• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История коллекционирования

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса познакомить слушателей с основными этапами истории коллекционирования и выставочного дела в XVІ - XX веках; с особенностями коллекционирования и экспонирования коллекций в странах Европы и Америки. Особое внимание уделяется формированию частных коллекций в России с XVІІІ века. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны овладеть следующими знаниями и компетенциями: способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры; способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; способен воспринимать научные тексты и сообщения, реферировать научную литературу на русском и иностранных языках; способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ в рамках экспертной деятельности информационно-аналитический центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации; организовывать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы; создавать и редактировать научные и научно-популярные тексты по гуманитарным и социальным наукам; способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными этапами истории коллекционирования и истории художественного вкуса в России и Европе XVI-XX вв.
  • знакомство с основными типами музейных коллекций XVIII-XX вв.
  • знакомство с историческими методами изучения и описания музейных собраний, коллекций и связанных с ними выставок
  • знакомство с основными собраниями и особенностями их формирования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь навыки самостоятельного описания музейной коллекции
  • уметь использовать профессиональную терминологию, принятую в русскоязычной и англоязычной школе искусствоведения
  • знать основные этапы, имена и особенности формирования российских и зарубежных собраний
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности коллекционирования в Европе в XVI – нач. XVII вв.
    Кабинеты редкостей / Кунсткамеры (Kunstkammer/Wunderkammer, schatzkammer, Cabinet of curiosities). Интерес к «редкостям природы и искусства»: Предметы природные - «naturalia» (морские раковины) и рукотворные - «artificalia» (скульптуры, кубки). Предметы, не имеющие практического назначения. Виртуозность, ученость, изящество, богатство. Кунсткамера Рудольфа II, «Зеленые своды» в Дрездене. Традиция аристократического собирательства. Коллекционирование искусства Античности, Высокого Возрождения и современного итальянского искусства. Римские коллекции XVII века: собрание Людовизи (античное искусство), галерея Колонна (особенности экспонирования коллекции в пространстве дворца), Дориа-Памфили. Дворец Лихтенштейн в Вене. Традиция шпалерной развески.
  • Крупнейшие русские собрания XVIII века в контексте европейского коллекционирования.
    Особенности антикварного рынка в XVIII веке, центры антикварной торговли – Рим (античное искусство), Париж (старые мастера). Советники Екатерины II в вопросах изобразительного искусства: Дени Дидро, Д.А.Голицын, барон М.Гримм. Покупка крупнейших европейских собраний Екатериной II: собрание И.Э.Гоцковского (Берлин, 1764), галереи графа Брюля (Дрезден, 1769), собрание Кроза (1772, Париж), лорда Уолпола (1779, Лондон). Традиция аристократического собирательства России. Роль антикварного рынка Парижа, появление антикварного рынка в Петербурге и Москве. Вкус к коллекционированию «малых голландцев» и итальянского искусства 16-17 вв. Князь Н.Б.Юсупов и собрание французской живописи. Коллекция А.С.Строганова – итальянское искусство эпохи Возрождения. Коллекции Голицыных, публичный музей при Голицынской больнице и его история. Первые каталоги частных собраний: каталог с гравюрами А.С.Строганова, «Галерея в Архангельском» Н.Б.Юсупова.
  • Особенности московских коллекций второй половины XIX - начала XX вв. Феномен частного музея .
    Появление нового типа коллекционера, не связанного с традицией аристократического собирательства, более свободного в своих эстетических предпочтениях. Купцы и промышленники: текстильные фабриканты (Третьяковы, Морозовы, Щукины, Бахрушины, Рябушинские), чаеторговцы (Боткины, Остроухов). Роль старообрядев (Морозовы, Рябушинские) и связанная с этим традиция собирать иконы и рукописи. Перенос акцента с коллекционирования старых мастеров на современное искусство. Появление «патриотического вкуса» - коллекция братье П.М. и С.М.Третьяковых и создание галереи русского искусства в Москве. С.И.Щукин и И.А.Морозов – коллекционеры нового западного искусства. Феномен частного музея. Коллекция как свидетельство финансового благополучия и средство завоевания социального престижа. Коллекция как отражение индивидуального вкус и личности собирателя. Новый тип музейного пространства - музей в частном доме, где живет владелец коллекции, музей-мастерская художника. Особенности архитектуры частных музеев. Музей Уоллес в Лондоне, музей Жакмар-Андре и Ниссим де Камондо в Париже, коллекция Фрик в Нью-Йорке, музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, художественная галерея Хантингтон в Сан Марино.
  • Крупнейшие русские коллекции первой половины – середины XIX века.
    Эволюция художественного вкуса и появление интереса к искусству раннего итальянского Возрождения и искусству Возрождения на севере Европы, а также культуре средних веков. Собрание Д.Татищева (ранняя нидерландская живопись и искусство Испании). А.П.Базилевский и первое в России крупное собрание искусства средних веков, Интерес к средневековому искусству во второй половине XІX века и художественный контекст. П.Семенов-Тян-Шанский (коллекция голландской живописи XVII века). Влияние истории искусства на формирование института выставки старых мастеров. Выставка европейского искусства в Манчестере в 1857 году (Art Treasures of the United Kingdom) особенности экспозиции, участники выставки, особенности восприятия современной публикой.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой рецензию, посвященную одной из выставок в московских/санкт-петербургских музеях. Домашнее задание выполняется к сроку, установленному преподавателем и объявленному в начале курса. Работы, сданные после срока, не оцениваются.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Устный доклад с презентацией по предложенной тематике (на 20-25 минут) выполняется на одну из тем из списка, предложенного преподавателем, по выбору студента. Студент может предложить преподавателю инициативную тему для своего доклада. Решение о принятии темы остается за преподавателем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Appleyard, C., Salzmann, J., & Sotheby’s Institute of Art. (2012). Corporate Art Collections : A Handbook to Corporate Buying. Farnham: Lund Humphries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=479261
  • Art market and connoisseurship: a closer look at paintings by Rembrandt, Rubens and their contemporaries. (2008). Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.cbf0cdb6.dc95.42d6.b4cb.12a2c245631c
  • Bracken, S., Gáldy, A., & Turpin, A. (2013). Collecting East and West. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=649548
  • Pegazzano, D., & Gahtan, M. W. (2015). Museum Archetypes and Collecting in the Ancient World. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=929655