• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История литературы в Средние века и эпоху Возрождения

Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Волконская Мария Андреевна, Долгорукова Наталья Михайловна, Иванова Юлия Владимировна
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения курса студенты слушают лекции по истории литературы Италии XIII – XVI вв., узнают о наиболее важных явлениях рецепции латино- и италоязычной литературы Апеннинского полуострова в европейской культуре на протяжении Нового и Новейшего времени (в первую очередь, в русской литературе и искусстве), а также знакомятся с основными моделями развития «ученой» и «изящной» словесности, от Данте до академических «историй литературы Италии» рубежа XX–XXI вв. Таким образом, студенты усваивают не только фактографическую основу литературного развития Италии и даже не просто овладевают категориальным аппаратом истории и теории словесности, но и получают возможность наблюдать возникновение, становление и смену методов в истории гуманитарного знания и формировать критическое отношение к ним.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Сформировать представления об общекультурной ситуации в Западной Европе в X-XVI веках на основе изучения литературы указанного периода.
  • Для этого планомерно и в хронологической последовательности изучаются произведения литературы указанного периода. Курс построен на двух блоках. Первый посвящен литературе и словесности на новых языках в эпоху позднего Средневековья, четвертый – позднесредневековой и ренессансной литературе Италии на латыни и вольгаре.
  • При изучении литературы позднего Средневековья и Возрождения цель в том, чтобы познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности и особенностями их формы, содержания и рецепции; обучить студентов основным навыкам филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов; сформировать у студентов необходимые знания об историко-литературном процессе и литературнохудожественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства, об эволюции жанровых и стилевых систем.
  • Второй раздел посвящен литературе Италии позднего Средневековья и Возрождения. Студент знакомится с основными направлениями, жанрами, авторами средневековой и ренессансной литературы Италии, рассказ о которых предполагает широкую контекстуализацию фактов истории литературы – демонстрацию их связи с событиями политической истории, истории повседневности, с целым рядом локальных историй отдельных областей знания (богословие, философия, естественные науки), музыки и фигуративных искусств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает ход формирования канона истории литературы Италии, основные периоды ее изучения и имена важнейших исследователей – историков культуры и литературоведов.
  • Студент знает раннюю историю итальянской поэзии в широком историко-политическом и историко-культурном контексте: основные школы, имена и сочинения принадлежавших к ним поэтов, важнейшие темы и жанры поэзии, поэтологические взгляды ранних итальянских авторов; имеет представление о путях развития итальянской поэзии от ее истоков до классических форм в творчестве Данте, Петрарки и Боккаччо.
  • Знает основные тенденции развития прозаических жанров научной и художественной литературы в Италии XIIIXIV вв., особенности переводческой культуры этого периода, знает основных авторов, писавших в прозе, и их важнейшие сочинения; знает и умеет характеризовать художественные и риторические особенности траттатистики и эпистолярной прозы Петрарки, новеллистики Боккаччо.
  • Студент знает историю развития гуманистического движения в Италии, разные историографические концепции, периодизирующие и объясняющие это явление; знает основные жанры гуманистической литературы, имена и биографии основных представителей гуманистического движения, имеет представление о месте итальянского гуманизма в европейской классической традиции и о вкладе гуманистов в развитие гуманитарных наук.
  • Знает основные направления духовной литературы XIV – XV вв., ее жанры, характерные для нее композиционные приемы, умеет характеризовать ее образность и стиль. Знает литературные биографии Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы, умеет контекстуализировать историософские модели этих философов.
  • Знает имена и биографии итальянских суверенов и отдельных знатных семейств, покровительствовавших наукам и искусствам, основные направления и жанры придворной литературы. Знает содержание парадигматических для придворной культуры эпохи сочинений «О кардинальском сане» Паоло Кортези и «Придворный» Бальдассаре Кастильоне, умеет анализировать их антропологическое содержание.
  • Знает концепцию карнавальности М.М. Бахтина и концепцию «исключающего включения» Дж. Агамбена (трактовка «времени праздника» в «Homo sacer»); знает в общих чертах историю макаронической поэзии в Италии, а также важнейшие комические сочинения авторовгуманистов (А. Беккаделли, Дж. Понтано), Камилло Скроффы и Пьетро Аретино.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обзор литературы XIX-XXI вв., посвященной истории итальянской словесности Средневековья и Возрождения.
    Способы концептуализации исторического развития литературы в их историческом развитии. «Средневековье» как результат осмысления гуманистами разрыва между античностью и их современностью. Первые попытки периодизации истории культуры в сочинениях гуманистов XIV-XV вв. Итальянские журналы XVII-XVIII вв., посвященные истории культуры, их рубрикация, содержание и основные авторы, характер полемики в них. Эпоха Возрождения: история и смысл понятия. Концепции Ж. Мишле, Я.Буркхарда, Э. Жебара, Г. Тоде, К. Бурдаха, Х. Барона, Э. Гарена, Б. Уллмана, П. О. Кристеллера, Дж. Сигала, Р. Витта. Версии истории гуманистического движения и его отношения к культуре Средневековья в сочинениях Г. Фойгта, Ф. Монье, А. Гаспари, А. Н. Веселовского, М. С. Корелина. Академические истории итальянской литературы, деятельность А. Азор Розы, труды по итальянской литературе в России второй пол. XX – начала XXI вв. «Образы Италии» в академических и неакадемических «историях итальянской литературы».
  • Тема 2. Истоки итальянской поэзии.
    Сицилийская школа. Рецепция поэзии трубадуров и изобретение сонета. «Поэзия и правда»: богословские и естественнонаучные концепты и образы в поэзии сицилийской школы. Полемика о субстанциальности/акцидентальности любви и судьба этого спора за пределами сицилийской школы: канцона Гвидо Кавальканти «Donna me prega…», Амор в «Новой жизни» Данте. Движение «верных в любви» (fedeli d`Amore) и их влияние на поэзию Западной Европы XIII-XIV вв. Поэзия нового сладостного стиля: жанры, новаторство в области языка, словарь стильновистов. Прозиметры в средневековой литературе и «Новая жизнь» Данте. Язык и образы любовной поэзии Петрарки. Спор XVII в. о достоинствах поэзии Петрарки и ее вторичности. Рецепция образа Петрарки и его поэзии в России, переводы и переводчики Петрарки. Поэзия Дж. Боккаччо и его прозиметры. Автокомментарий у Данте, Петрарки и Боккаччо: автопортрет поэта в комментарии, трансформация традиционных задач экзегезы и формирование способов комментирования поэтического текста.
  • Тема 3. Истоки итальянской прозы.
    Краткий обзор судеб латинской письменной культуры в средневековой Италии на общеевропейском фоне: от «последних римлян» (Марциан Капелла, Авзоний, Боэций, Кассиодор, Григорий Великий, Бенедикт Нурсийский) к «темным векам». «Малые» Возрождения в Европе и культурная ситуация в Италии. Истоки городской литературы. Специфика образования в итальянских городах и юридическая литература. Средневековые «риторики» и ars dictaminis. Деятельность Боно из Лукки и Бонкомпаньо из Синьи, Гвидо Фаба. Историография в Италии XIII в. и «Хроника» Салимбене де Адама. Герои и антигерои итальянской историографии XIII в. Энциклопедическая литература в Европе XIII в. и «Сокровище» Брунетто Латини. Деятельность Марко Поло и рецепция его «Миллиона» в Новое время. Языки ранней итальянской словесности (в т.ч. роль французского языка в становлении итальянской прозы) и культура перевода научной и художественной литературы. Проза Петрарки: трактаты и письма. Тематическое многообразие. Способы философского анализа. Ориентация на публикацию при создании корпуса писем. Рецепция рыцарского романа в Италии XIII-XIV вв. «Новеллино»: особенности дидактики и поэтики, место остроумия в конструкции сюжетов. От «Новеллино» к прозе Дж. Боккаччо. «Генеалогия языческих богов» как образец ученой прозы и один из источников боккаччиева новеллистического нарратива. Античная мифология в западно-европейской культуре XIII-XIV вв., способы ее толкования. Трансформация экзегетического нарратива и эмансипация эстетической составляющей знака (на примере «Амето»). Формирование стиля повествовательной прозы Боккаччо и особенности ее синтаксиса. Композиция «Декамерона», его содержание и мифологема рождения нового общества. Роль «Декамерона» в трансформации представлений о «высоком» и «низком» в прозе. Рецепция «Декамерона» в европейской культуре, начиная с его классикализации в XVI в. Антропология новеллы. Тип «положительного авантюриста» от Боккаччо до Бенвенуто Челлини.
  • Тема 4. Гуманистическое движение в Италии кон. XIV-начала XVI вв.
    Объяснения возникновения гуманистического движения в исследовательской литературе, его периодизация. Образы исторического разрыва и «темного тысячелетия» в литературе XIV - начала XV вв. (в сочинениях Петрарки, Боккаччо, Виллани и др.). Темпоральные парадоксы в рецепции античности и концептуализации современности у ранних гуманистов. «Охота за книгами», книжные находки и формирование библиотек. Социальные и политические условия, способствовавшие развитию гуманистического движения. «Гражданский гуманизм» Х. Барона и критика этой концепции в исследовательской литературе. Гуманистические академии XV-XVI вв. и их судьбы в Новое и Новейшее время. Противостояние и взаимодействие гуманистических академий и университетов. Гуманитарные, естественные науки (в т.ч. медицина) и юриспруденция глазами гуманистов разных поколений. Представления гуманистов об истории как дисциплине. Поэзия и риторика в гуманистической историографии. Деятельность Леонардо Бруни, Франческо ди Поджо Браччолини, Лоренцо Валлы, Бартоломео Фацио. Основные жанры гуманистической литературы и социальные условия их функционирования. Гуманистический диалог на протяжении Кваттроченто (Бруни – Браччолини – Валла – Понтано): особенности композиции и структура аргументации. Поэтологические воззрения гуманистов (начиная с Колуччо Салутати) и поздняя рецепция «Поэтики» Аристотеля. Вершина «ученой» гуманистической поэзии: традиции астрологической поэзии, мифотворчество в поэтических циклах и поэмах Дж. Понтано и идиллическая поэзия в Неаполе конца XV – начала XVI в. «Гуманистическая ученость» и вклад гуманистов в становление филологических и исторических дисциплин. Учения о подражании (imitatio/emulatio). Метод работы с рукописями у Анджело Полициано. Начало и развитие книгопечатания, виднейшие типографы. Римское цицеронианство нач. XVI в. как один из итогов развития гуманистической традиции.
  • Тема 5. Духовная литература Италии XIII - нач. XVI вв.
    Духовные движения в Италии XIII в. и связанная с ними поэзия. Св. Франциск, его литературное наследие и францисканская традиция духовной литературы. Ее основные жанры, особенности содержания и стиля. «Священные представления», их авторы, исполнители и аудитория. Мистики и агиографы XIV в. Деятельность Екатерины Сиенской, проповеди Бернардино Сиенского, сочинения Джованни Доминичи. «Комедия» Данте как образец визионерской литературы. От мистицизма и визионерства к историософии и синтезу «всех философских учений»: наследие Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы. Платонизм и герметическая традиция у Фичино, его предшественников и последователей. Переводческий проект Фичино. Традиции медицинской и астрологической литературы и «О стяжании жизни с небес» Фичино. Труды Фрэнсис Йейтс «Искусство памяти», «Джордано Бруно и европейская герметическая традиция». Традиции профетической литературы и сочинения Савонаролы.
  • Тема 6. Придворная культура и литература Италии на протяжении кон. XIV – нач. XVI вв.
    Суверены-литераторы, суверены-меценаты и их дворы в Италии от XIV до начала XVI вв.: некоторые портреты и биографии (Федериго Монтефельтре, Сиджизмондо Малатеста, Лоренцо Медичи, Альфонс V Арагонский, папы-гуманисты – Николай V, Пий II, Лев X). Культура досуга и ее эволюция от Средневековья к позднему Ренессансу. Параднорекреативные практики: средства репрезентация власти, игровая составляющая и театральность придворной жизни. Знатные женщины – знатоки и покровительницы наук и искусств: Изабелла д`Эсте, Элизабетта Гонзага, Лукреция Борджиа и др. Женщинылитераторы. Ренессансный тип образованной куртизанки – историческая правда и разработка этого образа в искусстве Нового и Новейшего времени. Жанры придворной литературы и их социальные функции. Ситуации бытования эпоса и его беллетризация в XIII-XVI вв. Рыцарский роман и его аудитория в Италии. Рыцарские поэмы, их сюжеты, персонажи, особенности стиха. Лирическая поэзия, традиция петраркизма и ее роль в становлении антропологического типа придворного. Творчество Мария Маттео Боярдо: от малых форм и представлений на античные сюжеты для придворных празднеств к «Влюбленному Орландо». Социальное разнообразие профессиональных авторов придворной литературы: от Серафино Аквилано до Лоренцо Медичи, Боярдо, Пьетро Бембо. Флорентийский платонизм и творчество Лоренцо Медичи. Платоновская академия во Флоренции: миф и реальность.
  • Тема 7. Комическое и обсценное в итальянской литературе Средневековья и Возрождения
    Комическая поэзия в Европе Средневековья. Влияние творчества вагантов и провансальской поэзии на итальянских авторов XIII – нач. XIV вв. Poesia giocosa XIII в. в Тоскане: ее основные представители (Рустико ди Филиппо, Чекко Анджольери, Фольгоре да Сан-Джиминьяно и др.) и их сочинения. «Высокое» и «низкое» в лирике. Концепция карнавализации и понимание праздника у М.М. Бахтина. Комическая поэзия между ученостью и народностью. Карнавализация «возвышенных» тем и предметов лирической поэзии. Отношение к телу, виды любви и особенности «остроумия» в «Декамероне». Обсценное и оккультизм: постановка проблемы. Макароническая поэзия. Цикл о Фиденцио Камилло Скроффы. «Готовность» персонажей и сюжетных ходов рыцарской поэмы к ироническому переосмыслению и пародированию и «Макаронея» Т. Фоленго. Пародия в лирической поэзии: пародирование петраркистской традиции и творчество Буркьелло. Автопародирование и комизм в повседневной жизни гуманистических академий и самопрезентации их членов. Комизм в литературе гуманистов: сатира в гуманистическом диалоге (Л. Валла, Дж. Понтано), рецепция античной комической и обсценной поэзии («Гермафродит» А. Беккаделли). «Рассуждения» Пьетро Аретино как итог нескольких традиций обсценной и комической литературы Ренессанса; рецепция «Рассуждений» в литературе либертенов XVIII в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устные ответы
    При оценивании знаний студентов по отдельным элементам текущего контроля применяется десятибалльная система оценивания. Оценка за курс формируется как результирующая по двум вышеуказанным разделам.
  • неблокирующий блиц-опрос
  • неблокирующий реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оитог = 0,5раздел1+0,5раздел2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Соколов М.Н. - Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения - Издательство "Прогресс-Традиция" - 1999 - 424с. - ISBN: 5-89826-003-Х - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вёльфлин Г. ; Пер. Некрасова Л. И., Павлов В. В. - ИСКУССТВО ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-05247-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvo-italii-i-germanii-epohi-renessansa-410921
  • Истоки современной политической мысли: В 2 томах Том1: Эпоха Ренессанса / Скиннер К. - М.:Дело РАНХиГС, 2018. - 464 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1313-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982649