• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Игры и решения в задачах анализа данных и моделирования

Статус: Курс по выбору (Науки о данных)
Направление: 01.04.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Науки о данных
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса «Игры и решения в анализе данных и моделировании» является знакомство студентов с современными моделями теории игр и теории принятия решений, их приложениями при моделировании и анализе социально-экономических проблем, а также их использованием в аналитических системах, системах поддержки принятия решений. В курсе рассматривается ряд фундаментальных тем в теории принятия решений. В рамках этого курса будут рассмотрены основные способы описания индивидуальных предпочтений с помощью бинарных отношений и функций выбора, а также ряд основных разделов теории коллективного выбора, таких как теория локальных процедур агрегирования и теория решений, основанных на правиле большинства. Также в этом курсе будут рассматриваться задачи принятия решений при сетевом взаимодействии участников и модели стратегического поведения игроков с учетом сетевой структуры связей. Теория игр изучает стратегическое взаимодействие рациональных агентов; играет центральную роль в экономике, а также широко применяется в биологии, политологии, военном деле и др. В этом курсе мы будем изучать некооперативные и кооперативные игры, а также дизайн механизмов, являющийся обратной задачей - разработкой правил взаимодействия агентов, приводящих к нужному результату. Успешное овладение этой частью курса способствует развитию полезного в жизни стратегического мышления. Дополнительные материалы по курсу: https://economics.hse.ru/demat/content/gddam
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с современными моделями теории игр и теории принятия решений, их приложениями при моделировании и анализе социально-экономических проблем, а также их использованием в аналитических системах, системах поддержки принятия решений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает модели индивидуального принятия решений, умеет проверять свойства бинарных отношений и функций выбора
  • Знает различные правила голосования и их свойства, умеет их проверять
  • Знает основные понятия сетевого анализа
  • Знает меры центральности вершин в сети
  • Знает основные концепции равновесия в статических играх и динамических играх и умеет их находить
  • Знает основные концепции решения в теории кооперативных игр и умеет их находить
  • Знает основные понятия дизайна экономических механизмов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Моделирование предпочтений
    Задачи многокритериального выбора и ранжирования. Классическая теория полезности – ординальные и кардинальные модели. Пороговая полезность. Бинарные отношения. Рациональный выбор, выявление предпочтений. Принятие решений при многих критериях.
  • Модели принятия решений с помощью голосований
    Голосования как способ принятия коллективных решений. Рациональность при формировании коллективного мнения. Различные процедуры голосования и их свойства. Монотонность. Парадоксы в различных процедурах голосования. Альтернативные процедуры агрегирования индивидуальных предпочтений.
  • Концепции решений на графах
    Графы, описывающие профессиональные контакты и связи. Случайное формирование сетей. Свойства случайных сетей при различных механизмах их формирования. Стратегическое формирование профессиональных связей. Примеры: выбор соавторов для научных работ и др. Распределение выигрыша от установления связей. Некооперативное обоснование предлагаемых концепций распределения.
  • Концепции решений на сетях
    Сети как способ моделирования ограничений по обмену информацией и взаимодействию. Распространение информации и влияния в сетях. Принятие решений и стратегическое поведение игроков при сетевом взаимодействии. Индексы центральности. Анализ рынков с учетом сетевой структуры связей.
  • Игры с ограниченной кооперацией
    Классические кооперативные игры: постановка задачи и основные понятия. Ограничение возможностей кооперации: примеры и способы моделирования. Игры с ограниченной ко-операцией, заданной в виде априорных союзов. Решение Аумана-Дреза и решение Оуэна. Игры с ограниченной кооперацией, заданной ненаправленным коммуникационным графом. Решение Майерсона и его эффективная модификация, усредненное решение по де-реву (the average tree solution).
  • Дизайн экономических механизмов
    Задача дизайна экономических механизмов – разработка правил игр, приводящих к за-данному результату. Функция общественного выбора в контексте дизайна механизмов. Принцип выявления. Реализуемость функции общественного выбора. Монотонность по Маскину. Аукционы как механизмы, обеспечивающие эффективное распределение. Дизайн аукционов: теория и практика.
  • Динамические игры
    Игры с последовательными ходами. Повторяющиеся игры с наблюдаемыми действиями. Марковские стратегии и марковское совершенное равновесие в повторяющихся играх. Дифференциальные игры: понятие и приложения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    Оценки за контрольную работу переводятся в 10 балльную шкалу и не округляются.
  • неблокирующий домашняя работа
    Оценки за домашние задания переводятся в 10 балльную шкалу и не округляются.
  • неблокирующий экзаменационная контрольная работа
    Экзамен проводится в письменной форме в системе Zoom. Компьютеры студентов должны позволять работать в ней. Необходимо наличие микрофона и камеры, в поле зрения которой все время проведения экзамена должны помещаться как руки, так и голова студента. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру. Разрешается только выполнять решение задач ручкой с яркой пастой черного или синего цвета на нелинованных листах формата А4. Работа на каких-либо электронных устройствах, пользование любой литературой или посторонней помощью запрещается. На каждой странице решений задач в правом верхнем углу должны быть указаны фамилия, имя и группа студента. Страницы должны быть пронумерованы. Весь сеанс проведения экзамена будет записываться. Если во время экзамена или при последующем просмотре записи будут обнаружены нарушения студентом условий проведения экзамена, то ему может быть выставлена неудовлетворительная оценка в независимости от количества решенных задач. При любых перерывах в связи со стороны конкретного студента экзамен может быть прекращен и ему выставлена неудовлетворительная оценка. Пересдачи экзамена пройдут уже в новом учебном году. Их формат может отличаться от проведения экзамена (в том числе, обычный аудиторный формат вместо он-лайн), что будет определяться приказами по НИУ ВШЭ. Ссылка в системе Zoom высылается на корпоративные адреса студентов не позднее, чем за 30 минут до начала экзамена. В зависимости от численности сдающих студенты могут быть разбиты на несколько потоков с разным временем начала экзамена. Студенты одного потока также разбиваются на несколько групп, каждая из которых имеет свой адрес в Zoom. За 15 минут до начала экзамена студенты должны войти в систему Zoom, включить камеру и микрофон и пройти процедуру своей идентификации. Студенты должны входить в систему и работать под своими реальными фамилией и именем на русском языке, в противном случае они не могут быть допущены к экзамену или будут удалены с него. При решении задач могут использоваться только те методы, которые разбирались и применялись на лекциях или семинарах. Итоговая оценка выставляется по формуле, приведенной в Программе дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * домашняя работа + 0.3 * контрольная работа + 0.5 * экзаменационная контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бинарные отношения, графы и коллективные решения : учеб. пособие для вузов, Алескеров Ф. Т., Хабина Э. Л., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теория игр в общественных науках : учебник для вузов, Захаров А. В., Савватеев А. В., 2015