• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Литература Древней Месопотамии, Египта и Хеттского царства

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Первая часть курса знакомит слушателей с литературными традициями Древнего Междуречья. История месопотамской литературы насчитывает два с половиной тысячелетия. Наиболее ранние произведения относятся к XXVI в. до н. э., наиболее поздние – к I в. до н. э. На протяжении этого времени в Месопотамии сменилось несколько литературных канонов: от безыскусных шумерских мифов середины III тыс. до н. э. до позднейших философических сочинений на аккадском языке. В общей сложности сегодня известно более тысячи шумерских и аккадских литературных произведений. Наиболее значимые из них будут подробно обсуждаться на занятиях. Речь идет, в частности, об «Эпосе о Гильгамеше», одном из ключевых произведений древневосточной словесности. Слушатели познакомятся как с аккадской версией Эпоса, так и с предшествующими ей шумерскими поэмами о Гильгамеше. Курс также включает теоретическую часть, посвященную поэтике месопотамской литературы. Предполагается обсуждение таких вопросов, как метрическое устройство шумерского и аккадского стиха, особенности языка и стиля месопотамской поэзии (в частности, семантико-синтаксический параллелизм), проблема выделения жанра применительно к литературе Древней Месопотамии, проблема авторства и пр. Кроме того, в рамках курса планируется осветить социально-исторический контекст месопотамской литературы. Учащиеся узнают о том, как велось преподавание в вавилонских школах, как были устроены древние библиотеки (например, библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии) и кем были читатели этих библиотек, как осмыслялись в литературе события политической жизни (в том числе исторические катастрофы) и многое другое. Следующий раздел курса посвящен литературе Древнего Египта. Древнеегипетская литература – одна из древнейших в мире. Замечательна она по многим причинам: это и колоссальный хронологический период от эпохи Древнего царства (прим. XXVII в. до н.э.) до коптского времени (прим. V в. н.э.); и значительное число (многие и многие десятки) оригинальных текстов; и разнообразие жанров (от басен и сказок до объемных повестей с описанием личных переживаний). Самые ранние из рассматриваемых литературных текстов, это автобиографии (напр., Уни, Хуфхора и др.), в которых их создатели осмысляют свой жизненный путь и собственное место в системе Египет – царь – родной город. Кроме того, сказки и поучения эпохи Древнего царства, представляющие эпический род литературы, демонстрируют целый пласт народной духовной культуры, понятной каждому тогдашнему жителю долины Нила. На примере таких произведений, как «Рассказ Синухета» и «Разговор разочарованного со своим двойником» эпохи Среднего царства можно проследить влияние драматических событий той эпохи на человека и его осознание собственной ничтожности перед лицом истории. В эпоху Нового царства расцветают эпопеи, опирающиеся на реальные походы египетского войска в далекие страны (например, «Поэма Пентаура»), а также мифологический жанр, засвидетельствованный в многочисленных описаниях Другого мира. Демотическая литература интересна своими баснями, главными героями которых выступают животные, что ставит вопрос о влиянии на эзоповские басни в частности и на древнегреческую литературу в целом. Литературный материал из древнего Египта дает возможность проследить становление и эволюцию литературных форм, а также поставить ряд важнейших для литературоведения вопросов: об авторстве, о критерии выделения жанров, о влиянии устного творчества на письменную литературу, о зарождении театра из религиозных практик и др. В заключительной части курса рассказывается о литературных памятниках Хеттского царства. Хеттская литература вобрала в себя целый ряд древневосточных литературных традиций. Одну ее часть составляют переложения месопотамских легенд и мифов. Другая часть – это мифы, перенятые хеттами от хаттов, автохтонного населения Малой Азии. Главным образом, благодаря хеттским переводам известна сегодня литература древнего народа хурритов, обнаруживающая разительные параллели с греческой литературой архаического периода. Наконец, исконно хеттская литература представляет собой исключительный интерес как наиболее раннее свидетельство о словесной культуре индоевропейских народов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных этапов истории литературы и важнейших литературных произведений Древней Месопотамии, Египта и Хеттского царства
  • Изучение основных аспектов поэтики литературы Древней Месопотамии, Египта и Хеттского царства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития шумерской литературы
  • Анализирует памятники шумерской литературы
  • Знает основные этапы развития аккадской литературы
  • Анализирует памятники аккадской литературы
  • Знает основные этапы истории хеттской литературы
  • Анализирует памятники хеттской литературы
  • Знает основные этапы истории древнеегипетской литературы
  • Анализирует памятники древнеегипетской литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Шумерская литература
    История шумерской литературы. Важнейшие произведения шумерской литературы. Поэтика шумерской литературы.
  • Аккадская литература
    История аккадской литературы. Важнейшие произведения аккадской литературы. Поэтика аккадской литературы.
  • Литература Древнего Египта
    История древнеегипетской литературы. Важнейшие произведения. Поэтика древнеегипетской литературы.
  • Хеттская литература
    История хеттской литературы. Литературные традиции, которые вобрала в себя литература Хеттского царства. Важнейшие произведения хеттской литературы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменная работа в форме теста
  • неблокирующий письменная работа
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * письменная работа в форме теста + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clifford, R. J. (2007). Wisdom Literature in Mesopotamia and Israel. Atlanta: Society of Biblical Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=217201
  • Lichtheim, M. (2019). Ancient Egyptian Literature. Oakland, California: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2044946
  • Veldhuis, N. (2004). Religion, Literature, and Scholarship : The Sumerian Composition Nanše and the Birds, with a Catalogue of Sumerian Bird Names. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=173902

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Vanstiphout, H. L. J., Veldhuis, N., & Michalowski, P. (2006). Approaches to Sumerian Literature : Studies in Honor of Stip (H.L.J. Vanstiphout). Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=232280