Магистратура
2019/2020
Управление "умной" специализацией и брендингом регионов
Статус:
Курс по выбору (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Государственное и муниципальное управление
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках дисциплины студенты познакомятся с принципами и механизмами реализации «умной» специализации (в том числе Smart Specialization Platform), факторами «умной» экономики, инструментами принятия локальных, региональных, национальных и наднациональных программно-проектных инициатив развития интеллектуальной экономики, индикаторами и методами оценки «умной» экономики. Будут рассмотрены региональные стратегии умной специализации, особенности реализации климатической политики в развитых и развивающихся странах, финансовые инструменты и компенсационные механизмы, призванные ослабить нагрузку на энергоемкие отрасли экономики в странах ЕС, современные механизмы управления мобильностью рабочей силы и модели управления трудовой мобильностью. Студенты ознакомятся с моделью «умных городов» как структурного элемента умной городской и региональной политики, вызовами развития современных городов, технологиями «умного» городского управления, глобальными трендами формирования городской среды и развития инфраструктуры.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является получение теоретического и практического опыта в области разработки механизмов внедрения инновационных моделей управления развитием регионов и городов.
- Целью освоения дисциплины является получение навыков анализа инновационных программ управления развитием регионов и городов в рамках подхода «умной» специализации.
Планируемые результаты обучения
- Теоретический аспект: оперирование терминологическим аппаратом в брендинге, территориальном брендинге и ребрендинге, умение формулировать и распознавать особенности и отличия территориального брендинга от корпоративного брендинга, оперирование особенностями управления территориальным брендом.
- Практический аспект: оперирование различными инструментами и стратегиями территориального брендинга в целях повышения конкурентоспособности, умение использовать различные стратегии ребрендинга территории, работать с методологией брендинга территорий по формированию лояльности населения к бренду.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Обзор теорий и концепций умной специализации регионов. Инструментарий УС.Обзор концепции УС (теории, персоналии). Методология определения УС. Инструменты реализации стратегии Умной специализации. Зарубежные практики управления умной специализацией. Развитие концепции УС в мире, существующие практики.
- Раздел 2. Управление умной специализацией регионов разного типа.Региональные аспекты УС. Группировки и классификации регионов для целей управления УС (сырьевые, староосвоенные, прибрежные, приграничные, северные, сельскохозяйственные и др.). УС в регионах с разным уровнем социально-экономического развития.
- «Умная мобильность населения».Управление мобильностью рабочей силы. Умные информационные технологии и система миграционного учета. Умные механизмы госрегулирования сферы миграции и трудовых кадров. Модели управления трудовой мобильностью: Централизованная (национальный уровень, РФ, США и др.); Разделения полномочий (национально-региональный уровень) – Дания, Норвегия и др.; Партнерство (политика соглашений между национальной и региональной властью) – Канада.
- Модели развития «умных» городов. Планирование и управление развитием.Модели «умных городов»: видение и миссия. Тренды формирования городской среды и развития инфраструктуры. Города как центры развития, трансляторы инновационных трендов развития на регионы. Современные IT-технологии, которые позволяют сделать город умнее. Вызовы развития современных городов. Принципы «умного» города. Технологии «умного» управления.
- Региональный и городской брендинг как стратегия повышения конкурентоспособности: теория, подходы.Основные понятия в брендинге и территориальном брендинге, основные определения. Особенности и отличия территориального брендинга от корпоративного брендинга. Основные виды брендинга территорий: городской, региональный, страновой и национальный брендинг. Направления брендинга территорий: туристический, глобальный брендинг. Основные инструменты территориального брендинга Стратегии развития территорий. Особенности управления территориальным брендом. Основные стратегии и функции ребрендинга территории, изменение представлений и имиджа территории. Ребрендинг. Методология брендинга территорий, вовлечение жителей территории и формирование лояльности населения к бренду.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика : учеб. пособие, Глушкова, В. Г., Хорева, О. Б., 2013
- Экономика городского хозяйства : учеб. пособие, Ильина, И. Н., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Capello, Roberta. (2017). Seminal Studies in Regional and Urban Economics: Contributions from an Impressive Mind. 10.1007/978-3-319-57807-1.
- Kumar, T.M.Vinod & Dahiya, Bharat. (2017). Smart Economy in Smart Cities. 10.1007/978-981-10-1610-3_1.
- Глушкова В.Г., Хорева О.Б., - Демография. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 289с. - ISBN: 978-5-406-07460-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932774