Магистратура
2019/2020
Правовые аспекты и правоприменение в сфере языка
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Языковые права тесно связаны с личностью человека, относятся к базовым ценностям и являются неотъемлемой частью прав человека. Со сложностями в области реализации языковых прав наиболее часто сталкиваются мигранты, беженцы и национальные меньшинства, постоянно проживающие на территории страны. Сегодня мы становимся свидетелями возрастающего перемещения народов, причем очень часто миграция групп людей происходит не по их воле. Причиной этого могут быть социально-экономические, а также военно-политические факторы. Локальные и международные конфликты, а также отсутствие демократических свобод, как правило, провоцируют массовый отток населения. Беженцами становятся люди, у которых есть обоснованный страх преследований на почве национальности, этнической/языковой принадлежности, религии, политических взглядов в своей стране. Статус «беженца» или «мигранта» не всегда позволяет в полной мере реализовывать языковые права. Например, когда речь идет про взаимодействие с органами государственной власти, защиту прав в суде, трудоустройство, а также возможность получать образование на своем родном языке. Данный курс фокусируется на рассмотрении концептуальных аспектов, связанных с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики. Также мы рассмотрим, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны на примере LADO (Language Analysis for Determination of Origin) (Patrick, 2012). Студенты будут иметь возможность анализировать и исследовать аутентичный материал.
Цель освоения дисциплины
- Рассмотреть концептуальные аспекты, связанные с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики.
- Определить, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны на примере LADO (Language Analysis for Determination of Origin) (Patrick, 2012).
Планируемые результаты обучения
- Сравнивает концепции и исторические предпосылки возникновения языковых прав. Выявляет уровни регулирования языковых отношений.
- Анализирует ограничения международно-правового регулирования.
- Знает основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
- Анализирует ключевые области применения языковых прав в России.
- Сравнивает внешнюю и внутреннюю политику Российской Федерации и других стран в отношении языков.
- Анализирует основные решения по регулированию языковых правоотношений в мире, выявляет их связь с политической и экономической ситуацией в обществе.
Содержание учебной дисциплины
- Язык как объект правового регулированияЯзыковые права как новый вид прав человека: возникновение концепции и исторические предпосылки. Язык и культурные права. Уровни регулирования языковых отношений.
- Международное право и языковые праваОграничения международно-правового регулирования. Политика Европейского союза в отношении языковых прав.
- Становление национальных государств и языковая политикаЯзыковые права и права национальных меньшинств. Основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
- Ключевые области применения языковых прав в России.Анализ судебной практики.
- Внешняя и внутренняя политика Российской Федерации и других стран в отношении языков.
- Основные решения по регулированию языковых правоотношений в мире, их связь с политической и экономической ситуацией в обществе.Будущее языковой политики.
Элементы контроля
- Домашняя работа
- Публичное обсуждение результатов домашней работыИтоговый контроль знаний студентов осуществляется на последнем занятии, в ходе которого проводится публичное обсуждение результатов домашней работы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Порядок формирования оценок по дисциплине: 1. Преподаватель оценивает домашнюю работу студентов. 2. Накопленная оценка рассчитывается по следующей формуле: О накопленная = k1 × О домашняя работа + k2 × О активность, где: О домашняя работа – оценка, полученная за составление таблицы; О активность – оценка активности работы студентов на занятиях; k1 – равен 0,8; k2 – равен 0,2. 3. Оценка за домашнюю работу выставляется с использованием оценочного листа; 4. Итоговый контроль знаний студентов осуществляется на последнем занятии, в ходе которого проводится публичное обсуждение результатов домашней работы. 5. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = k1 × О накопленная + k2 × О экзамен, где: О экзамен – оценка за экзамен; k1 – равен 0,4; k2 – равен 0,6.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Под общ. ред. Рожкова А.И. - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-08709-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovatelnoe-pravo-433082
Рекомендуемая дополнительная литература
- Grin, F. (2005). Linguistic human rights as a source of policy guidelines: A critical assessment. Journal of Sociolinguistics, 9(3), 448–460. https://doi.org/10.1111/j.1360-6441.2005.00300.x