• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Исследования нормативности в медиасфере

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Исследования нормативности в медиасфере» предлагает студентам провести исследования в широком объектном и предметном поле происхождения и функционирования норм в медиасфере. В частности, курсовые работы могут быть основаны на изучении субъектов нормативности, типов норм в медиа (правовых, этических, корпоративных, журналистских и аудиторных), а также степени нормированности медиасреды, эксплицитности норм, интенсивности публичной дискуссии о них, влиянию внешних факторов на нормативность в российских медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие исследовательских навыков студентов в процессе изучения общей темы нормативности в медиа.
  • Применение этих навыков во время индивидуальной работы над курсовой работой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает феномен нормативности, его возможные функции и дисфункции.
  • Освоил принципы системного анализа и примененяет его к феномену нормативности.
  • Описывает медиаландшафт с построением "матрицы" различных манифестаций нормативности в разных сегментах медиасферы.
  • Понимает функции нормативности и способы их анализа, выявляет эмпирические индикаторы успешного функционирования и дисфункций.
  • Анализирует уже опубликованные данные, представляет эмпирические результаты исследований в разных сегментах медиа.
  • Формулирует рабочие гипотезы, которые нуждаются в дальнейшей проверке.
  • Публично защищает исследовательский проект.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общее описание генезиса, феноменологии и функций нормативности.
    Зарождение и развитие профессиональных норм в медиа. Норма как регулятор медиаиндустрии. Профессиональный и корпоративный компоненты нормативности. Локализация нормативности: медиа и социальные институты; медиа и источники информации; медиа и аудитория.
  • Тема 2. Логические основания анализа нормативности в медиа.
    2.1. Субъектность норм: а) внутри медиа, владельцы, менеджеры, журналисты; б) вне медиа: власть, бизнес, аудитория 2.2. Типы норм в медиа: а) правовые; б) этические; в) корпоративные; г) журналистские; д) аудиторные (ожидаемо - неожиданно
  • Тема 3. Феноменологический анализ нормативности с учётом особенностей российского медиаландшафта (и соответствующие направления анализа со шкалами интенсивности признака).
    3.1. Степень нормированности медиасреды: вершины (сильно нормированные сферы) и долины (слабо нормированные сферы); 3.2. Эксплицитность норм (тотальная кодифицированность - латентность) 3.3. Интенсивность публичной дискуссии о нормах (молчание - бурное обсуждение) 3.4. Соблюдение норм ("нормопослушность" - аномия) 3.5. Диахроническая динамика норм (застой - турбулентность) 3.6. Влияние внешней нормативности из других обществ (автономность - зависимость)
  • Тема 4. Функциональный анализ различных факторов нормативности.
    Понимание функций нормативности и способов их анализа, выявление эмпирических индикаторов успешного функционирования и дисфункций, дизайн прикладного исследования функций.
  • Тема 5. Построение модели реального функционирования нормативности.
    Экстраполяция частных исследований (case-studies) на всю российскую медиасреду, попытка создать "карту нормативности медиа" с демаркационными границами, "серыми зонами" для возможности ее изучения в динамике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Исследовательский проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Исследовательский проект + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дзялошинский И.М. - Современное медиапространство России: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 312с. - ISBN: 978-5-7567-0890-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97220
  • Лазутина Г. В. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 219с. - ISBN: 978-5-534-07482-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-423974

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фомичева И.Д. - Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 360с. - ISBN: 978–5–7567–0646–8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68847