• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Французская философия ХIХ-ХХ в.

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Французская философия ХIХ-ХХ в.» даёт обзор истории французской философии XIX-XX вв. Курс строится на "медленном чтении" первоисточников. Курс построен по проблемному принципу (с элементами историко-философского принципа организации материала).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Французская философия ХIХ-ХХ в.» является овладение студентами представления об истории философии XIX-XX вв. По итогам курса у слушателей должно быть сформировано комплексное представление о философском наследии Франции этого периода.
  • Уяснение методологической роли философского знания;
  • Выработка навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - периодизацию истории философии Франции XIX-XX вв.; - основных представителей французской философской традиции и их фундаментальные идеи; уметь: руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма; владеть: - историей формирования общечеловеческих ценностей при анализе ценностно-смысловых ориентаций различных социальных групп;
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - ключевые проблемы французской философии и динамику их разработки;
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные методологические подходы, сложившиеся в области французской философии; основные исторические типы философствования;
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основной корпус базовых текстов французской философских;
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - принципы исторического развития интеллектуальной культуры во взаимосвязи философии, религии, искусства, науки, политики и экономики;
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - причины зарождения и принципы социального функционирования философских (культурфилософских, религиозно-философских, политико-философских и социальноэкономических) идей в жизни обществ;
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - типологические характеристики основных философских систем;
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные направления и тенденции развития философии в условиях современного общества.
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - распознавать философские проблемы;
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - распознавать классические и современные стратегии их разработки;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Спиритуализм
    Мен де Биран: волевое усилие, внутренний «такт», непосредственная апперцепция, «Об анализе мышления», «Новые опыты антропологии». Кузен. Равессон.
  • Позитивизм
    Сен-Симон (в контексте социально-философских проектов: Фурье, Прудон). Конт: курс позитивной философии как позитивистский катехизис. Преодоление религии и метафизики. Наука как новая «религия».
  • Контекст университетской философии рубежа XIX-XX вв
    Брунсвик: критический идеализм. Лаланд: философия научного познания и проблема ценностей. Мейерсон: реализм, критика позитивизма в эпистемологии.
  • Философия жизни
    Бергсон: жизненный порыв, длительность, интуиция, «Опыт о непосредственных данных сознания», «Творческая эволюция». Янкелевич: развитие философии становления.
  • Персонализм, христианский эволюционизм, неотомизм
    Персонализм: Мунье. Антропология и католическая теология: Тейяр де Шарден. Неотомизм, интегральный гуманизм: Маритен.
  • Эпистемология и история науки
    Башляр: проблема научного творчества, поэтика пространства. Койре: от замкнутого мира к бесконечной вселенной, переплетение истории философии и истории науки. Кангилем. Кавайес.
  • Неогегельянство
    Кожев: идея смерти в философии Гегеля. Лекции по Феноменологии духа: посол немецкой философии во Франции. Три «H»: Гегель, Гуссерль, Хайдеггер – как единая оптика. Батай.
  • Феноменология
    Развитие идей Гуссерля и Хайдеггера. Мерло-Понти: феноменология восприятия, телесность. Левинас: этика. Рикёр: герменевтика. Анри: религиозный опыт. Мальдинэ: психопатология и эстетика.
  • Экзистенциализм
    Истоки: философии жизни и феноменология. Религиозный (Марсель) и атеистический (Сартр, Камю) экзистенциализм. Ничто, обреченное на свободу. Философия абсурда.
  • Философские аспекты психоанализа
    Значимость классического психоанализа для французской философии XX в. Лакан: язык как бессознательное. Воображаемое, символическое и реальное. Клоссовски. Кристева.
  • Структурализм и постструктурализм
    Структурный метод в лингвистике и антропологии. Символические структуры. Делёз: по каким критериям узнают структурализм? Фуко: контроль над производством дискурса. Деррида: деконструкция. Лиотар, Бодрийяр.
  • Социальная теория
    «Коллеж социологии»: Лейрис, Кайуа. Альтюссер: теория идеологии на стыке неомарксизма, психоанализа и структурализма. Бурдье: структуралистский конструктивизм, практический смысл, социальные поля.
  • Современная философская ситуация во Франции
    Эклектика: лакано-гегельянство, спекулятивный реализм и спекулятивное обоснование феноменологии. Малабу, Бадью, Мейясу, Марион, Ришир.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Qнакопленная = 0,5 * Qработа на семинарах + 0,5*Qконтрольная Qрезультирующая = 0,5*Qнакопленная + 0,5*Qэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Два источника морали и религии, Бергсон, А., 2010
  • Западно-европейская социология ХIX века : тексты: учеб. пособие для вузов, , 1996
  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Проблемы метода, Сартр, Ж.-П., 2008