• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Правовые аспекты и правоприменение в сфере языка

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.02. Лингвистика
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Языковые права тесно связаны с личностью человека, относятся к базовым ценностям и являются неотъемлемой частью прав человека. Со сложностями в области реализации языковых прав наиболее часто сталкиваются мигранты, беженцы и национальные меньшинства, постоянно проживающие на территории страны. Сегодня мы становимся свидетелями возрастающего перемещения народов, причем очень часто миграция групп людей происходит не по их воле. Причиной этого могут быть социально-экономические, а также военно-политические факторы. Локальные и международные конфликты, а также отсутствие демократических свобод, как правило, провоцируют массовый отток населения. Беженцами становятся люди, у которых есть обоснованный страх преследований на почве национальности, этнической/языковой принадлежности, религии, политических взглядов в своей стране. Статус «беженца» или «мигранта» не всегда позволяет в полной мере реализовывать языковые права. Например, когда речь идет про взаимодействие с органами государственной власти, защиту прав в суде, трудоустройство, а также возможность получать образование на своем родном языке. Данный курс фокусируется на рассмотрении концептуальных аспектов, связанных с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики. Также мы рассмотрим, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны на примере LADO (Language Analysis for Determination of Origin) (Patrick, 2012). Студенты будут иметь возможность анализировать и исследовать аутентичный материал.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть концептуальные аспекты, связанные с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики.
  • Определить, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны на примере LADO (Language Analysis for Determination of Origin) (Patrick, 2012).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает концепции и исторические предпосылки возникновения языковых прав. Выявляет уровни регулирования языковых отношений.
  • Анализирует ограничения международно-правового регулирования.
  • Знает основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
  • Анализирует ключевые области применения языковых прав в России.
  • Сравнивает внешнюю и внутреннюю политику Российской Федерации и других стран в отношении языков.
  • Анализирует основные решения по регулированию языковых правоотношений в мире, выявляет их связь с политической и экономической ситуацией в обществе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык как объект правового регулирования
    Языковые права как новый вид прав человека: возникновение концепции и исторические предпосылки. Язык и культурные права. Уровни регулирования языковых отношений.
  • Международное право и языковые права
    Ограничения международно-правового регулирования. Политика Европейского союза в отношении языковых прав.
  • Становление национальных государств и языковая политика
    Языковые права и права национальных меньшинств. Основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
  • Ключевые области применения языковых прав в России.
    Анализ судебной практики.
  • Внешняя и внутренняя политика Российской Федерации и других стран в отношении языков.
  • Основные решения по регулированию языковых правоотношений в мире, их связь с политической и экономической ситуацией в обществе.
    Будущее языковой политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Публичное обсуждение результатов домашней работы
    Итоговый контроль знаний студентов осуществляется на последнем занятии, в ходе которого проводится публичное обсуждение результатов домашней работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Порядок формирования оценок по дисциплине: 1. Преподаватель оценивает домашнюю работу студентов. 2. Накопленная оценка рассчитывается по следующей формуле: О накопленная = k1 × О домашняя работа + k2 × О активность, где: О домашняя работа – оценка, полученная за составление таблицы; О активность – оценка активности работы студентов на занятиях; k1 – равен 0,8; k2 – равен 0,2. 3. Оценка за домашнюю работу выставляется с использованием оценочного листа; 4. Итоговый контроль знаний студентов осуществляется на последнем занятии, в ходе которого проводится публичное обсуждение результатов домашней работы. 5. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = k1 × О накопленная + k2 × О экзамен, где: О экзамен – оценка за экзамен; k1 – равен 0,4; k2 – равен 0,6.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Рожкова А.И. - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-08709-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovatelnoe-pravo-433082

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grin, F. (2005). Linguistic human rights as a source of policy guidelines: A critical assessment. Journal of Sociolinguistics, 9(3), 448–460. https://doi.org/10.1111/j.1360-6441.2005.00300.x