• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление "умной" специализацией и брендингом регионов

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты познакомятся с принципами и механизмами реализации «умной» специализации (в том числе Smart Specialization Platform), факторами «умной» экономики, инструментами принятия локальных, региональных, национальных и наднациональных программно-проектных инициатив развития интеллектуальной экономики, индикаторами и методами оценки «умной» экономики. Будут рассмотрены региональные стратегии умной специализации, особенности реализации климатической политики в развитых и развивающихся странах, финансовые инструменты и компенсационные механизмы, призванные ослабить нагрузку на энергоемкие отрасли экономики в странах ЕС, современные механизмы управления мобильностью рабочей силы и модели управления трудовой мобильностью. Студенты ознакомятся с моделью «умных городов» как структурного элемента умной городской и региональной политики, вызовами развития современных городов, технологиями «умного» городского управления, глобальными трендами формирования городской среды и развития инфраструктуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является получение теоретического и практического опыта в области разработки механизмов внедрения инновационных моделей управления развитием регионов и городов.
  • Целью освоения дисциплины является получение навыков анализа инновационных программ управления развитием регионов и городов в рамках подхода «умной» специализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Теоретический аспект: оперирование терминологическим аппаратом в брендинге, территориальном брендинге и ребрендинге, умение формулировать и распознавать особенности и отличия территориального брендинга от корпоративного брендинга, оперирование особенностями управления территориальным брендом.
  • Практический аспект: оперирование различными инструментами и стратегиями территориального брендинга в целях повышения конкурентоспособности, умение использовать различные стратегии ребрендинга территории, работать с методологией брендинга территорий по формированию лояльности населения к бренду.
  • Теоретический аспект: формирование представлений об современных трендах создания городской среды и развития «умной» инфраструктуры, оперирование новыми технологиями повышения качества выполнения функций городами и регионами.
  • Практический аспект: формирование системного мышления, удовлетворяющего современным запросам и способного создать новую систему эффективного использования последних технологий в городской среде.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Smart economy - Smart Specialisation – Smart city: новые условия и вызовы развития мировой экономики и общества
    Новый системный подход к поддержке инноваций – Умная специализация. Ин-струменты реализации стратегии Умной специализации. Принципы Умной специализа-ции. Факторы «умной» экономики 1) инновации; 2) уровень развития предпринимательства; 3) экономический образ региона или города; 4) экономическая продуктивность; 5) гибкость рынка труда; 6) включенность в международные экономические процессы.
  • Подходы и модели управления «умным» развитием регионов.
    Инструменты интеллектуальной экономики, устойчивое инвестирование в региональные и городские проекты, финансовые, но также экологические, социальные, корпоративно-управленческие факторы. Инструменты формирования: принятие локальных, региональных, национальных и наднациональных программно-проектных инициатив развития интеллектуальной экономики. Системы учета и анализа хозяйственных процессов. Индикаторы и методы интеллектуальной экономики. Платформа умной специализации (Smart Specialization Platform).
  • Умная специализация региональных инновационных стратегий. «Умная специализация» в государствах Европейского Союза. Практический опыт.
    Умная специализация как набор правил по выбору приоритетов в рамках стратегии инновационного развития. Единый методический документ ЕС - «Руководство по разработке исследовательских и инновационных стратегий умной специализации» (Guide to Research and Innovation Strategies for Smart Specialisations). Региональные стратегии умной специализации.InnoBB – объединенная инновационная стратегия Берлина и Бранденбурга. Стратегия Умной специализации в Галисии.
  • Роль климатической и энергетической политики в формировании «умного» регионального развития.
    Реакция климатической системы на антропогенные воздействия. Многоаспектность проблем изменений климата, их глобальный характер. Международные климатические соглашения. Особенности климатической политики в развитых и развивающихся странах. Энергетическая политика ЕС. Финансовые инструменты и компенсационные механизмы, призванные ослабить нагрузку на энергоемкие отрасли экономики в странах ЕС.
  • «Умная мобильность населения».
    Управление мобильностью рабочей силы. Умные информационные технологии и система миграционного учета. Умные механизмы госрегулирования сферы миграции и трудовых кадров. Модели управления трудовой мобильностью: Централизованная (национальный уровень, РФ, США и др.); Разделения полномочий (национально-региональный уровень) – Дания, Норвегия и др.; Партнерство (политика соглашений между национальной и региональной властью) – Канада.
  • Модели развития «умных» городов. Планирование и управление развитием.
    Модели «умных городов»: видение и миссия. Тренды формирования городской среды и развития инфраструктуры. Города как центры развития, трансляторы инновационных трендов развития на регионы. Современные IT-технологии, которые позволяют сделать город умнее. Вызовы развития современных городов. Принципы «умного» города. Технологии «умного» управления.
  • Устойчивое развитие жилищного хозяйства для устойчивого «умного» развития регионов.
    Состояние и устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Реформирование системы ЖКХ, основанное на принципах устойчивого функционирования и развития отрасли. Методы оценки эффективности преобразований в ЖКХ. Системы общественного контроля процессов реформирования жилищно-коммунального хозяйства и качества предоставляемых услуг. Механизмы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства. Зарубежный опыт устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства: построение экономических взаимоотношений субъектов хозяйствования; стандартизация услуг ЖКХ; стимулирование ресурсосбережения и запрещение безучетного потребления ресурсов; использование экологически безопасных и возобновляемых источников энергии в ЖКХ; повышение эффективности социальной поддержки низкодоходным домохозяйствам.
  • Региональный и городской брендинг как стратегия повышения конкурентоспособности: теория, подходы.
    Основные понятия в брендинге и территориальном брендинге, основные определения. Особенности и отличия территориального брендинга от корпоративного брендинга. Основные виды брендинга территорий: городской, региональный, страновой и национальный брендинг. Направления брендинга территорий: туристический, глобальный брендинг. Основные инструменты территориального брендинга Стратегии развития территорий. Особенности управления территориальным брендом. Основные стратегии и функции ребрендинга территории, изменение представлений и имиджа территории. Ребрендинг. Методология брендинга территорий, вовлечение жителей территории и формирование лояльности населения к бренду.
  • Глобальные технологические тренды: развитие «умной» инфраструктуры. Цифровая экономика.
    Обзор современных IT-технологий. Тренды формирования городской среды и развития инфраструктуры. Тренд. Информационное моделирование сооружений в строительстве. «Умное» управление транспортными потоками, робототехника в городской среде, ресурсо- и энергосбережение в жилищной сфере, инновационные технологии домостроения, «умные сети» (smart grid), «зеленое строительство» (понижение выбросов CO2), утилизация ТБО, «умные» здания, всеобъемлющий интернет (internet of everything), интернет вещей (internet of things), технологии управления большими данными (big data), облачные сервисы, свободное программное обеспечение, цифровая идентификация личности (electronic identification, eid), электронные услуги (e-services), «умные» технологии на основе спутниковых наблюдений, «умные» технологии на основе искусственного интеллекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cuadrado-Roura, Juan & Parellada, Martí. (2002). Regional Convergence in the European Union: Facts, Prospects and Policies. 10.1007/978-3-662-04788-0.
  • Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика : учеб. пособие, Глушкова, В. Г., Хорева, О. Б., 2013
  • Экономика городского хозяйства : учеб. пособие, Ильина, И. Н., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Capello, Roberta. (2017). Seminal Studies in Regional and Urban Economics: Contributions from an Impressive Mind. 10.1007/978-3-319-57807-1.
  • Filho, Walter & Adamson, K.R. & Dunk, Rachel & Azeiteiro, Ulisses & Illingworth, Samuel & Alves, Fátima. (2016). Implementing Climate Change Adaptation in Cities and Communities: Integrating Strategies and Educational Approaches. 10.1007/978-3-319-28591-7.
  • Kumar, T.M.Vinod & Dahiya, Bharat. (2017). Smart Economy in Smart Cities. 10.1007/978-981-10-1610-3_1.
  • Pronestì, Giuseppe. (2018). Life Cycle of Clusters in Designing Smart Specialization Policies. 10.1007/978-3-030-03780-2
  • Глушкова В.Г., Хорева О.Б., - Демография. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 289с. - ISBN: 978-5-406-07460-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932774