Бакалавриат
2019/2020
История Индии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Александрова Наталия Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Цель дисциплины – дать студентам, изучающим индийские языки, основные знания по истории Индии в средние века, познакомить их с закономерностями, спецификой, темпами и основными этапами исторического развития страны. В рамках курса планируется показать современный уровень накопленных исторических знаний, осветить ряд дискуссионных проблем, обратить внимание на характерные черты социального и политического устройства страны, особенности формирования ее культуры. При разработке программы также была поставлена задача дать студентам представление об основных категориях источников, используемых в индологических исследованиях, показать на конкретных примерах методику источниковедческого анализа, обратить внимание на проблемы и трудности интерпретации источников.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с историей древнейшей цивилизации Индии
- Разбор проблем, связанных с происхождением цивилизации Индии и судьбой ее культурного наследия, ведийской эпохи – крайне сложной для исторических интерпретаций
- Углубленное изучение истории государств периода классической и поздней древности
Планируемые результаты обучения
- Формирование представлений об основных видах исторических источников и методах работы с ними.
- Интерпретация истории археологических исследований Индской цивилизации. Представление о методах исторической реконструкции по археологическим материалам.
- Воспроизведение главных ведийских источников, важнейших переводов и исследований. Представление об историческом анализе архаичного текста.
- Представление о раннебуддийских источниках и их исторической информативности. Знание исторической географии «буддийской эпохи», основных персонажей и событий политической истории, важнейших исследований.
- Представление об исторической географии и политической истории Центральной Азии и Западной Индии в эпоху эллинизма. Представление об анализе материалов нумизматики.
- Воспроизведение политической истории маурийской эпохи на основе источников. Знакомство с анализом эпиграфических источников.
- Представление о политической истории и исторической географии Индии эпохи Шунгов и Сатаваханов. Знание основных памятников культуры этого периода.
- Представление об истории Западных Кшатрапов и кушанской империи на основе источников. Представление о культуре кушанской эпохе и сложности ее истоков.
- Перечисление основных источников по древней истории Цейлона и представление об их особенностях. Представление о взаимоотношениях царской власти и буддийской общины на Цейлоне.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. ВВЕДЕНИЕИстория как наука. Понятие «исторический источник». Виды исторических источников. Методология исторической науки.
- Тема 2. ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИНДИИ.Археологические исследования в долине Инда и на прилегающих территориях. Исторические реконструкции. Индская цивилизация в контексте истории древнего Востока.
- Тема 3. ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД.Начало ведийской эпохи: индоевропейцы на пути в Индию. Ведийские тексты, как исторический источник. Общество ведийской эпохи. Религия вед и поздневедийских текстов.
- Тема 4.ИНДИЯ В VI-V ВВ. ДО Н.Э.Специфика источников: буддийские тексты и историческая информация. Формирование государств в долине Ганги. Реконструкции политической истории и проблемы хронологии. Шраманские религии в социальном контексте.
- Тема 5. ЗАПАДНАЯ ИНДИЯ И ГРЕКО-МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ.Расширение источниковедческой базы: индийские и античные тексты. Эллинистические государства в Центральной Азии и Индия. Греко-Бактрийское царство и Индо-греческие царства. Нумизматика и ее возможности для реконструкции политической истории.
- Тема 6. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ.Индийские и античные источники о формировании крупного государства на Ганге. Деятельность Ашоки и специфика ее отражения в буддийских источниках. Эпиграфика: эдикты Ашоки. «Артхашастра» и древнеиндийское государство.
- Тема 7. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНДИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ВЕКА ДО Н.Э – НАЧАЛЕ Н.Э.Государства Шунгов и Сатаваханов. Политическая история и развитие общества. Буддийские центры в эпоху Шунгов и Сатаваханов. Государство Кхаравелы.
- Тема 8. КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ.Создание Кушанского царства. Деятельность Канишки. Кушанская культура и ее истоки. Регион Гандхары и его роль в сложении историко-культурного облика эпохи. Буддийский мир Центральной Азии в кушанское время.
- Тема 9. ГУПТСКАЯ ИМПЕРИЯ.Разнообразие письменных, археологических и изобразительных источников. Сложение Гуптского государства и его политическая история. Индийское общество в середине I тыс. н.э. Расцвет культуры в Гуптскую эпоху. Основные памятники культуры.
- Тема 10. ИСТОРИЯ ЦЕЙЛОНА В ПЕРИОД ДРЕВНОСТИ.Основные периоды древней истории Цейлона. «Цейлонские хроники». Особенности исторического развития острова. Царская власть и буддизм.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Stein, B., Arnold, D. A History of India (The Blackwell History of the World). John Wiley & Sons Incorporated, 2010. Pp. 468. ISBN: 978-1-4051-9509-6, 978-1-282-48267-8, 978-1-4443-2351-1. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=485640
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gokhale, B. G. (1962). Asoka and the Decline of the Mauryas. By Romila Thapar. (New York: Oxford University Press. 1961. Pp. viii, 283. $7.20.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90AF5AEC
- Petraglia, M. D., & Allchin, B. (2007). The Evolution and History of Human Populations in South Asia : Inter-disciplinary Studies in Archaeology, Biological Anthropology, Linguistics and Genetics. Dordrecht, the Netherlands: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=212939