• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Научно - исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 38.06.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» устанавливает требования к образовательным результатам обучения аспирантов направления подготовки 38.06.01 Экономика образовательной программы «Прикладная экономика» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих научно-исследовательский семинар, и аспирантов направления подготовки 38.06.01 Экономика. Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» разработана в соответствии с Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 38.06.01 Экономика; учебным планом основной образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 38.06.01 Экономика; учебным планом образовательной программы «Прикладная экономика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью научно-исследовательского семинара (НИС) является подготовка аспиранта к самостоятельной деятельности как ученого-исследователя, включая постановку и корректировку научной проблемы, работу с разнообразными источниками научно-технической информации, проведение оригинального научного исследования самостоятельно и в составе научного кол-лектива, обсуждение результатов научных исследований в процессе свободной дискуссии в профессиональной среде, презентацию и подготовку к публикации результатов научно-исследовательской работы, а также подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по выбранному профилю. В результате освоения НИС аспирант должен: • обладать знаниями, необходимыми для академической работы, начиная с этапа выдвижения и формулирования рабочей гипотезы, выработки методологических и методических оснований, подготовки и проведения исследований, и завершая написанием и представлением научных работ и диссертации; • иметь навыки научной дискуссии и презентации исследовательских результатов, публичной защиты собственных научных положений; • уметь идентифицировать проблему в своей исследовательской области; формулировать основной исследовательский вопрос, обосновать его значимость, самостоятельно планировать и проводить исследования, анализировать полученные результаты и делать соответствующие выводы; выбирать правильный инструментарий для решения задач, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; выстраивать аргументацию в соответствии с современными научными стандартами; • владеть навыками научной коммуникации и исследовательской деятельности; написания научно-исследовательских отчетов, рефератов, статей, монографий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям в НИУ ВШЭ
  • Знать принципы планирования времени при написании текста диссертации
  • Знать структурные элементы текста диссертационного исследования
  • Иметь навыки (приобрести опыт) ведения профессиональной дискуссии на русском и иностранном языке
  • Иметь навыки (приобрести опыт) публичного представления результатов своего исследования и их квалифицированного обсуждения
  • Иметь навыки (приобрести опыт) создания академических текстов по экономике
  • Уметь перерабатывать текст и презентацию в соответствии с замечаниями рецензентов
  • Уметь формулировать исследовательскую задачу, ставить научную проблему и выбирать адекватные методы исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Методология научных исследований. Раздел 2. Критический анализ и рецензирование научных работ и эмпирических исследований. Раздел 3. Презентация результатов научных работ и проведение научных дискуссий.
    Тема 1. Подходы к выявлению исследовательской проблемы. Тема 2. Методология формализации исследовательской задачи. Тема 3. Анализ релевантных научных работ. Тема 4. Методология анализа и рецензирование научных текстов. Тема 5. Методология проведения эмпирических исследований. Тема 6. Презентация результатов научных работ. Тема 7. Организация научных дискуссий.
  • Содержание научно-исследовательского семинара
    Конкретное содержание научно-исследовательского семинара определяется в соответствии с выбранным профилем и темой кандидатской диссертации и утверждается индивидуальным планом аспиранта. Сроки прохождения НИС устанавливаются учебным планом подготовки аспиранта и индивидуальным учебным планом аспиранта. НИС может быть проведен в следующих формах: • ознакомление с тематикой научно-исследовательских работ, предлагаемых для реализации в аспирантуре, и выбор темы работы; • участие в научных семинарах на темы, выбранные аспирантами для исследования; • выявление перспективных направлений исследования; • формулирование исследовательского вопроса; • участие в круглых столах и семинарах, проводимых научными подразделениями НИУ ВШЭ – Пермь с докладами и обсуждениями; • лекции и групповые консультации ведущих преподавателей по теории, методологии, актуальным проблемам и практике отрасли знания, соответствующей тематике научно-исследовательского семинара; • мастер-классы ведущих ученых по обсуждению научных статей и результатов исследований в соответствии с профилем научных интересов аспиранта. Научно-исследовательский семинар проводится в открытом формате. Во всех обсуждениях, помимо членов научно-исследовательского семинара из числа преподавателей, аспиран-тов и их научных руководителей, приглашенных докладчиков, участие могут принимать аспиранты и магистранты, в том числе, обучающиеся по другим направлениям (профилям) подготовки.
  • Описание тем. Подходы к выявлению исследовательской проблемы
    Научный метод: способы исследования феноменов, систематизация, корректировка новых и полученных ранее знаний. Гипотетически-дедуктивная модель как ключевой подход в исследовании финансов. Теоретический научный метод. Научное моделирование. Эмпирический научный метод.
  • Методология формализации исследовательской задачи
    Подходы к постановке исследовательской проблемы. Обоснование актуальности исследуемой проблемы и научного интереса автора. Формулировка идеи, цели и задач исследования. Определение объекта исследования. Раскрытие степени разработанности исследуемой темы. Построение исследовательских гипотез. Описание методов сбора и анализа данных. Формулирование результатов проекта. Подготовка предварительного плана работы. Формулирование названия работы. Структура введения к работе. Построение основной части текста. Построение аргументации. Содержание заключения. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: серия мастер-классов по отдельным темам в выбранной предметной области с привлечением экспертов департамента экономики и финансов, работа в мини-группах (не более 3х человек).
  • Анализ релевантных научных работ
    Электронные библиотечные ресурсы НИУ ВШЭ: общая характеристика, правила доступа, правила пользования (лицензионные соглашения), строение интерфейса, принципы эффективной работы. Ресурсы отечественной периодики на примере базы Интегрум, ресурсы зарубежной периодики на примере JSTOR. Индексы цитирования (реферативные базы данных периодики) на примере Web of Science. Подходы к выявлению релевантных научных работ в со-ответствие с целями исследования. Подходы к анализу теоретических обзоров и эмпирических исследований. Методология формирования критического обзора и анализа релевантных научных работ. Подходы к представлению научных теоретических обзоров.
  • Методология анализа и рецензирование научных текстов
    Обзор целей рецензирования научных работ. Подходы к построению логики рецензирования: анализ актуальности направления исследования, анализ соответствия формализованной исследовательской задачи выявленной научной проблеме и идеи исследования, анализ адекват-ности и корректности применения методологии исследования, анализ обоснованности выводов исследования. Методология формализации положительного и отрицательного оценочного заключения. Case-study на основе отечественных и зарубежных научных трудов в сфере корпоративных финансов.
  • Методология проведения эмпирических исследований
    Постановка задачи эмпирического исследования. Выбор методологии информационной базы эмпирического исследования: подходы к проведению эмпирического исследования, формализация и обоснование гипотез, обоснование методов анализа и проверки гипотез, сбор мас-сива данных, обработка данных и формирования выборки, формирование базы данных. Обзор инструментария анализа и обработки данных, проверки гипотез. Интерпретация результатов эмпирических исследований: обоснование вывод исследований, корректировка и актуализация исследовательской задачи в результате интерпретация промежуточных итогов исследования. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: се-рия мастер-классов, работа в мини-группах для выполнения собственных исследовательских проектов, промежуточные этапы которых обсуждаются и рецензируются всеми участниками семинара (peer-review), а также руководителями НИС, работа с базами данных и электронными ресурсами НИУ ВШЭ.
  • Презентация результатов научных работ
    Позиционирование научной работы в существующем научном заделе на международном отечественном уровне: обоснование релевантности исследовательской идеи, обзор эволюции передового опыта в рамках решения подобной, аналогичной или смежной исследовательской задачи, критический анализ достигнутых на текущий момент научных результатов. Презентация и обоснование формализованной исследовательской задачи. Представления и критический анализ полученных результатов. Определение направлений развития и продолжения исследования. Case-study на основе материалов курсовой работы магистров (индивидуальные и групповые исследовательские проекты магистрантов).
  • Организация научных дискуссий
    Определение целей организации научных дискуссий. Встраивание процесса научной дискуссии в процесс организации исследовательской работы. Организация предварительного рецензирования и оппонирования научной работы. Модерирование процесса научной дискус-сии. Подведение итогов научной дискуссии. Case-study на основе материалов курсовой работы магистров (индивидуальные и групповые исследовательские проекты магистрантов). Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: работа в мини-группах (не более 3х человек), за каждой из которых закрепляется куратор, выпол-нение собственных исследовательских проектов, промежуточные этапы которых обсуждаются и рецензируются всеми участниками семинара (peer-review), а также руководителями НИС.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение семинаров, участие в обсуждениях.
  • неблокирующий Доклад по теме диссертации
  • неблокирующий ----
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.5 * Доклад по теме диссертации + 0.5 * Посещение семинаров, участие в обсуждениях.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blaxter, L., Tight, M., & Hughes, C. (2010). How to Research. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=650302
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В.В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Д.Лазарев - Презентация: Лучше один раз увидеть! - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961424355 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/362
  • Искусство презентаций и ведения переговоров: Учебное пособие / Асмолова М.Л., - 3-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 248 с.: - (Президентская программа подготовки управленческих кадров) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003085
  • К.Галло - Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений - Альпина Паблишер - 2014 - ISBN: 9785961437331 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/2951
  • Как писать убедительно: Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах / Графф Д., Биркенштайн К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 258 с.: ISBN 978-5-9614-4648-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913593
  • С.Мортон - Лаборатория презентаций: Формула идеального выступления - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442588 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8202