• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Введение в современную архитектуру

Статус: Майнор
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса познакомить студентов с основными этапами развития современной архитектуры в ХХ и XXI веке, теорией архитектуры, дать им начальные навыки прочтения как самого архитектурного объекта, так и критического контекста вокруг него (архитектурная критики, научный дискурс). В лекциях рассматриваются ключевые для понимания современной архитектуры проблемы, такие как проблема стиля в архитектуре ХХ века; переосмысление подхода к функции, форме и пространству в архитектуре первой половины ХХ века; архитектура середины ХХ века в политическом контексте; гендерные проблемы в профессии архитектуре; восприятие архитектуры как бренда и др. Семинарские занятия строятся как обсуждение теоретических текстов; обсуждение проектных работы студентов, нацеленных на расширение тем, обрисованных в лекциях; практические занятия по архитектурной критики и анализу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными этапами развития мировой архитектуры новейшего времени
  • Развитие умения оперировать языком описания произведения архитектуры с применением специальной терминологии
  • Ознакомление с различными методами и подходами при анализе современной архитектуре (в том числе формально-стилистическим анализом и художественной критикой).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь анализировать произведение архитектуры в объеме
  • использовать профессиональную терминологию, принятую в русскоязычной и англоязычной школе искусствоведенья
  • развить навык комплексного анализа памятников искусства
  • знать основные этапы, имена и особенности стилистических школ и направлений в развитии современной архитектуры
  • обладать навыками анализа и описания памятников архитектуры
  • уметь интерпретировать данные, полученные в ходе анализа произведения архитектуры при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории архитектуры и в художественной критике
  • уметь читать архитектурный чертеж и владеет базовыми навыками работы с гугл-картами
  • Распознаёт основные этапы истории развития мировой архитектуры новейшего времени
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Основные понятия архитектуры.
    Что такое современная архитектура. Основные этапы. Теория архитектуры. Введение основной терминологии. Основные этапы формировани. Ключевые имена и этапы. Исторический очерк: развитие теории и поиски стиля в европейской архитектуре Нового времени, XVІІІ – XІX вв. Поиски формы. (2 а.ч. лекций) Индустриальная архитектура. Поиски единого стиля. Поиски нового стиля. Дж. Рёскин. Искусства и ремёсла, Ч. МакКинтош. Ф.Л. Райт. Ар-нуво. Каталонский «модернизм» и др. Чикагская школа.
  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР между двумя войнами (1914 – 1945). Ар Деко и Постконкструктивизм.
    Проблемы терминологии. Архитектура тоталитарных режимов: Германия, Италия, СССР. Архитектура и идеология. Великая депрессия и архитектура Ар Деко в США. Французская ветвь Ар Деко. Международные выставки 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Выставка УЭР в Италии и парадные ансамбли в архитектуре СССР.
  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР между двумя войнами (1914 – 1945). Первая волна модернизма в Европе и СССР.
    Проблемы и особенности периодизации архитектуры ХХ века. Содержание терминов «авангард» и «модернизм». Изменения политической и социальной ситуации в Европе после I Мировой войны и трансформации в архитектуре. Новые концепции градостроительства (города-сады, рабочие поселки и т.п.). Архитектура футуризма в Италии. Баухаус в Германии и ВХУТЕМАС в СССР. Неопластицизм в Голландии. Красная Вена. Новые принципы формообразования в архитектуре, различая творческих методов, архитектурная политика государств. Советская архитектура в международном контексте.
  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР после 2-й Мировой войны (1945 – 1991). Вторая волна модернизма.
    Влияние войны на архитектуру. Вторая волна модернизма в Европе и СССР. Переход к индустриальным методам строительства. Архитекторы-эмигранты и развитие архитектуры модернизма в США. «Сталинский ампир» в СССР – причины и развитие. Реформа 1955 года в СССР и развитие советского модернизма. Международная выставка 1957 года в Брюсселе. Архитектурный футуризм второй волны (Фуллер и др.) Развитие новых идей в градостроительстве. Города-спутники, новые города (Бразилиа, Тольятти), НЭР и др.
  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР в после 2-й Мировой войны (1945 – 1991). Постмодернизм и другие течения.
    Развитие архитектурной теории. Ч. Дженкс, Р. Вентури и др. Архитектура и философия подстмодернизма. Возврат к традициям, коммуникативная роль архитектуры. Общество социальной поддержки и архитектура брутализма в Великобритании и Франции, а также в СССР. Градостроительные теории 1970-х – 1980-х годов ХХ века. Развитие средового подхода в архитектуре. Советская версия постмодернизма.
  • Архитектура стран Азии.
    Архитектурные школы в Азии и их формирование в XX веке. Колониальная архитектура и пост-колониальная архитектура. Проблема поиска локального внутри интернационального стиля и глобальных тенденций в пост-модернисткой архитектуре. Ведущие тенденции в азиатской архитектуре XX-XXІ вв.. Индийская архитектурная школа. Японская архитектурная школа. Ключевые фигуры. Саморепрезентация азиатской архитектуры на примере Венецианской бьеннале.
  • Архитектура рубежа XX- XXI вв.
    Современная мировая архитектурная теория и практика в США, Европе и Азии. Архитектура и новейшие технологии. Современные подходы к архитектурной критике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий эссе
    В тексте эссе (ок.12 000) необходимо показать и объяснить: 1) Логику построения главы; 2) Чем подход автора отличается от других подобных монографий; 3) Сравнить авторские интерпретации объектов и идей (на нескольких примерах); 4) Какие методы используют авторы (формально-стилистический анализ, культурологические подходы, и т.д.) для донесения своих идей; 5) В какой контекст памятник ставится автором; 6) Какие произведения выделяются как главные, какие как второстепенные. Есть ли различия; 7) Чем определялся подбор иллюстративного материала, в чем отличия; 8) Что вы думаете о представленных концепциях автора, с какой согласны или нет, почему.
  • неблокирующий доклад
    Защита проектов проводится на семинарах за. При пересдаче - защита проекта проводится индивидуально
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * доклад + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Collins, P. (1998). Changing Ideals in Modern Architecture, 1750-1950. Montreal, Que: MQUP. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=403914
  • Colquhoun, A. (1962). The Modern Movement in Architecture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C506203
  • История памятников архитектуры : От пирамид до небоскребов, Овсянников Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. Krista Sykes. (2012). Constructing a New Agenda : Architectural Theory 1993-2009. [N.p.]: Princeton Architectural Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1487285
  • Arnold, D., & Ballantyne, A. (2004). Architecture As Experience : Radical Change in Spatial Practice. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=115048
  • Crysler, C. G. (2003). Writing Spaces : Discourses of Architecture, Urbanism and the Built Environment, 1960–2000. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=98405