• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Правовая культура средневековой Европы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины «Правовая культура средневековой Европы» студент должен: знать основные этапы истории права с Античности до конца Средних веков; освоить первичные приемы и самостоятельно использовать сравнительно-исторический метод, методы истории понятий и интеллектуальной истории при анализе источников по истории права и правовой культуры; иметь первичные навыки проблемного и контекстного анализа историографических трудов по истории права и правовой культуры; уметь использовать данные истории правовой культуры в исторических исследованиях; уметь обращаться с нормативными текстами как с историческими источниками при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по социальной, политической истории, а также по истории культуры; сформировать первичные приемы использования данных истории правовой культуры в исторических исследованиях; закрепить умение обращаться с нормативными текстами как с историческими источниками. Настоящая дисциплина относится к блоку факультативных дисциплин минора ФГН и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Источниковедение и информационные ресурсы истории», «История политических, правовых и социальных учений»), так и вариативной части образовательной программы направления подготовки 46.03.01 «История». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • «Введение в историю человечества», • «Источниковедение и информационные ресурсы истории», • «История политических, правовых и социальных учений», Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • «Социальная история Нового и Новейшего времени»; • «Европа XVI-XVIII вв.»; • «Россия XVIII-XIX вв.»; • «Старый и Новый Cвет XIX-XX вв.»; • «Авторитаризм и демократия в XX в.».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получить представление об основных этапах развития истории права в Европе от Античности до конца Средних веков
  • выработать у студентов навыки самостоятельного использования сравнительно-исторического метода, а также методов интеллектуальной истории и истории понятий при анализе различных типов правовых источников
  • развить первичные навыки проблемного и контекстного анализа источников, а также историографических трудов по истории права
  • сформировать представление о праве как о неотъемлемой части интеллектуальной культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основные черты римского общества, знает его отличие от социума модерного типа; знает основные нормативные своды эпохи Поздней Империи (Кодексы Григория, Гермогениана, Феодосия, Свод Юстиниана и т.д.), умеет объяснять их отличие друг от друга, анализирует причины их появления и основные этапы развития. Знает опорные этапы развития Вестготского и Остготского королевств.
  • Знает основные памятники германского раннесредневекового законодательства; умеет отличать leges от edicta и объяснять их различия между собой.
  • Знает значение понятия "схоластика", умеет объяснять особенности интеллектуальной культуры университетской схоластики; знает основных представителей схоластической мысли; понимает суть полемики об универсалиях. Знает типовые модели европейских средневековых университетов и понимает суть самого явления университета; умеет объяснить различие между императорским и папским университетами. Знает основных представителей школ глоссаторов и комментаторов.
  • Знает основные вернакулярные правовые системы Высокого Средневековья; умеет объяснить их отличия от правовых систем предшествующего периода. Знает суть инквизиционного процесса и его отличия от аккузационного.
  • Знает суть mos italicus, mos gallicus и умеет объяснять различия между ними; знает понятие правового гуманизма и умеет работать с ним.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Правовая культура поздней Римской империи
    Римское общество: основные черты; определение Цицерона, определение Августина. Безгосударственный характер римской общины. Особенности римского правопонимания: право как система отношений, произрастающая «снизу», от частного к общему. Частное право как конституирующий элемент общества. Роль юристов в римской правовой культуре. Нормативный кризис, вызванный эдиктом Каракаллы и его последствиями, необходимость кодификации. Первые проекты: Григория и Гермогениана. Кодекс Феодосия, первый и второй проекты. Низложение Ромула Аугустула и остановка работы императорской канцелярии Запада. Феномен нормативного голода в провинциях, начало периферийного правотворчества: «Бревиарий Алариха», «Эдикт Теодориха», «Римский закон бургундов». Восточная империя при Юстиниане. Проект реставрации империи. Свод цивильного права: архитектура, источники, техника работы. Свод цивильного права: проблема распространения и принятия. Остготская Италия. Вестготская Испания и проект «анти-Византия». «Вестготская правда» («Книга приговоров»): общая характеристика.
  • Эдикты и законы «варварских королей»
    Феномен «варварских королевств». Восприятие себя королями как наместников Империи в отсутствие императора. Эдиктальная природа их законодательства. Термин «варварская правда»: происхождение, значение, ограничения. Отличительные особенности «варварских правд» северо-западной Европы. «Салическая правда», «Рипуарская правда», «Баварская правда». Англосаксонские законы.
  • Ренессанс XII века в праве: Болонская школа глоссаторов. Развитие канонического права
    Ренессанс XII века, становление европейских университетов. Обучение праву в средневековом мире. Глоссаторы и комментаторы. Феномен ординарной глоссы. Система Ius commune. Выработка новой юридической латыни. Трансформация подходов к изучению античного наследия в рамках схоластики. Схоластика светских и церковных юристов зрелого и позднего Средневековья. Основы их подхода: авторитетный текст Свода Юстиниана или церковных канонов, схоластическая методология их толкования (между авторитетом и разумом), профессиональное сообщество (школы) докторов права. Каноническое право до XII века: краткий очерк. Основные своды канонов. Фигура Иво Шартрского и ее значение для истории средневекового канонического права. Декрет Грациана: проблемы авторства, датировки, источников, обзор структуры. «Пять древних компиляций». Liber extra Григория IX, «Шестая книга» Бонифация VIII, прибавления последующих Пап. Свод канонического права как единое целое.
  • Зарождение «национального права»: проекты Генри Брактона, Альфонсо Мудрого и Филиппа Бомануара
    XIII век и зарождение вернакулярных правовых систем. Генри Брактон и трактат «О законах и обычаях Англии». Филипп де Бомануар и его «Кутюмы Бовези». Альфонсо Х Мудрый: погоня за императорским троном. Правотворческая программа. «Королевское фуэро». «Зерцало законов». «Семь Партид». «Новеллы». Юристы двора короля Кастилии. Судьба нормативного наследия Альфонсо Х.
  • Mos italicus vs Mos gallicus: школа комментаторов и гуманизм в правовой науке
    Схоластическая доктрина Ординарной глоссы Аккурсия и комментариев Бартоло и Бальдо к Своду Юстиниана. Становление и развитие римско-канонического права Западной Европы. Кризис и критика схоластики в XV–XVI вв. Гуманистическая (историко-филологическая) школа итальянских и французских гуманистов (mos gallicus: Альчиато, Буде, Куяций, Донелл, Дуарен, Готофред). Эразм и «Похвала глупости»: критика средневековой схоластики за грубую латынь, незнание истории Рима, превратное и запутанное толкование содержания первоисточников. Проект восстановления подлинного римского права как ясного искусства доброго и справедливого (по Цицерону). Первые издания Свода Юстиниана и Кодекса Феодосия. Издание Свода канонического права.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат по дисциплине
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Реферат по дисциплине
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Реферат по дисциплине + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • History of universities, , 2013
  • Late medieval France, Small, G., 2009
  • Medieval England : an encyclopedia, , 1998
  • Medieval France : a companion to French studies, , 2010
  • Medieval France : an encyclopedia, , 1995
  • Medieval Iberia : an encyclopedia, , 2003
  • Principles of government and politics in the Middle Ages, Ullmann, W., 2010
  • Roman Law in European History, Stein, P., 1999
  • The crossroads of justice : law and culture in late medieval France, Cohen, E., 1993
  • Город и рыцарство феодальной Кастилии: Сепульведа и Куэльяр в XIII - середине XIV века, Ауров, О. В., 2012
  • Очерки по теории права; Римское право в средневековой Европе, Виноградов, П. Г., 2010
  • Теология и политика : власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V - начало VIII в.), , 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Authority and power : studies on medieval law and government presented to Walter Ullmann on his seventieth birthday, , 2012
  • Berenguela of Castile (1180-1246) and political women in the High Middle Ages, Shadis, M., 2009
  • Cross, crescent and conversion : studies on medieval Spain and Christendom in memory of Richard Fletcher, , 2008
  • Medieval papalism : the political theories of the medieval canonists, Ullmann, W., 2012
  • The growth of papal government in the middle ages : a study in the ideological relation of clerical to lay power, Ullmann, W., 2012
  • The Medieval idea of law, as represented by Lucas de Penna : a study in fourteenth-century legal scolarship, Ullmann, W., 2010