диско-сцена в Нью-Йорке. Путь диско от «хаус»-клубов к большой индустрии. Общественные кампании против диско. Рождение новых танцевальных жанров на клубных сценах Нью-Йорка, Чикаго и Детройта. Рейв как пост-субкультура.
  • Влияние миграции на британскую поп-музыку
    Поколение Виндраш: новые интеллектуальные и эстетические веяния в британском обществе. Ноттинг-Хиллский карнавал как пан-карибское явление. Влияние миграции на послевоенные британские субкультуры. Ямайские саунд-системы и трансформация британской клубной и звукозаписывающих индустрий. Банграмаффин: новые способы культурного синтеза.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Итоговое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Итоговое эссе + 0.3 * Работа на семинарах + 0.1 * Реферат + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Taruskin, R. (2009). Music in the Nineteenth Century : The Oxford History of Western Music. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1921037