• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Новостная грамотность: новость как объект манипуляции

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Журналистская новость воспринимается обычно публикой как нечто понятное и не требующее специального внимания. Между тем новость может использоваться и как метод формирования общественного мнения, и как способ манипуляции аудиторией, и как средство ведения информационной войны. Новостная грамотность (News Literacy) учит использовать навыки критического мышления для того, чтобы отличать новостной текст от рекламы и пропаганды, оценивать источники информации по степени их надежности и авторитетности, понимать разницу между фактом и мнением, отбирать качественные новости среди «информационного мусора». Курс готовит грамотного потребителя информации СМИ, из каких бы источников она ни исходила – пресса, радио, телевидение, сеть Интернет.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности и одного из его важнейших современных направлений – новостной грамотности.
  • Знакомство с новостью как гносеологическим, коммуникативным и журналистским феноменом.
  • Осмысление специфических характеристик новостных материалов медиа, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
  • Овладение методиками оценки источников новостей.
  • Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ.
  • Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет имена, даты, концепции медиаграмотности.
  • Владеет знанием необходимого тезауруса.
  • Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
  • Называет основные определения, концепции, подходы медиаграмотности.
  • Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
  • Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
  • Различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов СМИ (рекламных, пропагандистских и т.д.).
  • Оценивает новости применяя различные методики оценки.
  • Анализирует новостные материалы различных СМИ.
  • Верифицирует сообщения различных СМИ.
  • Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
  • Находит элементы пропаганды в кино.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Новости в социуме: историческая ретроспектива
    Информация как необходимая составляющая функционирования социума. Новости в примитивных обществах до появления письменности. Новости в Древнем мире. Формы официальных сообщений в Древнем Риме. Появление первых печатных новостей (Китай, VIII в.). Изобретение книгопечатания в Европе и его влияние на распространение новостей. Первые газеты в Европе, Северной Америке, России. Изобретение фотографии и её влияние на развитие новостной журналистики. Первые фоторепортажи. Скачок в скорости распространения новостей в XIX веке: изобретение телеграфа и телефона. Появление первых информационных агентств. Изобретение кинематографа и появление кинохроники как способа распространения новостей. Изобретение радио и создание массового радиовещания как следующий качественный скачок в истории распространении новостей. Появление телевидения и телевизионных новостей. Создание интернета и возникновение сетевого способа распространения новостей. Общие тенденции в истории развития новостной журналистики: переход от устной к письменной форме, возникновение печатной формы и её визуализация, рост скорости передачи новостей, переход к аудиовизуальной форме представления социальной информации, возникновение симультанного распространения массовой информации в устной, аудиовизуальной и мультимедийной формах, возникновение "гражданской журналистики" (или параллельной журналистики). Информационные революции в истории общества.
  • Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
    Категории "новость" и "новизна" в социогуманитарном знании. Их сущность и типология. Понятие «нового» и возможные подходы к нему в различных научных дисциплинах.<br /> Производство новостей СМИ в системе отношений "власть - бизнес - общество". Власть информации. Обыденность информации и проблемы в работе с нею. Распространение новостей как средство управления социальными процессами. Социально-психологические эффекты, возникающие при распространении новостей. Элементы в информационной деятельности СМИ, вызывающие негативные реакции общества. Новости в СМИ как катализатор социальных конфликтов.<br /> Закономерности новостного медиапотребления: какие новости предпочитают зрители, слушатели, читатели. Социальные стереотипы в восприятии новостей в СМИ. Социально-демографические закономерности обращения аудиторий к новостям СМИ.<br /> Новостная грамотность (The News Literacy) как современное направление развития медиазнания; цель, задачи и специфика курса. Комплекс проблем новостной грамотности в общей структуре вопросов медиаграмотности.
  • Новость в современном коммуникационном пространстве
    Понятие новости в мире современных медиа. Новостная журналистика и ее особенности. Разнообразие вариантов определения журналистской новости и типологические подходы к сущности понятия. Кто решает, что событие – это «новость»? Качества, делающие информацию новостью (новостные драйверы). Роль редактора в присвоении событию статуса новости. Влияние аудитории на рождение новости и ее жизненный цикл. Иные факторы, определяющие «новость» в мире современных СМИ.
  • Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
    Умение ориентироваться в информационном пространстве как важная часть новостной грамотности. Как отличить новостное сообщение от ближайших «соседей» по информационным «окрестностям»? Важнейшие маркеры, помогающие идентифицировать новость. Новость и иные типы сообщений в современных СМИ. Новость и продукция инфотейнмент. Новость и реклама. Новость и пропаганда. Новость и сообщения Паблик Рилейшнз. Новость и «сырая» информация (непроверенные сообщения сайтов сети Интернет, информация блогов и т.д.). Что делает журналиста журналистом, а информацию – новостью?
  • Новостные драйверы: что делает информацию новостью?
    Факторы, определяющие новость. Понятие новостного драйвера. Основные новостные драйверы, превращающие информацию в новость (участие в событии известных людей, важность для публики, наличие конфликта, эксклюзивность информации, приближенность во времеи и пространстве и т.д.)
  • Новость «в окружении» рекламы, пропаганды, PR, «сырой» информации
    Виды современного медиатекста. Новостной журналистский текст и его принципиальные отличия от других текстов современных медиа. Понятие и разновидности пропагандистского текста. Понятие и разновидности рекламного текста. Понятие и разновидности PR-текста. Приемы идентификации новостного текста в современных медиа.
  • Журналистика новостей и журналистика мнений
    Понятие «журналистики мнений». Основные характеристики, отличающие журналистику мнений, и маркеры, позволяющие идентифицировать ее сообщения. Каким условиям должно отвечать «мнение», чтобы оставаться в рамках качественной журналистики? Критерии, отличающие данные типы сообщений: цели, система доказательств, эмоции, тональность сообщения и т.д. Журналистика мнений vs новостной журналистики: «плюсы» и «минусы». Методы качественной интерпретации, анализа и идентификации материалов СМИ, относящихся к журналистике мнений.
  • Сбалансированные и честные новости: профессиональный миф или объективная реальность?
    Проблема сбалансированности информации в новостном сообщении. Сбалансированность и честность сообщения: различные подходы к дефиниции понятий. Влияние сознательных и подсознательных предубеждений на степень сбалансированности и честности новостного материала. Предубеждения (предвзятость) аудитории, предубеждения СМИ, предубеждения журналиста: возможно ли их избежать и реально ли обнаружить в тексте сообщения? Возможные методы оценки уровня сбалансированности журналистского материала.
  • Власть изображения эмоций: анализ аудиовизуальных текстов
    Сила визуального образа. Визуальный образ новости и его возможности. Матрица деконструкции аудиальных и визуальных текстов. Факторы, способные понизить степень достоверности аудиовизуального сообщения. Как воздействует на потребителя изображение? Лучшие фото- и видеорепортажи. Развлечения и «сценарии жизни». Эмоция как инструмент манипуляции. Методы манипулирования аудиовизуальным контентом современных медиа.
  • Методики оценки источников информации
    Понятие источника информации. Виды источников информации в журналистском сообщении. Признаки качественной работы с источниками в новостном материале (независимость, множественность, информированность и другие характеристики источников новости). Способы оценки и интерпретации качества источников информации в новостном сообщении (методика «I’M VAIN»). Специфика применения методики к оценке источников информации разных видов.
  • Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИ
    Правда как философская категория и понятие теории журналистики. Этические кодексы журналиста о правдивости информации. «Что не проверено – то наврано»: почему иногда журналисты нарушают законы тщательной проверки информации. Понятие фейка и сложности его вывления. Факторы, затрудняющие проверку информации. Виды доказательств, подтверждающие правдивость и достоверность журналистского сообщения (прямые и непрямые доказательства, степень незаинтересованности источника и т.д.). В поисках истины: этапы процесса верификации новостного материала.
  • Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных СМИ. Методы деконструкции сообщений печатных СМИ
    Новостная грамотность как ключ к качественной интерпретации и оценке новостных сообщений СМИ. Контекст, в котором живет новость. Схема анализа новостного материала. Основные этапы деконструкции новости. Специфика применения методики деконструкции к новостям различных СМИ.<br /> Специфика работы со схемой деконструкции новостей применительно к сообщениям печатных СМИ. Оценка содержания и структуры новостного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала, и иные способы оценки новости. Анализ материалов печатных СМИ.
  • Особенности анализа и деконструкции радиосообщений
    Специфика работы со схемой деконструкции новостей применительно к радиосообщениям. Плюсы и минусы радио как источника информации. Радио как вторичная речевая культура; его дополнительные возможности воздействия на аудиторию и влияние этих возможностей на эффективность новостных сообщений. Оценка содержания и структуры новостного материала радио, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных радиоматериалов.
  • Методы деконструкции телевизионных новостных материалов
    Плюсы и минусы телевидения как источника новостной информации. Специфика телевизионных новостей. Оценка содержания и структуры новостного телевизионного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных сообщений телевидения.
  • Специфика деконструкции сообщений новых медиа
    Проблема достоверности информации в новых медиа. Кризис аутентичности и феномен анонимности источников новости в блогосфере, социальных сетях и т.д. Проблемы надежности, информированности, авторитетности, незаинтересованности источников новостей в Интернете. Специфика применения модели деконструкции новостей к сообщениям сети Интернет. Анализ новостных материалов социальных медиа.
  • Кино и медиаграмотность. Как кино используется в пропаганде?
    Кинематограф в современном медиапространстве. Специфика документального кино. Манипулятивные возможности образа в документальном кинематографе. Методы воздействия на зрителя. Что такое нарративы и как они связаны с образами повседневной реальности, образом будущего и идеологией? Пропагандистские возможности документального кино.
  • Что такое «власть информации» и кому нужна «свобода слова»?
    Подходы к пониманию свободы слова и свободы СМИ. Как «свобода слова» связана с основными правами человека?<br /> Власть информации: почему из-за информации люди готовы убивать и рисковать жизнью?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Контрольная работа или Тест
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Домашние задания + 0.3 * Контрольная работа или Тест + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Проект + 0.1 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вирен Г. - Современные медиа: Приемы информационных войн: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 128с. - ISBN: 978-5-7567-0824-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97232
  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746