• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Проблемы реализации и защиты конституционных прав и свобод личности"

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Где читается: Факультет права
Когда читается: 2-4 модуль
Преподаватели: Храмова Татьяна Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

НИС является формой проектной научно-исследовательской деятельности и направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области юриспруденции: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение и исследование построения и функционирования институтов защиты конституционных прав и свобод человека, которые из-за ограниченного ресурса времени не рассматриваются либо затрагиваются весьма поверхностно при изучении общих курсов конституционного права России.
  • более глубокое в сравнении с общими курсами изучение проблем, вызванных как правовым регулированием общественных отношений, возникающих при регулировании и защите конституционных прав и свобод личности, так и правоприменительной практикой в соответствующей области.
  • научить студентов основам самостоятельного выявления актуальных научно-практических проблем, возникающих в сфере реализации конституционных прав и свобод личности, их «диагностики», а также описания и способов предложений по их решению; ориентации среди обширного нормативно-правового массива и научной литературы. В рамках этой цели предполагается заслушивать доклады по стадиям подготовки курсовой работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности различных избирательных систем; порядок реализации активного и пассивного избирательных прав; этапы избирательной кампании;
  • Знает порядок организации юридического сопровождения избирательной кампании; порядок действий избирательных комиссий при организации выборов, проведении голосования, подсчёта итогов голосования и определения результатов выборов;
  • Знает способы контроля за соблюдением законности при проведении выборов; способы защиты нарушенных избирательных прав;
  • Умеет использовать полученные знания на практике при проведении выборов и сопровождении избирательных кампаний;
  • Владеет работы с нормативно-правовыми актами в сфере избирательного права, научной литературой и аналитическими материалами;
  • Владеет составления правовых документов по организации выборов, сопровождению избирательных кампаний и избирательных споров;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и сущность прав человека.
    Понятие и принципы прав человека. Права человека в структуре социальных отношений. Права человека как социально-политическая и правовая ценность. Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы. Разграничение прав и свобод, прав человека и прав гражданина. Права и свободы, подлежащие ограничению, и неограничиваемые, абсолютные; права и свободы. Правомерные ограничения государством прав и свобод. Понятие, цели. Критерии и принципы правомерного ограничения прав человека. Проблема «поколений прав человека». Права человека и «права народов».
  • Формирование и становление концепции прав человека.
    Идеи прав человека в античной и средневековой Европе. Развитие идей о правах человека в период возрождения, реформации и просвещения. Немецкая классическая философия. Естественно-правовая и позитивистская теории. Формирование права прав человека и его закрепление в законодательстве государств Запада. Роль законодательства США и французских Деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. в становлении современной концепции прав человека. История формирования и развития идеи прав человека в Российской правовой мысли. Права человека в советском обществознании и советском праве. История правозащитного движения в СССР. Конституционный проект А.Д. Сахарова.
  • Отражение прав человека в конституционном праве России.
    Утверждение идеи прав человека в общественном сознании и государственной политике России. Основные направления утверждения идеи прав человека в ходе судебной реформы, в процессе принятии нового законодательства, в деятельности Конституционного суда Российской Федерации. Проблемы становления правового государства в России. Формирование правовой культуры общества. Идея формирования гражданского общества в России: теория, истории и практика. Функции и основные тенденции развития правовой и политической системы российского общества. Гражданство – условие полноты прав и свобод личности. Права человека и федерализм. Система конституционных прав, свобод и обязанностей личности в Российской Федерации.
  • Юридические механизмы защиты прав человека.
    Сравнительная характеристика омбудсменов в различных странах. Формирование института омбудсмена в зарубежных странах. Специализированные омбудсмены Уполномоченный по правам человека в правовой системе Российской Федерации. Конституционный контроль. История формирования института конституционного контроля в РФ Полномочия Конституционного Суда РФ по защите конституционного строя, свободы и прав человека и гражданина. Право на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. Защита прав и свобод человека и гражданина в судах общей и арбитражной юрисдикции. Гражданско-правовая защита чести и достоинства личности. Институты мировых судей, присяжных заседателей. Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов в условиях России как средства защиты прав человека.
  • ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
    Презентационная часть - часть проектной работы, в ходе которой студентами представляются результаты проведённого научного исследования. Аудиторные занятия в рамках НИС проводится на регулярной основе в форме мини-конференций (круглых столов, научных диспутов, семинаров). Оценка за научно-исследовательский семинар выставляется с учётом баллов, полученных за участие в общей дискуссии, и баллов, полученных студентом по результатам предзащиты курсовой работы. Форма презентации курсовых работ, а также научной дискуссии, критерии оценки результатов определяются руководителем НИС и доводятся до сведения участников НИС на первом занятии установочной части.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.6 * Предзащита курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глухарева Л.И. - Социогуманитарные смыслы и значения права - Русайнс - 2019 - 253с. - ISBN: 978-5-4365-3473-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932678
  • Общая теория правового положения личности : монография / Н.В. Витрук. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 448 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/760769

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лебедев В.А. - Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты. Монография - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-21093-0 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31307
  • Мутагиров Д. З. - ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 516с. - ISBN: 978-5-534-07141-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prava-i-svobody-cheloveka-442131