• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Философско-эстетические концепции и художественная практика в исламе и античном мире

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 74

Программа дисциплины

Аннотация

Мусульманская культура за долгий период своего развития создала уникальные и значительные произведения в области теологии, философии, литературы, изящных искусств, без знания которых невозможно современное образование. В предлагаемом курсе реконструируется эстетическое поле культуры, комплексно описывается мусульманское искусство, демонстрирующее весь спектр религиозно- философских, социально-политических, эстетических и пр. представлений мастеров. В нем делается акцент на том, как представляют себе традиционные художники устройство космоса и связь всего созданного между собой, как решают они проблему мировой гармонии, как отражаются в их произведениях представления об истинной сущности формы, цвета, числа, слова, с какими риту­альными действами связан процесс их работы. Особое место в курсе уделяется проблеме восприятия памятников искусства представителями порождающей культуры. Курс выстроен не по хронологическому, а типологическому принципу. Для студентов экономистов будет полезно получить и знания о современном рынке мусульманского искусства (формирование цен, динамика продаж, подделки). Курс сопровождается оригинальным иллюстративным материалом, предполагается знакомство с некоторыми российскими коллекциями (экскурсии). Вторая часть курса посвящена соседству, сотрудничеству и соперничеству слова и изображения в античности. В программу курса входят теоретические вопросы переводимости, непереводимости визуальной информации в словесную и наоборот, обсуждавшиеся и в античности, и у классициста Лессинга, и в перспективе постмодернистского акцентирования дискоммуникации. Входят и не менее теоретические вопросы институализации речевых практик (включая ритуал), которые порождают как сами описательные тексты, монологические и диалогические, так и обусловливают формальную сторону наследующих им словесных и литературных феноменов. Эти вопросы иллюстрируются на примерах пира и вазовой росписи с надписями, а также погребения и кладбища с "говорящими" могилами и статуями. Иконографически и по литературным, в том числе поэтическим, источникам прослеживается параллельное развитие lдвойственного образа Эрота как чудовища и младенца-putto и псевдоморфозис христианского ангела. Значительная часть курса посвящена экфрасису (наглядное описание), часто описаний произведений искусства в Гомеровском эпосе, лирике, драме и романе; особенности экфрасисов в этих жанрах и репертуар описываемых объектов: космос как целое, оружие, дворец, сад, облачение, колесница и др., а также функции описаний, граничащих, среди прочего, со сновидениями и пророчествами как еще одной формой словесной представленности визуального.. Аллегорическая "Картина Кебета" и ее влияние на европейскую культуру ("Христианский Кебет"). Рефлексивный период отношения слова и изображения: Претензии риторики на превосходство, действенный "ответ" пантомимы на литературные сюжеты. "Картины" Филострата как торжество слова: галерея вымышленных картин, самосознание художественной прозы через соперничество с живописью (экфрасис) и поэзией ("композиция против метра").
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными этапами развития архитектуры и искусства стран ислама и проблемами взаимодействия слова и изображения в античности
  • приобретение базовых навыков описания и анализа произведений визуального искусства ислама и античности
  • освоение основных терминов, применяемых при анализе художественных произведений искусства стран ислама и античности
  • знакомство с современными представлениями об интермедиальности, соседстве и соперничестве разных семиотических систем
  • изучение проблемы переводимости / непереводимости словесного и изобразительного знака, в художественной практике и эстетической теории начиная с античности;
  • знакомство с описаниями визуального в античном эпосе, лирике, драме и ро-мане, особенно изображений (экфрасис), их происхождения и функций; а также непосредственного соседства слова и изображения в артефактах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает смысл явления интермедиальности и отличие его в архаике и постмодерне
  • Сравнивает аретефакты и различные их описания, формулирует экфрастический замысел в различных жанрах литературы, в разные эпохи
  • Анализирует расхождение теоретических воззрений античных философов и изобразительной практики античных художников
  • Способен интерпретировать соответствие культурной эпохи и статуса изобразительного искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1 Искусство ислама, введение в проблематику. Основные философско-эстетические категории.
    История ислама. Соотношение светского и религиозного в традиции. Значение Корана в культуре стран ислама (значение слова и искусства каллиграфии). Роль знания в мусульманском мире. Типы архитектурных построек ислама и их функциональное назначение (медресе, мечеть, мавзолей, караван-сарай). Особенности изобразительной традиции, иконография. Отношение ислама к искусству. Орнамент в искусстве ислама (геометрический, арабески, каллиграфия).
  • Раздел 2. Архитектура и искусство арабского региона.
    Архитектура и искусство династии Омейядов (661–750). Мечеть в Дамаске (706-715). Формы базилики и дворовой (колонной) мечети. Орнаментация. Мечеть аль-Акса в Иерусалиме (нач. 8 в.) . Мечеть Скалы (Купол Скалы) 687-691 в Иерусалиме. Бронзовые изделия и текстильное искусство. Архитектура и искусство династии Аббасидов (750–1258). Выработка канона искусства. Столица Багдад (762). Большая мечеть Мутаваккиля. Большая мечеть в Алеппо. Дворцы халифов в Самарре. Особенности керамики. Искусство художественной работы по металлу в Сирии. Миниатюра. Основные школы миниатюры: сирийская, багдадская. Материалы, техника иллюминирования рукописи.
  • Раздел 3. Арабизация Северной Африки. Особенности египетского искусства периода ислама.
    Мечеть Амра (641-673) в Фустате, Большая мечеть ибн-Тулуна (876-879). Столица Каир (осн. в 969), планировка, особенности архитектуры. Мавзолеи Мамлюков. Коптские традиции в текстильном искусстве.
  • Раздел 4. Архитектура стран Магриба и Испании. Стиль мудехар.
    Художественные традиции Магриба доисламского периода. Тунис, Алжир, Марокко. Культовая архитектура. Мечеть Сиди-Окбы (IX в.) в Кайруане; Мечеть Хасана в Рабате (XII в.). Мечеть Кутубия в Марракеше (XII в.). Медресе Аттарин и медресе Бу Ананиа в Фесе (XIV в.). Светская архитектура. Дворец Каср аль-Кадим (IX в.) близ Кайруана. Дворец в Седрате (XI в.). Ворота Рабата. Школа миниатюрной живописи Магриба. Особенности каллиграфии. Декоративно-прикладное искусство: изделия из металла, резьба по дереву, керамика. Завоеване Андалуссии. В составе Халифата. Архитектурный ансамбль Гранады (XIII в.) и замок Альгамбра (XIV в.). Мавританский стиль в Испании после падения Гранады в 492 г. Алькасар - дворец Педро Жестокого Дворец в Севилье. Формирование стиля мудехар. Толедо И влияние на ренессансную архитектуру Испании и Европы
  • Раздел 5. Искусство и архитектура Ирана. Основные памятники.
    Искусство предшествующего периода: Древняя Персия, Ахемениды, Парфянское царство, Селевкиды, Сасаниды, влияние на памятники исламского искусства. Искусство Саманидов Бухары. Архитектура. Эволюция мечети, основные типологии. Мечеть Тарик-ханэ (775) в Дамгане, мечеть в Наине (960), мечеть в Нейризе (Х в.), Джума-мечеть (IXв.), мечеть в Исфахане; Мечети в Верамине (XIV в.) и Кермане (1349). Архитектурная типология персидского минарета. Минареты в Бистаме, Йезде, Исфахане. Развитие архитектуры мавзолея, культ имамов. Портально-купольные мавзолеи в Тусе (XIV в.) и Серахсе. Версии происхождения башенного типа. Башня Кабусаблиз Горгана (1006-1007). Мавзолей в Рее (XII–н. XIII в.), мавзолей в Куме, мавзолей в Бистаме. Особенности архитектурного декора: резной стук, цветные изразцы. Орнаментика. Архитектура Бухары. Самарканд – столица Тимуридов. Архитектура и искусство. Миниатюрная живопись Ирана. Тебризская, ширазская и гератская школы. Основные памятники. Особенности. Декоративно-прикладное искусство Ирана. Керамика, металл (оружие и украшения), ткани.
  • Раздел 6. Художественно-стилистические особенности искусства Турции.
    Тюркский мир, особенности искусства и культуры, номадизм. Архитектура турок-сельджуков (XI–XIII в.). Купольные гробницы, мосты. Искусство Османского государства. Воздействие персидской и арабской культуры. Типологии мечетей Турции: мечеть Диярбакра (1091), мечеть в Дивриджи (1180). Мечеть Алаэддина в Конъе (1135-1220) – дамасский тип; мечети Дунайшира (1204) и Мардина (к. XII в) – центрический тип с порталом и двумя минаретами. Своеобразие трактовки центрического типа в Турции. Мечеть Арсланхана в Анкаре и ее михраб (ок. 1289). Медресе Джелаладдина Каратая 1251 г. в Конъе. Мечеть Улу-Джами в Бурсе 1395. Стамбул, архитектура и градостроение. Превращение Софии Константинопольской в мечеть, основные принципы трансформации. Становление типологии османской мечети. Архитектор Синан. Турецкая миниатюра. Декоративно-прикладное искусство Турции. Художественный металл, керамика, текстиль, ковроделие.
  • Раздел 7. Искусство и архитектура мусульманской Индии.
    Делийский султанат. Архитектура Туглакидов. Мечеть Кувват аль-ислам (осн. в 1193) с минаретом Кутб-минар (1199). Мавзолеи Туглакабада. Искусство Великих Моголов. Мавзолеи Шер-шаха (1540-45), Хумаюна (1572). Ансамбль Агры. Форт, мавзолей Тадж-махал (1629) Жемчужная мечеть(1648) и мавзолей Итимад ут-Даулы (1622-1628). Градостроительный ансамбль Фатехпур Сикри (1569-1572). Красный форт и Джума-мечеть в Дели. Могольская школа миниатюрной живописи. Типология портрета правителя. Бабур-намэ и Акбар-намэ (XVI в.). Декоративно-прикладное искусство мусульманской Индии. Оружие, ювелирное искусство. Техника инкрустации, резьба по слоновой кости.
  • Раздел 8. Современная мечеть. Трансформация формы, значение.
    Западноевропейские архитекторы – строители современных сооружений ислама. Заха Хадид и ее проекты современных мечетей. Модернистские трансформации и влияние на особенности приятия мечети религиозным сообществом. Анализ по странам. Наиболее выдающиеся нереализованные проекты.
  • Смысл экфрасиса и смысл его изучения: от постмодерна к архаике
    "Поэзия - говорящая живопись" от Симонида и Горация до Лессинга и современных теоретиков: Происхождение термина "экфрасис" в античности, место экфрасиса в античной теории и его переосмысление в середине XX в. Расширительное использование экфрасиса в современной теории культуры. Роль визуального в современной культуре, возникновение интереса к античному экфрасису. Перевод непереводимого (визуального в словесное и словесного, текстового в визуальное. Архаическое описание, его свойства. Показ воочию и перечисление, каталоги, списки, детали. Описание через сравнение. Описание изделия и gроизведения. Понятие об институализации речевых практик и их роли в возникновении литературных форм. Описания в фольклоре. Эпический репертуар экфрасиса: оружие, битва, дворец, сад, облачение, колесница, элементы пейзажа. Магическое представление об изображении и особенности раннеписьменной культуры. Точность/вольность "иллюстрации" текста: античные вазы со сценами из трагедий. Фрески и мозаики на библейские темы.
  • Раздел 10. Соседство и сотрудничество слова и изображения.
    Соседство слова и изображения в артефактах. Первые греческие надписи. Кладбище: говорящие могилы и говорящие памятники. Разговоры с царством мертвых. Диалоги в погребальном ритуале и диалогическая эпитафия. Пир: говорящие вазы и говорящие фигурки на вазах. Беседы с изображением и с участием изображений (вазовая роспись с надписями и речами). Литературные жанры, в которых разговаривают статуи (комедия, "Причины" Каллимаха, эпиграммы и др.). Переход культового в литературное.
  • Раздел 11. Соперничество слова и изображения в художественной практике и, эстетической теории поздней античности
    Претензии риторики на превосходство над визуальным, Лукиан его экфрасисы:и его теории: слово теснит изображение. Действенный "ответ": пантомимы на литературные сюжеты "расплясывание мистерий", исполнение пантомимом литературной трагедии, эпоса, хирономия. Изображение теснит слово. "
  • Раздел 12. "Победа" слова над изображением и незимого над зримым .
    Экфрасисы в античных романах. Репертуар описаний и их функции: профетическая, декоративная, символическая, конструктивная. Экфрасис - поле состязания прозы с поэзией. Лишенная меры и метра проза тоже упорядочивает словесную материю, хотя и иначе, чем античное стихосложение. Неантичные стихи" описаний. дискурсивным, ненарративным высказыванием, поэтическом по своей "тесноте". Описание Исиды в "Метаморфозах" Апулея, "Феникс" у Ахилла Татия и др. В "Картинах" Филостратов Старшего экфрасис становится самостоятельным жанром, не включенным в иной, художественная проза осознает себя самое через соперничество с живописью в экфрасисе и изобретает свою меру: композицию на основе меры и измеренности. Симметричная композиция сборника, лейтмотивная организация, нумеролония как аналог поэтического остранения речи: стройность циклов, симметрии, мозаичного орнамента. -Экфрасис - лаборатория художественной прозы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары 3 модуль
  • неблокирующий Семинары 4 модуль
  • неблокирующий Эссе 3 модуль
  • неблокирующий Эссе 4 модуль
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Семинары 3 модуль + 0.2 * Семинары 4 модуль + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Эссе 3 модуль + 0.2 * Эссе 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Гомер .. ; Пер. Гнедич Н. И. - ИЛИАДА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-05837-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iliada-441723
  • Средневековый Восток : учеб. пособие для вузов, Коновалова, И. Г., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Апулей .. ; Пер. Кузмин М. А. - ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-534-05745-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zolotoy-osel-441743
  • Эсхил -., Менандр -. ; Пер. Апт С. К. - АНТИЧНАЯ ДРАМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-06641-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antichnaya-drama-441954