• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Назад в будущее: античные тексты и концепты в фокусе современной философии

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

НИГ «Античная философия» создала концепцию научно-исследовательского семинара, основанного на двойном герменевтическом движении от современности к античности и от античности к современности. Основная идея в том, чтобы выделить ряд ключевых текстов и концептов античной философии, которые реактуализуются в мысли XX века. Античная мысль всегда оставалась источником вдохновения для европейской культуры, поэтому лозунг «Вперед, к грекам!» всегда звучал актуально и продолжает звучать актуально и сейчас. Новацией НИСа является совмещение древней и современной философии через сквозные концепты европейской мысли – фюсис, логос, докса, материя, забота о себе. Такой курс покажет, что античная философия – не архив, к которому возвращаются только при особом интересе, но живая философская жизнь. НИС знакомит студентов с различными практиками освоения философского текста. Как интерпретируется древний текст «внутри» историко-философского подхода, как он актуализируется «внутри» современной философии? Насколько «методологически контролируемо» современные авторы обращаются с античным философским наследием? И т.д. Проектная составляющая. Студенты НИСа будут вовлекаться в проектную работу НИГ «Античная философия», которая предполагает создание ридеров и электронных инструментов гуманитарных исследований (digital humanities), например, библиографий, проведение мастер-классов по переводу классических и современных философских текстов, реферирование специальной научной периодики на европейских языках и написание студентами под руководством преподавателей популярных рецензий на книги по античной философии. Помимо развития конкретных прикладных навыков проектная составляющая призвана дать важный опыт «картографии» существующих историографических подходов и их анализа, что должно способствовать более вдумчивой работе с методологией в собственных исследованиях. Промежуточная аттестация во 2-м и 4-м модуле рассчитывается как среднее арифметическое итоговой оценки за 1-й и 2-й модуль (во 2-м модуле) и среднее арифметическое оценки за 3-й и 4-й модуль (в 4-м модуле).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - ознакомление с основными подходами к пониманию "мифа" и "логоса" в современном антиковедении
  • - ознакомление с первоисточниками и современными интерпретациями досократической философии.
  • - поиск следов «живой» и «неживой» части досократической философии в идеях современного мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • интерпретирует античные источники
  • критически оценивает различные подходы к решению проблем историографии античной философии
  • Знакомство с проблемами интерпретации возникновения философии в Древней Греции.
  • Знакомство с философскими основами истории доевклидовской математики.
  • Умение искать следы древней мысли в феноменах современной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • М1Т1. Возникновение философии в Древней Греции
    Феномен возникновения традиции свободного мышления в Древней Греции. Досократики как часть истории философии. Состояние первоисточников и знакомство с современными подходами к их изучению. Оправдано ли название «досократики»? Досократики и вопрос возникновения философии.
  • М1Т2. Парменид и вопрос бытия
    Что такое «вопрос бытия» и как его постановка Парменидом повлияла на всю историю западной мысли? Анализ поэмы Парменида как ключевого текста эпохи зарождения философии.
  • М1Т3. Современная рецепция древнего вопроса бытия
    Вопрос бытия, философский поиск и «оковы Ананкэ». Поэма Парменида и ее идеи у Гегеля, Маркса, Шестова, аналитической философии.
  • М1Т4. Философия Анаксимандра и ее рецепция
    Новая жизнь «древнейшего изречения западного мышления». Как читать Анаксимандра: как одного из родителей западного мышления, или как представителя невыжившей ветки западного мышления? Рецепция Анаксимадра у Хайдеггера.
  • М1Т5. Философия Гераклита и ее рецепция
    Огненный логос «темного» философа и вопрос метафизики. Анализ фрагментов Гераклита как ключевого текста эпохи зарождения философии. Как Гераклит повлиял на историю западной мысли и где его место сегодня?
  • М1Т6. Ранние пифагорейцы их их влияние на историю мысли
    Состояние первоисточников и знакомство с современными подходами к их изучению. Детальное изучение фрагментов Филолая. Знакомство с историей фальсификаций учения ранних пифагорейцев.
  • М1Т7. Досократическая философия и доевклидовская математика
    Философская заря математики: Фалес, Пифагор, Гиппас, Архит, Феодор, Теэтет. Все ли было числом для пифагорейцев? За что утопили Гиппаса? Взаимоотношение арифметического, геометрического и философского у досократиков и его эхо, от Эвклида до современного мира.
  • М1Т8. Рецепция возникновения математики в Древней Греции
    Вопрос «несоизмеримости» у философов и математиков. Вопрос «лекции Феодора». Взаимоотношение арифметического, геометрического и философского у досократиков и его эхо, от Эвклида до современного мира.
  • М1Т9. Ницше и досократическая философия
    Досократическая философия в призме учения Ницше о дионисическом и аполлоническом началах и античной трагедии. Досократики: «до» или «против» Сократа и Платона?
  • М1Т10. Следы досократической мысли в современной культуре
    Поиск следов «мертвых» и «живых» идей досократиков в современном мире. Трагедия и Стравинский; древние метафизические вопросы и современная живопись (Малевич, Де Кирико); древние космологические идеи и глубокая экология.
  • M2T1. Гесиод и "милетская школа"
    В рамках темы будут рассмотрены основные историографические подходы к пониманию влияния космогонического эпоса на ионийскую науку.
  • M2T2. Фалес и начало космологии в античности
    В рамках темы будут изучены основные подходы к решению вопроса о том, можно ли считать Фалеса основоположником античной космологии.
  • M2T3. Миф и логос в поэме Парменида
    В рамках темы будут рассмотрены основные подходы к пониманию функции проэмия в поэме Парменида.
  • M2T4. Дервенийский папирус: проблема толкования
    В рамках темы будут изучены основные подходы к интерпретации папируса из Дервени
  • M2T5. Миф и логос в стоической философии
    В рамках темы будет рассмотрен вопрос о методе стоического толкования Гомера (аллегория или этимология)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитический конспект
    Требования к написанию коспекта доступны по ссылке: https://iq.hse.ru/news/385883807.html
  • неблокирующий Доклад-презентация
    Требования те же, что к аналитическому конспекту, но устная подача.
  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аналитический конспект + 0.2 * Доклад-презентация + 0.2 * Семинарская активность + 0.2 * Тест + 0.2 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аналитический конспект + 0.2 * Доклад-презентация + 0.2 * Семинарская активность + 0.2 * Тест + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная философия, Асмус, В. Ф., 2003
  • Зарождение истории науки в античности, Жмудь, Л. Я., 2002
  • Пробуждающаяся наука : математика Древнего Египта, Вавилона и Греции, Варден, Б. Л. ван дер, Веселовского, И. Н., 2007
  • Происхождение древнегреческой мысли, Вернан, Ж.-П., Кессиди, Ф. Х., 1988
  • Разговор на проселочной дороге, избранные статьи позднего периода творчества, 192 с., Хайдеггер, М., 1991
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лекции по истории философии. Кн.1: ., Гегель, Г. В. Ф., 2001
  • Философский поиск: Гераклит и Парменид, Вольф, М. Н., Афонасин, Е. В., 2012