2020/2021
Философия
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается:
1 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
2
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к общему циклу дисциплин объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра. В результате освоения компетенций студент должен: знать: - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; - основные пути и принципы творческого развития личности; - основополагающие гражданские, этические ценности и нормы; уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; - использовать гуманитарные, социальные и экономические знания для анализа социально-значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач; - самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции граждан и организаций; - реализовывать в практической деятельности знания об этических ценностях и нормах; - применять нормы логического мышления и аргументации при построении устной и письменной речи; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; владеть: - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; - навыками эффективного использования своего творческого потенциала; - навыками практической актуализации морально-этических качеств и принципов. Настоящая дисциплина относится к общему циклу дисциплин объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина Философия имеет своей целью ввести студентов в мир проблем современной философии: теория познания, проблема соотношения физического и психического (mind-body problem), проблема соотношения сознания и бессознательного психического в истории западной и восточной философии и культуры в целом, проблема личности и общества, проблематика философской антропологии, этики и т.д. Задачей дисциплины является подготовка студентов к восприятию современных принципов философской тематизации и ознакомление с проблематикой и соответствующей философской аргументацией в основных областях философского знания. В ходе освоения дисциплины студенты должны усвоить центральные идеи наиболее важных областей философского знания, овладеть навыками самостоятельного анализа дискуссий по философской проблематике, научиться анализировать то или иное явление с точки зрения его философского смысла и (в качестве мета-позиции) возможной применимости в их профессиональной деятельности и частной жизни. Внеаудиторная работа студентов включает в себя изучение первоисточников, чтение учебных пособий и исследовательских монографий, написание реферата.
Планируемые результаты обучения
- Структурализм и постструктурализм. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Структурализм в психологии, этнологии и психиатрии. Модерн и «ситуация постмодерна». Понятие «эпистемы» и «власти» у М. Фуко. Эпистема европейской культуры XVII-XX веков. Постмодернизм в искусстве. Человек в «постсовременном обществе»: отказ от «больших идеологий» и «метанарративов Прогресса, Эмансипации, Истины». Мультикультурализм и плюрализм форм жизни и традиций.
- Общая программа позитивизма как «очищения философии от метафизики». Место Л. Витгенштейна в философской мысли ХХ века. Аналитическое толкование философии в логическом позитивизме. Специфика научного знания. Проблема демаркации науки и не-научного знания: критерии верифицируемости и фальсифицируемости. Модель развития знания К. Поппера. Общие идеи «философии науки».
- Проблема бессознательного психического в европейской философии и психологии. Основные понятия метапсихологии З. Фрейда. Соотношение сознания и неосознанного в психоанализе. Фрейд о возникновении морали, религии, социальных институтов. Учение К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. Мифология и религия в трактовке К.-Г. Юнга. Неофрейдистская «ревизия» психоанализа. Природа и общество в антропологии Э. Фромма.
- Проблема человека в экзистенциальной философии. Религиозная философия С. Кьеркегора. Основные идеи философии Ж.-П.Сартра и А. Камю: бытие человека и бытие мира; существование человека и отказ от представлений о его сущности; человек как уникальное существо и власть усредняющего начала; бытие между жизнью и смертью. Экзистенциализм в литературе и искусстве. Экзистенциальная философия и экзистенциальная психология (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй)
- Особенности культурной ситуации в России XVIII – начала ХХ вв. Западничество и славянофильство. Дискуссии о пути развития России. В.С. Соловьёв. Русская религиозная философия начала ХХ века. Проблемы истины, добра и красоты. Проблема творчества и свободы у Н. А. Бердяева. Философия как аксиология.
- Феноменологический подход к проблеме сознания. Понятие феномена и интенциональности сознания. Значение феноменологического метода для психологии и других наук.
- Философия А. Шопенгауэра. Понятие «мировая воля». «Воля к власти» как центральное понятие философии Ф. Ницше. Критика христианства. Учение о сверхчеловеке. Ницше как философ и как личность. Учение А. Бергсона об интуиции т творческой эволюции. Философия истории О. Шпенглера.
- От философии Гегеля к марксизму. Философская антропология К.Маркса. Понятие отчуждения. Профетическая роль философии в марксизме. Эсхатологический мессианизм марксистского мировоззрения. Пролетариат как мессианский класс.
- Основные идеи немецкой классической философии. Гносеология И. Канта. Учение Канта о морали «Коперниканский переворот» Канта в философии. Метафизика «деятельности» И. Г. Фихте. Философия Г. В. Шеллинга. Диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля. Система Гегеля как завершение классической рационалистической традиции в философии.
- Эмпирическое и рациональное в познании. Эмпиризм Ф. Бэкона – переход от ренессансного философствования к проблематике Нового времени. Пантеистическая метафизика Б. Спинозы. Соотношение мышления и протяжённости как философская проблема Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Декарт как философ и математик. Дискуссии о существовании врождённых идей между Декартом и Локком.
- Проблемы научного познания. Антропоцентрический и характер философии Возрождения. Основные направления философии эпохи Возрождения – гуманизм и натурфилософия. Специфика возрожденческого «гуманизма». Данте Алигьери – первый представитель мысли Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. «Государь» Н. Макиавелли. Философская мысль Реформации: Эразм Роттердамский. Утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы
- Возникновение средневековой философии. Вера и знание, Афины и Иерусалим. Основные идеи средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм. Два периода средневековой философии: патристика и схоластика. Сущность веры – Тертуллиан, Августин. «Исповедь» Августина как пример глубочайшего самоанализа. Идея личности. Идея Богочеловека. Схоластика. Полемика номиналистов и реалистов, её логический и гносеологический смысл. Фома Аквинский и философия томизма.
- Особенности древнегреческого мировоззрения, культуры, государственности. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, пифагорейская, элейская. Онтологические и гносеологические проблемы. «Антропологический поворот» в античной философии. Софисты: гносеологический и этический релятивизм. Проблемы морали в философии Сократа. Учение Платона об идеях и его роль в истории философии. Концепция идеального государства Платона.
- Возникновение философии в Индии. Соотношение религии (брахманизма и буддизма) и философии. Основные школы (даршаны) индийской философии. Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Школы: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Культурно-исторические условия возникновения философии. Философия как мироощущение и как род деятельности. Отличие философии от религии и науки. Есть ли прогресс в истории философского знания? Философия и мифология. Поливариантность понимания философии, её предмета и роли в культуре. Основные «разделы» философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, социальная философия.
Содержание учебной дисциплины
- ТЕМА 1. Природа и специфика философского знанияКультурно-исторические условия возникновения философии. Философия как мироощущение и как род деятельности. Отличие философии от религии и науки. Есть ли прогресс в истории философского знания? Философия и мифология. Поливариантность понимания философии, её предмета и роли в культуре. Основные «разделы» философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, социальная философия.
- ТЕМА 2. Зарождение философии в Индии и в КитаеВозникновение философии в Индии. Соотношение религии (брахманизма и буддизма) и философии. Основные школы (даршаны) индийской философии. Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Школы: конфуцианство, даосизм, легизм.
- ТЕМА 3. Античная философияОсобенности древнегреческого мировоззрения, культуры, государственности. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, пифагорейская, элейская. Онтологические и гносеологические проблемы. «Антропологический поворот» в античной философии. Софисты: гносеологический и этический релятивизм. Проблемы морали в философии Сократа. Учение Платона об идеях и его роль в истории философии. Концепция идеального государства Платона.
- ТЕМА 4. Средневековая философияВозникновение средневековой философии. Вера и знание, Афины и Иерусалим. Основные идеи средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм. Два периода средневековой философии: патристика и схоластика. Сущность веры – Тертуллиан, Августин. «Исповедь» Августина как пример глубочайшего самоанализа. Идея личности. Идея Богочеловека. Схоластика. Полемика номиналистов и реалистов, её логический и гносеологический смысл. Фома Аквинский и философия томизма.
- ТЕМА 5. Философия эпохи ВозрожденияПроблемы научного познания. Антропоцентрический и характер философии Возрождения. Основные направления философии эпохи Возрождения – гуманизм и натурфилософия. Специфика возрожденческого «гуманизма». Данте Алигьери – первый представитель мысли Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. «Государь» Н. Макиавелли. Философская мысль Реформации: Эразм Роттердамский. Утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы
- ТЕМА 6. Философия Нового времениЭмпирическое и рациональное в познании. Эмпиризм Ф. Бэкона – переход от ренессансного философствования к проблематике Нового времени. Пантеистическая метафизика Б. Спинозы. Соотношение мышления и протяжённости как философская проблема Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Декарт как философ и математик. Дискуссии о существовании врождённых идей между Декартом и Локком.
- ТЕМА 7. Немецкая классическая философияОсновные идеи немецкой классической философии. Гносеология И. Канта. Учение Канта о морали «Коперниканский переворот» Канта в философии. Метафизика «деятельности» И. Г. Фихте. Философия Г. В. Шеллинга. Диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля. Система Гегеля как завершение классической рационалистической традиции в философии.
- ТЕМА 8. Философия марксизмаОт философии Гегеля к марксизму. Философская антропология К.Маркса. Понятие отчуждения. Профетическая роль философии в марксизме. Эсхатологический мессианизм марксистского мировоззрения. Пролетариат как мессианский класс.
- ТЕМА 9. Философия жизниФилософия А. Шопенгауэра. Понятие «мировая воля». «Воля к власти» как центральное понятие философии Ф. Ницше. Критика христианства. Учение о сверхчеловеке. Ницше как философ и как личность. Учение А. Бергсона об интуиции т творческой эволюции. Философия истории О. Шпенглера.
- ТЕМА 10. Феноменология Э. ГуссерляФеноменологический подход к проблеме сознания. Понятие феномена и интенциональности сознания. Значение феноменологического метода для психологии и других наук.
- ТЕМА 11. Русская философияОсобенности культурной ситуации в России XVIII – начала ХХ вв. Западничество и славянофильство. Дискуссии о пути развития России. В.С. Соловьёв. Русская религиозная философия начала ХХ века. Проблемы истины, добра и красоты. Проблема творчества и свободы у Н. А. Бердяева. Философия как аксиология.
- ТЕМА 12. Экзистенциальная философияПроблема человека в экзистенциальной философии. Религиозная философия С. Кьеркегора. Основные идеи философии Ж.-П.Сартра и А. Камю: бытие человека и бытие мира; существование человека и отказ от представлений о его сущности; человек как уникальное существо и власть усредняющего начала; бытие между жизнью и смертью. Экзистенциализм в литературе и искусстве. Экзистенциальная философия и экзистенциальная психология (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй)
- ТЕМА 13. Философское значение психоанализа, аналитической психологии и неофрейдизмаПроблема бессознательного психического в европейской философии и психологии. Основные понятия метапсихологии З. Фрейда. Соотношение сознания и неосознанного в психоанализе. Фрейд о возникновении морали, религии, социальных институтов. Учение К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. Мифология и религия в трактовке К.-Г. Юнга. Неофрейдистская «ревизия» психоанализа. Природа и общество в антропологии Э. Фромма.
- ТЕМА 14. Позитивизм и постпозитивизмОбщая программа позитивизма как «очищения философии от метафизики». Место Л. Витгенштейна в философской мысли ХХ века. Аналитическое толкование философии в логическом позитивизме. Специфика научного знания. Проблема демаркации науки и не-научного знания: критерии верифицируемости и фальсифицируемости. Модель развития знания К. Поппера. Общие идеи «философии науки».
- ТЕМА 15. ПостструктурализмСтруктурализм и постструктурализм. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Структурализм в психологии, этнологии и психиатрии. Модерн и «ситуация постмодерна». Понятие «эпистемы» и «власти» у М. Фуко. Эпистема европейской культуры XVII-XX веков. Постмодернизм в искусстве. Человек в «постсовременном обществе»: отказ от «больших идеологий» и «метанарративов Прогресса, Эмансипации, Истины». Мультикультурализм и плюрализм форм жизни и традиций.