• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Обучение обучающих

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Обучение обучающих» посвящена изучению актуальных технологий обучения будущего преподавателя, соответствующего требованиям конкурентно способного педагога в образовательной системе России, освоению практических методов работы с учащимися разных возрастных групп, а также подходов к проектированию учебных курсов и заданий с учетом основных дидактических принципов в обучении. В результате изучения дисциплины, обучающие приобретают специализированные знания в области технологий обучения и дидактики, необходимых в рамках модернизации образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области педагогики с целью совершенствования системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников образовательных учреждений, повышение престижа образовательного учреждения через рост совершенствования квалификации педагогических работников
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Учащиеся знают о возникновении и становлении педагогической профессии, особенностях и перспективах развития педагогической профессии, специфике условий труда и деятельности учителя сельской школы
  • Учащиеся изучат темы: Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессионально-педагогическая культура учителя. Профессиональное становление и развитие педагога. Умеют применять полученные знания на практике
  • Учащиеся разбираются в сущности и основных видах педагогической деятельности, в ее структуре. Рассматривают учителя как субъекта педагогической деятельности, знают профессионально обусловленные требования к личности педагога
  • Студенты разбираются в сущности и основных компонентах профессионально-педагогической культуры, аксиологическом и технологическом, личностно-творческом компоненте профессионально-педагогической культуры.
  • Студенты получат общее представление о педагогике как науке. Изучат темы: Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Студенты знают темы: Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования
  • Студенты изучат темы: Обоснование гуманистической методологии педагогики. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность
  • Студенты знакомы с темами: Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
  • Учащиеся знают содержание дисциплины «Педагогика», используют методологию, методы педагогических исследований и аксиологические основы педагогики с целью развития, социализации и воспитания личности как целостный педагогический процесс
  • Студенты изучат темы: Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. Методологические основы обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика
  • Студенты знают закономерности и принципы обучения
  • Студенты знают характеристики основных концепций развивающего обучения, владеют современными подходами к разработке теории личностно-развивающего обучения.
  • Студенты знают: сущность содержания образования и его исторический характер, детерминанты содержания образования и принципы его структурирования, принципы и критерии отбора содержания общего образования, Государственный образовательный стандарт и его функции, нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования, перспективы развития содержания общего образования, модель построения общеобразовательной школы
  • Студенты знают и умеют применить закономерности и принципы обучения, формы и методы в целостном педагогическом процессе, опираясь на компетенции образования и культуру личности преподавателя
  • Студенты изучат темы: Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей Образования. Цели и задачи гуманистического воспитания. Личность в концепции гуманистического воспитания. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
  • Студенты изучат темы: Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Формирование основ нравственной культуры личности. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Формирование эстетической культуры учащихся. Воспитание физической культуры личности.
  • Учащиеся знают сущность методов воспитания и их классификацию, методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании, условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
  • Студенты знакомы с темами: Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива
  • Студенты изучат структуру и этапы развития воспитательной системы, зарубежные и отечественные воспитательные системы. Знают темы: Классный руководитель в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
  • Учащиеся способны проектировать, создавать и применять знания по воспитанию личности, коллектива, опираясь на формы и методы воспитания и воспитательные системы
  • Студенты знают сущность педагогической технологии., структуру педагогического мастерства, сущность и специфику педагогической задачи, типы педагогических задач и их характеристику, этапы решения педагогической задачи. Проявляют профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач.
  • Студенты имеют понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознают педагогические задачи, анализируют исходные данные и способны поставить педагогический диагноз. Используют планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Знают о планировании работы классного руководителя и учителя-предметника
  • Учащиеся понимают технологии осуществления педагогического процесса, структуру организаторской деятельности и ее особенности, виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. Владеют технологией организации учебно-познавательной деятельности, развивающих видов деятельности школьников, коллективной творческой деятельности. Знакомы с ценностно-ориентационной деятельностью и ее связями с другими видами развивающей деятельности
  • Слушатели знают и применяют технологии педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений, проектирования педагогического процесса.
  • Учащиеся знают темы: Государственно-общественная система управления образованием. Общие принципы управления образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект научного управлени
  • Студенты знакомы с управленческой культурой руководителя школы, педагогическим анализом во внутришкольном управлении. Рассматривают целеполагание и планирование как функцию управления школой. Знакомы с функцией организации в управлении школой: внутришкольным контролем и регулированием в управлении
  • Студенты знакомы с темами: Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Педагогический коллектив школы. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
  • Студенты понимают: сущность управления образовательными программами, функции внутришкольного управления, взаимодействие социальных институтов в образовательном процессе
  • Создание и введение в деятельность школы, программы повышения квалификации членов педагогического коллектива.
  • Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива
  • Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива. Определение перспектив дальнейшего развития школы, соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования
  • Студенты знают систему повышения квалификации по методике формирования личности конкурентно-способного педагога в современном образовательном пространстве России.
  • Учащиеся знакомы с функциями директора в аспекте реализации программы, заместителя директора УВР, методического совета, методических объединений, начальными обязанностями учителей, функциями психолога.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Общая характеристика педагогической профессии
    Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
  • Профессиональная деятельность и личность педагога
    Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
  • Профессионально-педагогическая культура учителя
    Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессионально-педагогическая культура учителя. Профессиональное становление и развитие педагога
  • Профессиональное становление и развитие педагога
    Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Профессиональное самовоспитание учителя. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
  • ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. Педагогика в системе наук о человеке
    Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Методология и методы педагогических исследований
    Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования
  • Аксиологические основы педагогики
    Обоснование гуманистической методологии педагогики. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность
  • Развитие, социализация и воспитание личности
    Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
  • Целостный педагогический процесс
    Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогическая система и ее виды. Общая характеристика системы образования. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
  • Закономерности и принципы обучения
    Закономерности обучения. Принципы обучения
  • ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Обучение в целостном педагогическом процессе
    Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. Методологические основы обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика
  • Современные дидактические концепции
    Характеристики основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
  • Содержание образования как основа базовой культуры личности
    Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения общеобразовательной школы
  • Формы и методы обучения
    Организационные формы и системы обучения. Виды современных организационных форм обучения. Методы обучения. Дидактические средства. Контроль в процессе обучения
  • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание в целостном педагогическом процессе
    Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей Образования. Цели и задачи гуманистического воспитания. Личность в концепции гуманистического воспитания. Закономерности и принципы
  • Воспитание базовой культуры личности
    Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Формирование основ нравственной культуры личности. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Формирование эстетической культуры учащихся. Воспитание физической культуры личности.
  • Общие методы воспитания
    Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
  • Коллектив как объект и субъект воспитания
    Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива
  • Воспитательные системы
    Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Детские общественн ые объединения в воспитательной системе школы. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного
  • Коллектив как объект и субъект воспитания
    Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Педагогические технологии и мастерство учителя
    Сущность педагогической технологии. Структура педагогического мастерства. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач и их характеристика. Этапы решения педагогической задачи. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
  • Технология конструирования педагогического процесса
    Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Планирование работы классного руководителя. Планирование в деятельности учителя-предметника
  • Технология осуществления педагогического процесса
    Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности. Технология организации развивающих видов деятельности школьников. Технология организации коллективной творческой деятельности
  • Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
    Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя. Понятие о технологии педагогического общения. Этапы решения коммуникативной задачи. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ. Сущность и основные принципы управления образовательными системами
    Государственно-общественная система управления образованием. Общие принципы управления образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
  • Основные функции внутришкольного управления
    Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Целеполагание и планирование как функция управления школой. Функция организации в управлении школой. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
  • Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
    Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и Общественности. Педагогический коллектив школы. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
  • Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
    Инновационная направленность педагогической деятельности. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация
  • ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ». Организационный этап
    Создание и введение в деятельность школы программы повышения квалификации членов педагогического коллектива
  • Технологический (основной) этап
    Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива
  • Рефлексивный (обобщающий) этап
    Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива. Определение перспектив дальнейшего развития школы, соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования
  • Организационное и функциональное обеспечение программы «Обучение обучающих»
    Функции директора в аспекте реализации программы, заместителя директора УВР, методического совета, методических объединений, начальные обязанности учителей, функции психолога
  • Содержание и средства реализации программы
    Стимулирование статуса педагогических работников, подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников школы, совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обновление структуры и содержания методической службы на основе модернизации системы образования создание модели личности педагога
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бехтерев В. М. - ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 286с. - ISBN: 978-5-534-08582-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-i-pedagogika-izbrannye-trudy-437079
  • Бордовская Н.В. - Диалектика педагогического исследования. Монография - КноРус - 2020 - 511с. - ISBN: 978-5-406-07381-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932043
  • Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи : монография / под науч. ред. В.П. Сергеевой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 165 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_58f72cbfadfea8.57697946. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1058882
  • Общая и профессиональная педагогика : учебник / Г.Н. Жуков,П.Г. Матросов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 425 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http:// new.znanium.com]. — (Среднее профессиональное образование). — www.dx.doi.org/10.12737/24190. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1043217
  • Основы педагогики : учебник / Т.С. Дорохова, Ю.А. Верхотурова, М.А. Галагузова [и др.] ; под ред. М.А. Галагузовой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 272 с. + [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5b45c5e9502140.80684760. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055189
  • Под ред. Охременко И. В. - ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 189с. - ISBN: 978-5-534-08594-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-i-pedagogika-vysshey-shkoly-438919
  • Профессионализм педагога: успешность и карьера : монография / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 314 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5b48b438b75148.79631598. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1059304

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Патрушева И. В. - ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ИГРЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 130с. - ISBN: 978-5-534-10881-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-i-pedagogika-igry-432197
  • Под ред. Медведевой Е.А. - АРТПЕДАГОГИКА И АРТТЕРАПИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06713-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/artpedagogika-i-artterapiya-v-specialnom-i-inklyuzivnom-obrazovanii-441185
  • Фуряева Т. В. - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 335с. - ISBN: 978-5-534-11172-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sravnitelnaya-pedagogika-doshkolnoe-obrazovanie-444619
  • Щуркова Н. Е. - ПЕДАГОГИКА: ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ В КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 167с. - ISBN: 978-5-534-10887-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-igrovye-metodiki-v-klassnom-rukovodstve-432204
  • Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования : монография / М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 137 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5c1b3712181b24.63368711. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1064499