• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Организационные коммуникации и стратегии управления человеческими ресурсами

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина дает будущим профессионалам необходимую базу для организации и проведения различных коммуникационных действий в процессе их профессиональной деятельности. В ходе изучения дисциплины «Организационные коммуникации в публично секторе» мы определим основные сферы ответственности при организации профессиональных коммуникаций в организациях публичного сектора, рассмотрим само значения коммуникационного процесса, цели, которые организационные коммуникации предполагают достичь, рассмотрим основные теории коммуникаций, проанализируем некоторые коммуникационные техники, в частности, организация потоков передачи информации с учетом особенностей конкретной организации, особенности коммуникации в процессе отбора, адаптации и увольнения сотрудника, коммуникации в рамках командной работы и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является подготовка студентов к успешному овладению видами и методами коммуникационной деятельности в организации в условиях роста турбулентной и изменчивой внешней среды и глобальной конкуренции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать виды коммуникаций в различных рабочих ситуациях
  • уметь оценивать условия и границы использования тех или иных видов организационных коммуникаций
  • знать основные методы проведения организационных коммуникаций
  • владеть навыками самопрезентации в различных рабочих ситуациях
  • владеть навыками оценки и разрешения конфликтных ситуаций в процессе организационных коммуникаций
  • владеть навыками оценки и использования основных методов проведения организационных коммуникаций
  • знать основные задачи и функции организационных коммуникаций в современных организациях публичного сектора
  • знать основные теории организационных коммуникаций
  • владеть различными видами коммуникаций в зависимости от рабочих ситуациях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности коммуникаций в организации
    Масштаб коммуникаций (межличностные, деловые между малыми группами, межгрупповые, массовые), средства коммуникаций (вербальные и невербальные, устные и письменные и т.д.), пространственно-временные условия коммуникаций.
  • Этические нормы, правила делового общения
    Коммуникации в системе человеческих отношений, культурных традиций и ценностей. Формальные и неформальные правила в деловых коммуникациях. Роль организационных норм в специфике, видах и формах коммуникаций. Значение этики коммуникаций для формирования эффективных деловых отношений в организации.
  • Виды и технологии деловых коммуникаций в организации
    Виды деловых коммуникаций: беседы, совещания, собрания, дискуссии, пресс-конференции, переписка, публичные речи и т.д. Проблема выбора вида коммуникации в зависимости от конкретной цели, организационных условий, ситуации и т.п. Психологические технологии деловых коммуникаций.
  • Самопрезентация и презентация в организационных коммуникациях
    Сущность, виды, стратегии, средства самопрезентации. Основные принципы самопрезентации в деловых отношениях. Структура самопрезентации. Современные правила, требования к самопрезентации и презентации в деловой среде.
  • Конфликты в деловых отношениях и способы их разрешения в организационных коммуникациях
    Конфликты как атрибут человеческих отношений, специфика проявления и регулирования конфликтов в организациях. Функции и динамика конфликта в организации. Стратегии поведения в конфликте. Организационные ресурсы прогнозирования конфликтов и управления конфликтной ситуацией.
  • Коммуникативная компетентность субъектов организационных коммуникаций
    Коммуникативная компетентность: понятие и функции. Организационные факторы формирования коммуникативной компетентности. Роль профессиональных требований к формированию коммуникативной компетентности. Типология индивидуальных стилей. Способы диагностики и развития коммуникативной компетентности
  • Понятие организационных коммуникаций
    Место организационных коммуникаций в общей системе управления организацией. Основные подходы к определению понятия организационных коммуникаций. Функции организационных коммуникаций. Подходы к оценке эффективности организационных коммуникаций. Понятие информационной дисфункции.
  • Теоретические подходы к организационным коммуникациям
    Коммуникации в классических подходах к управлению (классическая перспектива) (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер): содержание сообщения, направление потоков коммуникации, вид и стиль коммуникации. Коммуникации в организациях с точки зрения школы человеческих отношений (Э.Мейо) и теорий человеческих ресурсов (У.оучи, Р.Блейк и Дж.Моутон, Р.Лайкерт). Коммуникации с точки зрения системной перспективы и теорий организационной культуры (Миллер, Э.Шейн – Onion Model).
  • Коммуникации с и между различными стейкхолдерами
    Коммуникационная структура организации. Каналы коммуникации и коммуникационные сети. Формальные коммуникации (нисходящие, восходящие, горизонтальные): типы, проблемы, эффективные практики.
  • Коммуникации в практиках социализации
    Модели организационной социализации. Стадии социализации (упреждающая социализация, столкновение, метаморфоза). Содержание социализации. Коммуникационные практики при социализации сотрудников (интервью при отборе, интервью как инструмент сбора информации, интервью как инструмент социализации. Информационные тактики новых сотрудников. Процессы ролевого развития. Коммуникации при уходе из организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий итоговая презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * активность на семинарах + 0.4 * итоговая презентация
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * активность на семинарах + 0.4 * итоговая презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Corrado, F. M. (1994). Communicating with Employees : Improving Organizational Communication. Menlo Park, CA: Course PTR. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=112936
  • Деловые и межкультурные коммуникации : учебник для вузов, Таратухина, Ю. В., 2014
  • Таратухина Ю. В., Авдеева З. К. - ДЕЛОВЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 324с. - ISBN: 978-5-534-02346-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-i-mezhkulturnye-kommunikacii-450299
  • Эффективное деловое общение, Николс, Р. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • (HBR) Коллектив авторов - Эффективные коммуникации. - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 9785961450385 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/14789
  • Austin, J. (2019). Contemporary Conflict Resolution. Society Publishing.
  • Business Communication : A strategic aproach, Stallard, J. J., 1989
  • Caywood, C. L. (1997). The Handbook of Strategic Public Relations & Integrated Communications. New York: McGraw-Hill Professional. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=51946
  • Croucher, S. M. (2016). Understanding Communication Theory : A Beginner’s Guide. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055331
  • International Association of Business Communicators, & Gillis, T. L. (2011). The IABC Handbook of Organizational Communication : A Guide to Internal Communication, Public Relations, Marketing, and Leadership (Vol. 2nd ed). San Francisco, Calif: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=363478
  • Kramer, M. W. (2004). Managing Uncertainty in Organizational Communication. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=109913
  • The Conflict Resolution Toolbox: Models and Maps for Analyzing, Diagnosing, and Resolving Conflict / Furlong, Gary T. – John Wiley & Sons Incorporated. Social Sciences & Humanities (General), 2009. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=456084
  • Walker, R., & Aritz, J. (2012). Discourse Perspectives on Organizational Communication. Madison, [N.J.]: Fairleigh Dickinson University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=449158
  • Бизнес- коммуникации : стратегии и навыки, Лэйхифф, Дж. М., 2001
  • Венедиктова Т.Д. - Отв. ред., Гудков Д.Б. - Отв. ред. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 193с. - ISBN: 978-5-534-00242-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-kommunikacii-398671
  • Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для бакалавров, Дзялошинский, И. М., 2014
  • Жернакова М. Б., Румянцева И. А. - ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 370с. - ISBN: 978-5-534-00331-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-kommunikacii-450047
  • Кашкин В.Б. - Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-1424-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119347
  • Колесникова Н.Л. - Деловое общение. Business Communication - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 152с. - ISBN: 978-5-89349-521-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84358
  • Коллектив авторов,С.Иванова - Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961426236 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/380
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2012