• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Анализ и моделирование бизнес-процессов

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Романов Дмитрий Александрович, Сидоренко Валентина Геннадьевна, Ягант Татьяна Валерьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе проведения курса у студентов формируются умения и навыки моделирования и анализа бизнес-процессов в целях решения прикладных задач в области бизнес-информатики. Теоретическая часть дисциплины реализуется как в традиционном формате лекционных занятий с активным использованием различных форм командной работы при разборе и анализе практических бизнес-кейсов, так и в формате mooc на Национальной платформе «Открытое образование» (НПОО) (https://openedu.ru/). Освоение материала теоретической части курса проверяется и закрепляется в рамках практических занятий в компьютерном классе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение теоретических знаний о системном, процессно-ориентированном подходе к управлению деятельностью, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов.
  • Изучение основ системного мышления и управления сложными системами.
  • Получение практических умений и навыков по моделированию и анализу бизнес- процессов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Идентифицирует системы различной природы
  • Выделяет в системах положительные и отрицательные обратные связи
  • Перечисляет базовые элементы нотации и правила моделирования SADT\IDEF0
  • Читает и правильно интерпретирует ER-диаграммы (Сущность-Связь)
  • Распознаёт особенности функциональной, процессной и проектной модели управления в деятельности организации
  • Использует терминологию процессного управления
  • Определяет цели и метрики бизнес-процессов
  • Идентифицирует процессы верхнего уровня, понимает их сходство и различие
  • Владеет методами документирования деятельности организации
  • Применяет кросс-функциональные диаграммы и метод SIPOC для описания бизнес-процессов
  • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей
  • Создаёт модели организационных структур
  • Создаёт модели бизнес-процессов верхнего уровня
  • Строит eEPC-диаграммы для моделей бизнес-процессов
  • Находит и исправляет ошибки в eEPC-диаграммах
  • Создает модели в нотации BPMN2.0. и адекватно использует объекты нотации на разных уровнях моделирования процессов
  • Описывает назначение эталонных и референтных моделей бизнес-процессов
  • Сравнивает особенности 12-процессной модели, vмоделей eTOM, SCORe, моделей SAP, IBM
  • Описывает особенности жизненного цикла разработки ПО, модели ITIL/ITSM
  • Сравнивает и выявляет отличия различных этапов моделей зрелости бизнес-процессов
  • Формулирует цели и методы анализа бизнес-процессов
  • Применяет качественные и количественные методы анализа бизнес-процессов
  • Анализирует причинно-следственные связи с использованием диаграммы Исикавы
  • Строит и анализирует матрицу ответственности (RASCI) для бизнес-процесса
  • Идентифицирует и классифицирует ошибки бизнес-процессов, предлагает способы их исправления
  • Сравнивает и выявляет различия в подходах Шухарта-Деминга и Хаммера-Чампи к совершенствованию процессов
  • Формулирует основные подходы концепции управления бизнес-процессами - Business Process Management (BPM).
  • Разрабатывает модели бизнес-процессов в виде BPMN-диаграмм
  • Оценивает применимость подхода Process mining для анализа бизнес-процессов
  • Предлагает способы применения технологий роботизации и искусственного интеллекта для совершенствования бизнес-процессов
  • Сравнивает особенности субъектно-ориентированного подхода к моделированию деятельности (S-BPM) с другими подходами
  • Формулирует ключевые особенности технологии адаптивного кейс-менеджмента (ACM)
  • Владеет базовой терминологией, связанной с управлением рисками
  • Идентифицирует и оценивает риски в бизнес-процессах
  • Использует статистические данные для управления рисками
  • Сравнивает применимость основных стратегий и способов снижения операционных рисков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы структурного анализа
    Организации как сложные социотехнические системы. Свойство эмерджентности. Связи в системах, положительная и отрицательная обратная связь. Система и модель системы. Методология структурного анализа SADT\IDEF0. История создания, базовые элементы нотации и правила моделирования. Принцип декомпозиции. Примеры моделей в нотации IDEF0. Коллективная работа над моделями. Достоинства и недостатки методологии. Моделирование данных, ER-диаграммы (Сущность-Связь), атрибуты, мощность связи, варианты нотаций, примеры. Другие структурные методологии, семейство методологий IDEF. Объектно-ориентированное моделирование, методология UML.
  • Основы процессного управления
    Функциональная, процессная и проектная модели в деятельности организации. Определение понятия «бизнес-процесс». Сравнение существующих определений бизнес-процесса. Введение основных используемых терминов и их определений: владелец, продукты, входы и выходы, ресурсное окружение, границы и интерфейсы, поставщики и потребители, риски. Цели и метрики бизнес-процессов. Идентификация процессов. Свойства процессов. Процессы верхнего уровня, их сходство и различие. Варианты описания бизнес-процессов. Кросс-функциональные диаграммы. Метод SIPOC. Документирование деятельности организации, анкетирование и интервьюирование.
  • Операционные (процессные) риски
    Понятие риска и операционного риска. Методы идентификации и анализа рисков бизнес-процесса. Статистические основы управления рисками. Распределения с «тяжелыми хвостами». Методология FMEA (Failure Mode and Effects Analysis). Стратегии управления операционными рисками. Способы снижения операционных рисков.
  • Моделирование деятельности организации
    Простые модели Flowchart, блок-схема. Возможности и ограничения моделей разных типов. Нотации для описания процессов верхнего уровня VAD. Нотации ЕРС и BPMN 2.0. Особенности применения нотаций в зависимости от проектных задач.
  • Эталонные и референтные модели
    Эталонная модель Международной бенчмаркинговой палаты Американского Центра производительности и качества (American Productivity & Quality Center, APQC PCF): структура классификации процессов (Process Classification Framework): 13-процессная эталонная модель» - особенности применения, глубина детализации процессов, метрики процессов. Модель и концепция CMM на основе «зрелости» процессов.модели и стандарты. Уровни зрелости процессов и их использование в проектах по совершенствованию деятельности организации. Понятие реинжиниринга.
  • Методы анализа бизнес-процессов
    Логический анализ и анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса, логики выполнения процесса. Анализ интерфейсов, входов-выходов, ресурсов, целей и других элементов процессов. Анализ качества процессов с учетом приоритетов и специфики организации.
  • Совершенствование бизнес-процессов
    Подходы Шухарта-Деминга и Хаммера-Чампи к совершенствованию процессов. Непрерывное улучшение и реинжиниринг. Методы совершенствования бизнес-процессов. Концепция управления бизнес-процессами - Business Process Management (BPM). Циклы совершенствования бизнес-процессов. Система менеджмента качества (TQM) и концепция шести сигм. Автоматизация процессного управления организацией. Системы Workflow и BPMS. Стандарты в описании и автоматизации бизнес-процессов (BPMN и BPEL). Нотация BPMN – история создания и назначение. Элементы BPMN – пулы, дорожки, задачи, подпроцессы, события, шлюзы, сообщения, элементы данных. Правила построения BPMN-диаграмм. Роботизация и искусственный интеллект в совершенствовании бизнес-процессов. Анализ логов корпоративных информационных систем (Process mining).
  • Слабоструктурированные бизнес-процессы
    Директивное, процессное и проектное управление – сходство и различия. Субъектно-ориентированное моделирование деятельности (S-BPM). Отличия субъектно-ориентированного от потоко-ориентированного моделирования бизнес-процессов. Адаптивный кейс-менеджмент (ACM). Процессы в управлении проектами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические задания
    Практические задания выполняются студентами самостоятельно или, по решению преподавателя, в мини-командах (2-3 чел.).
  • неблокирующий Итоговое тестирование по онлайн-курсу
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Итоговое тестирование по онлайн-курсу + 0.35 * Практические задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. ; Под ред. Громова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-432861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-431307
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-444022