• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Исторические художественные материалы и техника живописи

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ставит своей целью сформировать представление о развитии техники живописи в различные исторические периоды, сформировать базовое представление об основных художественных материалах, которыми пользовались живописцы в различные исторические периоды; развить умение разбираться в использованных автором картины материалах (особенностях основы; структуры, пигментах) и их выразительными возможностями;развить умение различать в картине использованные материалы и соотносить со временем создания произведения и стоявшими перед автором задачами;освоить базовые знания о технике живописи, необходимые в профессиональной деятельности историка искусств (эксперта, работника музея, галерея и т.п.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представление о развитии техники живописи в различные исторические периоды
  • сформировать базовое представление об основных художественных материалах, которыми пользовались живописцы в различные исторические периоды
  • развить умение разбираться в использованных автором картины материалах (особенностях основы; структуры, пигментах) и их выразительными возможностями
  • развить умение различать в картине использованные материалы и соотносить со временем создания произведения и стоявшими перед автором задачами
  • освоить базовые знания о технике живописи, необходимые в профессиональной деятельности историка искусств (эксперта, работника музея, галерея и т.п.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основы техники живописи и ее эволюцию в различные периоды истории
  • освоить основные термины, связанные с техникой живописи и историческими материалами
  • иметь навыки самостоятельного технико-технологического описания живописного произведения
  • уметь использовать данные об использованных художественных материалах и технике живописи художника в своих исследованиях и профессиональной деятельности
  • уметь использовать полученные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности (эксперта, сотрудника музея, галереи и т.п.)
  • уметь использовать данные технико-технологических исследований при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исторические художественные материалы и техника живописи. Вводная лекция.
    Понятие техника живописи. Важнейшие первоисточники, сложности их истолкования и перевода.
  • Исторические художественные материалы и техника живописи. Основы.
    Особенности технологии, характерные для различных художественных школ и исторических периодов. Основы из дерева: породы древесины, используемые для изготовления основ, выбор древесины, особенности обработки и составления в щит. Основы из ткани. Различные виды волокон. Характеристики холста: переплетение, плотность. Основы из металла. Медные основы: особенности изготовления. Основы из олова, цинка, железа, стали. Живопись на камне. Живопись на бумаге и картоне. Разные виды основ из картона.
  • Исторические художественные материалы и техника живописи. Подготовительные слои.
    Проклейка, грунт, имприматура. Различные виды грунтов, их изменение в различные периоды и особенности национальных школ. Подготовительный рисунок, материалы и способы нанесения, различные характеристики. Золочение, различные виды золочения.
  • Исторические художественные материалы и техника живописи. Красочный слой.
    Пигменты и красители. Исторические пигменты, их свойства, особенности производства. Промышленные пигменты 19 века. Связующие, особенности техники темперной и масляной живописи. Живописная структура. Покровные лаки: их виды, применение в отдельные периоды.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom(https://www.zoom.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom.Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Студент, регулярно посещавший занятия и активно работавший на семинарах, может, по усмотрению преподавателя, получить итоговую оценку по итогам элементов текущего контроля до проведения экзамена, и таким образом, освобождается от экзамена. Его итоговая оценка составит среднее арифметическое от Од и Ореф.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rushfield, R. A., & Stoner, J. H. (2012). Conservation of Easel Paintings. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536352

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Технология станковой живописи : история и исследование: учебное пособие, Гренберг, Ю. И., 2017
  • Художественные материалы и их применение в живописи. Т.1: Грунты. Пигменты. Связующие. Масляная живопись, Дернер, М., 2017