• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методы ТРИЗ

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.02 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», изучающих дисциплину Методы ТРИЗ. Освоение дисциплины должно обеспечить базовые знания, которые дадут возможность выпускнику успешно работать в сфере проектирования архитектуры предприятия, стратегического планирования развития, организации процессов жизненного цикла, аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Программа дисциплины нацелена на формирование организованности, трудолюбия, ответственности, способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. В области воспитания личности целью ВО по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, готовности к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, способность проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности. По дисциплине предусмотрено чтение лекций. Изучение теоретического материала поддерживается практическими занятиями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данного курса – знакомство студентов с методами научно-технического творчества (включая методы случайного, систематического поиска решений и логического поиска решений) и законами развития технических и бизнес-систем и получение опыта их использования для решения нестандартных задач и анализа конкретных ситуаций, организаций, процессов, возникающих в экономических, организационных, информационных и технических системах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными понятиями системного анализа и ТРИЗ, а также приемами разрешения противоречий
  • Знает законы развития технических систем
  • Способен применить алгоритм решения изобретательских задач.
  • Владеет инструментами ТРИЗ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Основные понятия ТРИЗ
    Тема 1. Базовые посылки Теории решения изобретательских задач Базовые посылки ТРИЗ. Противоречивость мира. Противоречия как основа развития. ТРИЗ как прикладная диалектика. Сравнение ТРИЗ с другими методами решения задач. Уровни изобретений. Краткая история ТРИЗ. Тема 2. Основные понятия системного анализа Объект. Система. Принцип эмерджентности. Исчезновение системного эффекта при разрушении системы. Системы материальные и нематериальные. Среда и взаимодействие системы со средой. Среда. Вход/выход. Функции системы. Функциональность системы как ее определяющая характеристика. Основной эффект, побочные эффекты, сверхэффект. Открытые и замкнутые системы. Черный ящик. Состав системы. Компоненты. Элементы и подсистемы. Надсистемы. Существенные и несущественные компоненты. Композиция и декомпозиция. Структура системы. Существенные и несущественные связи. Иерархичность. Тема 3. Функции системы. Идеальность системы Функции системы: основная и дополнительная. Основной эффект и сверхэффект. Функции полезные и вредные: для человека, для среды, для самой системы. Идеальность системы. Формула для оценки степени идеальности. Применение формулы для определения путей совершенствования системы. Уточнение формулы для эргономических систем. Системы конкурирующие, альтернативные, антисистемы. Тема 4. Основные понятия ТРИЗ Идеальный конечный результат (ИКР) Противоречие. Виды противоречий в технических системах; административные, техническое, физические. Виды противоречий в организационных системах: административные, организационное, личностное, психологическое. Графическое изображение противоречий («глазки»). Нежелательный эффект. Средство устранения. Инструмент и изделие. Конфликтующая пара. Оперативная зона. Оперативное время. Вещественно-полевые ресурсы. Источники ресурсов: сама система / окружающая среда/другая система. «Копеечные ресурсы». Отходы. Классификация ресурсов. По природе: пространственные (свободное место, «принцип матрешки»), временные (промежуток времени до, после, между какими-то событиями), функциональные и пр. Количество: ограничено / неограниченно. Ценность: вредные / нейтральные / полезные. Готовность к применению: готовые / производные. Поля информационные, энергетические и пр. МАТХЭМ. Тема 5. Приемы разрешения противоречий Разрешение административных противоречий. Приёмы разрешения технических противоречий. Перечень приёмов. Классификация приёмов. Таблица выбора приемов. Приемы разрешения физических противоречий. Приемы разрешения организационных противоречий.
  • Раздел 2. Законы развития технических систем
    Тема 6. Динамичность систем Системы статические и динамические. Квазидинамические модели. Закон повышения динамичности систем. Этапы развития системы: стабилизация -оптимизация - динамизация - самоорганизация. Эволюция технических систем: монолит, монолит со сдвинутыми характеристиками, один шарнир, несколько шарниров, гибкая система (метр - складной метр - рулетка), эластичная оболочка, поля. Переход "моно-би-поли". Системный оператор. Геносистема и топосистема. Онтогенез и филогенез. Закон неравномерного развития. Закон S-образного развития систем. Этапы развития системы: рождение, детство, зрелость, старость, смерть или перерождение. «Долина смерти». Crocodile back. Поведение на каждом этапе. Переход на следующую кривую. Бизнес-куб Семеновой. Тема 7. Управление в системах Классификация систем по способу управления. Системы неуправляемые, управляемые извне и самоуправляемые. Управляемые извне: без обратной связи и с обратной связью. Самоуправляемые: программно управляемые, самонастраивающиеся (меняются параметры системы и ее поведение), самоорганизующиеся (меняется структура), саморазвивающиеся (система сама выбирает цель, критерии ее достижения, определяет и изменяет свою структуру и параметры). Адаптация системы (целенаправленное приспособление к внешней среде): пассивная (реакция системы на изменения среды) и активная (воздействие на среду). Закон повышения управляемости. Закон вытеснения человека из системы. Управление без обратной связи и с обратной связью. Схема управления с обратной связью. Обратная связь положительная и отрицательная. Механизм выработки управляющих воздействий. 1) Без обратной связи. 2) С восприятием информации о среде и об объекте или только об объекте. 3) С встроенной уставкой или с уставкой, задаваемой извне. 4) С наличием модели для выработки прогноза поведения объекта или без такой модели. 5) С наличием модели для выработки прогноза изменения среды или без таковой. 6) Упреждающие сигналы для реагирования на будущие изменения среды. Наличие и важность датчиков и приводов. Для технических систем: необходимость перевода с одного языка на другой (механические воздействия – в электрические сигналы и обратно). Информация через датчики: 1) передается не вся, 2) изменяется (помехи технические и социальные), 3) запаздывает. Пример с воспитанием Запаздывание управления при обратной связи. Пример: выборы как механизм обратной связи общества к власти. Изменение системы выборов с точки зрения оперативности обратной связи. Инерционность системы. Тема 8. Законы развития искусственных систем. Их познание и применение для прогнозирования направления развития систем и целенаправленного развития систем 1. Закон повышения идеальности 2. Закон полноты частей системы 3. Закон сквозного прохода энергии 4. Закон развития по S-образной кривой 5. Закон неравномерности развития частей системы. Теория ограничений 6. Закон согласования-рассогласования Закон согласования-рассогласования. Этапы несогласованный, согласованный, сознательно рассогласованный, динамически согласованный-рассогласованный. 7. Закон вытеснения человека из ТС 8. Закон свертывания-развертывания ТС 9. Закон повышения динамичности 10. Закон повышения управляемости 11. Закон перехода на микроуровень и преимущественного использования полей 12. Закон перехода в надсистему. Закон перехода в надсистему и объединения систем. Возможность значительного увеличения ресурсов путем объединения систем. Переход "моно-би-поли"
  • Раздел 3. Алгоритм решения изобретательских задач
    Тема 9. АРИЗ (АРПС). Аналитическая стадия Анализ задачи. Анализ модели задачи. Определение ИКР и ФП Переход от расплывчатой "проблемной ситуации" к четко построенной модели задачи. Описание системы по схеме: назначение системы, ее состав, выделение противоречия, которое требуется устранить. Формулировка технических противоречий. Выделение конфликтующей пары элементов (изделие и инструмент). Графическое изображение конфликта. Уточнение времени и места возникновения конфликта и учет ресурсов, кои могут быть использованы для его разрешения. Оперативное время. Оперативная зона. Вещественно-полевые ресурсы: внутрисистемные (в том числе, ВПР инструмента и ВПР изделия), внешне системные (ресурсы среды) и надсистемные (отходы посторонней системы, «копеечные ресурсы», доступные по пренебрежимо малым ценам, типа воздуха). Формулировка идеального конечного результата. Формулировка физического противоречия. Тема 10. АРИЗ (АРПС). Оперативная стадия Мобилизация ВПР. Применение инфофонда. Изменение и/или замена задачи. Анализ способа устранения ФП. Планомерный поиск ресурсов, которые можно использовать для решения задачи. Использование фонда систематизированной информации о способах решения задач разных классов. Вепольный анализ и стандарты. Законы развития технических систем. Задачи-аналоги. Указатели эффектов (химических, физических, геометрических, биологических, физиологических и пр.). Изменение смысла задачи по ходу ее решения, снятием первоначальных ограничений, связанных с психологический инерцией. Переформулировка задачи в результате найденного решения. Анализ способа устранения ФП. Проверка качества найденного решения, оценка его близости к идеалу. Насколько предложенное решение затратно? Пришлось ли вводить новые вещества и поля? Является ли решение саморегулируемым? И т.д. Является ли решение формально новым (в соответствии с данными патентного фонда)? Важный вопрос: какие подзадачи возникают при разработке сформулированной идеи? Куда необходимо двигаться дальше? Тема 11. АРИЗ (АРПС). Синтетическая стадия Применение полученного ответа. Анализ хода решения. Хорошая идея, зачастую, годится для решения не одной единственной задачи, но может быть применена более широко. Как можно максимально использовать ресурсы найденной идеи. Анализ хода решения с целью совершенствования ТРИЗ. Есть ли материал для того, чтобы пополнить информационный фонд? Есть ли материал для того, чтобы был изменен сам АРИЗ?
  • Раздел 4. Инструменты ТРИЗ, вокругТРИЗье и предТРИЗье
    Тема 12. Инструменты ТРИЗ и вокругТРИЗье Оператор РВС. Информационный фонд. Задачи-аналоги. Указатели эффектов (химических, физических, геометрических, биологических, физиологических и пр.) Метод маленьких человечков Вепольный анализ. Стандарты решения изобретательских задач Функционально-стоимостной анализ Развитие творческого воображения Свойства творческой личности. Жизненная стратегия творческой личности Тема 13. Методы борьбы с психологической инерцией Виды психологической инерции: 1) привычная функциональная направленность, 2) инерция привычных терминов (специальные -> общетехнические -> функциональные -> детские -> универсальные), 3) инерция привычного внешнего вида, 4) инерция привычных свойств и состояний, 5) инерция привычного измерения, 6) инерция привычного принципа действия, 7) инерция несуществующего запрета, 8) инерция статичности, 9) инерция одиночности объекта, 10) инерция привычной значимости, 11) инерция известного решения, 12) инерция лишней информации. Тема 14. Методы активизации творческого мышления: методы случайного поиска решений Мозговой штурм. Принципы. Варианты организации. Диверсионный анализ. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд ассоциаций. Метод контрольных вопросов. Опросник Осборна и др. Тема 15. Методы активизации творческого мышления: методы систематического поиска решений Совмещение преодоления психологической инерции и систематичности работы. Морфологический анализ. Дерево целей. Проблема как источник целей. Надсистема как постановщик целей. Цель как база для выбора альтернативных решений. SMART. «Нецели». Дерево целей. Дерево противоречий. Метод контрольных вопросов. Опросник Тамберга.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (самостоятельная работа)
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Домашнее задание (самостоятельная работа) + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077
  • ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей : учеб. пособие / Н.А. Шпаковский. — 2-е изд., стереотип. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 264 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/759970

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 5 методов активизации творчества: Учебное пособие Практическое пособие / Петров В. - М.:СОЛОН-Пр., 2016. - 96 с.: 60x88 1/16. - (Библиотека создания инноваций) (Обложка) ISBN 978-5-91359-199-9
  • Простейшие приемы изобретательства: Практическое пособие / Петров В. - М.:СОЛОН-Пр., 2017. - 134 с. - (Библиотека создания инноваций) ISBN 978-5-91359-200-2