• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Моральные доктрины и их реализация в истории

Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современная историческая наука в преподавании истории в школе
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

При преподавании в школе дисциплин «История» и «Обществознание» учителю с необходимостью приходится обращаться к тем или иным фигурам из истории, которые своими действиями или наставлениями оказали влияние на модели поведения людей. Однако в базовых знаниях, полученных в годы учебы в вузе, у большинства школьных педагогов информация об истории этических учений либо крайне скудна, либо отсутствует напрочь. Курс «Моральные доктрины и их реализация в истории» призван закрыть эту лакуну, «дать в руки» учителю материал, позволяющий лучше понимать исторические эпохи, изменения в идеологиях и в мировоззрении людей разных эпох, более эффективно и результативно объяснять школьникам целый ряд обществоведческих проблем и теорий. Курс показывает, как исторический процесс зависит от тех идей, которые принесены в этот мир конкретным индивидом, как под влияние его взглядов происходит смена исторических эпох. Содержание дисциплины «Моральные доктрины и их реализация в истории» предусматривает создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения, уяснение исторической изменчивости системы моральных ценностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Моральные доктрины и их реализация в истории»» являются cоздание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения, уяснение исторической изменчивости системы моральных ценностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание предметного своеобразия этики, оснований для признания этического знания как требующего логического и ценностного обоснования, понимание места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом. Знание того, как этика влияет на социальные процессы и формирование культурного своеобразия народов и цивилизаций.
  • Знакомство с основными идеями древнегреческой и древневосточной этических традиций. Понимание причин их исторического и культурного своеобразия, умение вычленить «этическое» в совокупности религиозных представлений и иных мировоззренческих установок «древних». Знание основных понятий индийской и китайской этических традиций. Понимание их влияние на современное общество в Азиатском регионе.
  • Знание культурных процессов, происходивших в осевое время. Понимание той этической революции. которая произошла в религиозных учениях данного периода.
  • Знание и понимание особенностей христианской культуры, в том числе, деловой этики христианина, эволюции в «христианских» представлениях об основополагающих этических категориях. Умение выделить механизмы влияния христианской морали на формирование европейского социума на последующие века и тысячелетия.
  • Знание особенностей корпоративной этики средневековых монашеских орденов и ее отличий от рыцарской этики. Понимание причин трансформации полисной античной морали в средневековые ее формы
  • Знание и понимание особенностей мусульманской культуры, в том числе, деловой этики, а также специфики трактовки основополагающих этических категорий и формирования нравственных норм в исламе в отличие от других монотеистических религий
  • Знание и понимание особенностей возрожденческой культуры в контексте гуманистической этики эпохи, а также теоретических и практических причин формирования новых канонов нравственного поведения
  • Знание и понимание социальных, политических и духовных причин «Реформации», целей переосмысления религиозной этики и культуры, анализ причин возникновения новых форм трудовых отношений и переосмысления ценности человека и его поступка в данном контексте
  • Понимание того, как моральные трансформации, порожденные протестантской трудовой этикой, повлияли на социальные процессы последующих веков, умение видеть на конкретном реальном примере (деятельности Б. Франклина) проявление общецивилизационных процессов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет этики. Мораль, ее основные характеристики
    Сущность человека и роль морали в его бытии. Этимология терминов, описывающих сферу нравственности. Этика и наука, отличия этики от стандартного научного знания. Мораль как отношение человека к самому себе в перспективе собственного стремления к совершенству, идеалу. Мораль как область героического и бескорыстного в человеке. Моральные нормы как система запретов. Мораль и «общежитие» человека. Добродетель человека и свобода воли. Свободная воля как тождественная моральной воле. Золотое правило нравственности. Характеристики морали. Моральные нормы как безусловно повелительные. Идеал равно бесконечной ценности человеческих личностей. Мораль в качестве основного способа воплощения сущности человека как свободного и сознательного существа, в качестве важнейшего канала осуществления в деятельности индивидов трансцендентного ценностного содержания.
  • Архаичная мораль и мораль Древнего мира.
    Доистория и история. Табу. Личность доисторического мира. Нерефлексируемость норм жизни и поведения. История. Древнейшие своды законов. Писанные нормы. Законы Хаммурапи. Законы царя Ашоки. Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), ведическая литература: «Брахманы», «Араньяки», «Упанишады». Странствие души по телам, сансара. Этика и государственное управление в системе ценностей китайской культуры. Лао-Цзы, «Старый мудрец». Понятие Дао. Моральная доктрина иудаизма. Танах. Декалог.
  • Моральные доктрины осевого времени.
    Эволюция понятия совести в античную эпоху. Эпические моральные ценности. Полисные ценности. Сократ. Природно-космические ценности. Эллинизм. Встреча эллинской культуры с культурами других народов и взаимодействие с ними. Персидская традиция и зороастризм. Моральная доктрина буддизма. Китайская моральная традиция и конфуцианство.
  • Моральная доктрина христианства
    Наследие зороастризма. Реализация чаяний человека в христианстве. Две составляющие проповеди Христа. Негативная часть. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о благоразумном и безрассудном строителях. Притча о безумном богаче. Позитивная часть. Заповедь любви. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Значимость мотивов поступков. Снятие национальной ограниченности. Отрицание принципа талиона.
  • Этос средневековья. Монашество. Рыцарство
    Формирование этоса средневековья в позднюю античность. Августин. «О граде Божием». Мораль. Совесть. Греховные помыслы. Концепция морального прогресса. Особенности средневековой моральной доктрины. Свобода воли как главная характеристика человека. Отличие свободы воли человека средневековья от свободы гражданина человека античности. Нормативные представления о человеке. Структура средневекового социума: социальные слои. Монашество. Монашество как этическое движение, которое стремилось зафиксировать переоценку ценностей. Философия нравственного сопротивления (кинизм, стоицизм Эпиктета). Демония зла в видениях первых монахов. Апология страдания как залога спасения. Св. Бенедиктин. Св. Бернар Клервоский. Евангельская мораль (францисканцы) и монахи-теологи. Св. Францизск Ассизский. Францисканцы. Св. Доминик и орден доминиканцев. Бенедиктинцы. Тамплиеры. Иезуиты. Рыцарство.
  • Моральная доктрина ислама
    Отсутствие в исламе представления о первородном грехе. Не преодоление себя, а возвращение к изначально правильной природе. Коран и Сунна как источники этики ислама. Роль понятия «уммы» в этике ислама. Пять столпов ислама. Этические категории обязательное, рекомендуемое, безразличное, нерекомендуемое и непозволительное. Различия в объекте и системах оценок поступков в этике и фикхе. Действие, неразрывно связанное с породившим его намерением как предмет этики. Благо и зло. Принцип перевешивающего баланса. Контекстуальность оценки поступка. Жизнь как ценность, занимающая высшую ступень в аксиологической системе. Характер долженствования в исламской этике. Отношение в исламе к монашеству и аскезе. Отношение к женщине. Отношение к войне. Отношение к торговле.
  • Моральные доктрины эпохи Возрождения
    Трансформация института исповеди в позднее средневековье. Интроспекция. Рост самосознания, рост нравственного «Я». Этические особенности понятия «честь». Понятие «совесть». Купеческие города. Сложение особого новоевропейского типа личности. Купеческие максимы XIV в. «Studia humanitatis». Джованни Пико делла Мирандолла. Никколо Макиавелли. Политика, политическая деятельность. Ценности ренессансного человека. Джаноццо Манетти. Антропоцентризм Ренессанса. Оборотная сторона ренессансного гуманизма.
  • Моральная составляющая Реформации
    Социальный статус и проблемы существования горожан позднего средневековья. Cоциально-экономическая ситуация, новые нравственные ориентации (религиозные). Предбуржуа и потребность в моральном возвышении. Положение римско-католической церкви в средневековой культуре. Концепция «сокровищницы церкви». Нравственные проблемы и торговля индульгенциями. 95 тезисов М. Лютера. Дискредитация всех форм сакральной активности. Новый взгляд на природу человека. Искоренение практического самодовольства католицизма. Тезис о спасительной силе «одной только веры». Религиозный индивидуализм. Принцип всеобщего священства, пасторская служба как одна из общественных служб. Принцип «Свобода, Равенство, Братство». Вера и мирские дела. Новая парадигма оценки человеческого поведения. Трудовая этика. Мирские занятия (профессии) как призвания. Мирской аскетизм. Нравственное значение труда. Эволюция отношения к труду в европейской морали.
  • Моральная доктрина Б. Франклина
    Жизненная установка человека, который «всем обязан себе самому». Добродетель следует измерять полезностью. Справедливость, милосердие и умеренность. Проявления вопреки наклонностям. Вред порочных деяний. «Честность — вот лучшая политика». Три основные добродетели: трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость. Усердие платит долги, лень и отчаяние – увеличивают. Основные добродетели по Франклину.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка презентации урока со школьниками по тематике курса
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Подготовка презентации урока со школьниками по тематике курса + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История этических учений : учебник для вузов, Гусейнов, А. А., Кобзев, А. И., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Великие пророки и мыслители : нравственные учения от Моисея до наших дней, Гусейнов, А. А., 2009
  • Этика : учебник для вузов, Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г., 2000
  • Этика : учебник для вузов, Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г., 2004