• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Социум, религия и культура в ибероамериканском мире

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Борзова Алла Юрьевна, Караулова Мария Кирилловна, Коваль Татьяна Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Слушателям предлагается обсуждение вопросов о роли католицизма в ибероамериканских странах, о распространении протестантизма в Латинской Америке, а также влияния религиозного фактора на социально-экономическое развитие. Особое место в рамках изучения социума займут вопросы развития художественной культуры Пиренейских стран и Латинской Америки, впитавшей в себя художественные тенденции, универсальные для развития мировой культуры, но в то же время обладающей отчетливо выраженной национальной и региональной спецификой. Особое внимание будет уделено отдельным значительным явлениям, темам и крупным художественным индивидуальностям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний об особенностях общественного устройства ибероамериканских стран, изучению таких тем, как общественная стабильность в странах региона, демографическая динамика, поляризация по признаку «бедность и богатство», маргинализация части населения и проблема молодежи.
  • Ознакомление с основными стилями и направлениями в искусстве и литературе.
  • Формирование навыков анализа памятников искусства и литературных произведений с учетом исторического контекста их создания, национальных и региональных особенностей
  • Приобретение навыков работы с визуальными источниками из сферы массовой культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет основные вехи истории религии и церкви в Испании и Латинской Америке
  • Определяет религиозную политику франкизма на разных этапах его развития.
  • Описывает основные характеристики и особенности модели «государства автономий». Анализирует ситуативные причины и исторические предпосылки ее возникновения.
  • Выявляет различные варианты определений «автономных сообществ» в автономных Статутах.
  • Анализирует причины и возможные исходы регионального сепаратизма на примере Каталонского кризиса в Испании
  • Объясняет особенности массовой культуры стран Ибероамерики, аргументирует их появление связью с традицией или же разрывом с ней
  • Объясняет культурные процессы, повлиявшие на формирование художественных стилей в Ибероамерике, выделяет особенности стилей наиболее значимых живописцев и архитекторов
  • Выявляет особенности художественных и архитектурных стилей, свойственных странам Ибероамерики
  • Анализирует литературные произведения разных периодов с опорой на исторический контекст
  • Выделяет основные черты литературных стилей и их особенностей в произведениях писателей и поэтов стран Ибероамерики.
  • Определяет характер латиноамериканского общества, выделяет основные его проблемы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Духовно-религиозный ландшафт ибероамериканского мира
    Рассматриваются основные вехи истории религии и церкви в Испании и Латинской Америке; дается представление об особенностях вероучения и организации католической церкви до и после Второго Ватиканского Собора (1962-1965); рассматривается «теология освобождения», ее роль в жизни латиноамериканских стран и трансформация отношений с католической церковью; анализируются современные тенденции в развитии католической церкви, связанные с Папой Франциском, а также социологические данные о религиозной ситуации в иберо-американском мире
  • Остается ли Испания католической?
    Католическая религия и Церковь в Испании в ХХ - ХХI вв. Отношения церкви и государства в первой трети ХХ в. и после установления II Республики (1931-1936 гг.), религиозный аспект гражданской войны (1936-1939 гг.) и идеология «национал-католицизма»; рассматривается религиозная политика франкизма на разных этапах его развития. Особое внимание уделено тенденциям в религиозной жизни в период демократизации (после 1975 г.), особенностям «аконфессональной» политики государства и современной ситуации (по материалам испанских социологических исследований).
  • «Государство автономий»: особенности модели испанского территориально-государственного устройства
    В рамках темы рассматриваются основные характеристики и особенности модели «государства автономий». Анализируются ситуативные причины и исторические предпосылки ее возникновения, специфика взаимоотношений центра и регионов на разных этапах истории, в том числе политика II Республики (1931-1936 гг.) и унитаризм в эпоху франкизма. Основное внимание уделено процессу создания «государства автономий» после 1975 г., позициям различных политических партий и движений к его дальнейшему развитию. Также анализируется отношение испанского общества к формам и степени децентрализации государства.
  • Поиски идентичности
    Тема посвящена проблеме соотношения различных уровней идентичностей в современном испанском обществе. Разбирается подход к трактовке понятия «нация» и «национальность», закрепленные в испанской Конституции 1978 г. Рассматриваются различные варианты определений «автономных сообществ» в автономных Статутах (до и после их реформ). Основное внимание уделено анализу соотношения регионального и общеиспанского самосознания в различных регионах страны. Также на социологическом материале рассматривается соотношение локального, регионального, общеиспанского и европейского самосознания в различных регионах страны.
  • Каталонский сепаратизм и раскол общества
    Тема посвящена каталонскому сепаратизму, который спровоцировал глубокий раскол каталонского общества по многим направлениям. Основное внимание уделено событиям, связанным с референдумом 2017 г. , а также волне протестов 2019 г. Анализируются данные опросов, показывающие динамку общественных настроений в отношении сепаратизма, раскол общества по основным идейно-политическим позициям, в том числе по вопросу о монархии или республике; конфликт поколений; этно-культурные противоречия.
  • Современное общество стран Латинской Америки
    В рамках темы рассматриваются основные социальные проблемы и общественные движения в странах Латинской Америки во второй половине XX- начале XXI вв. Особое внимание уделяется проблемам гендерного неравенства, насилия, бедности. Также анализируется положение индейского населения в странах Латинской Америки.
  • Литература стран Ибероамерики XVI-XVIII веков
    В рамках темы подробно рассматривается литературное наследие стран Ибероамерики от периода формирования империй до конца XVIII в. Особое внимание уделяется литературе Золотого века Испании, творчеству Луиша де Камоэнса в Португалии, а также становлению литературы в латиноамериканских колониях. Также анализируются и сопоставляются первостепенные произведения барочной и классицистической литературы Испании и Португалии.
  • Литература стран Ибероамерики XIX-XX вв.
    В рамках темы рассматриваются основные литературные направления, жанры и произведения, созданные в странах Ибероамерики в XIX-XX вв. Особое внимание уделяется сопоставлению причин возникновения и основных черт испанского и португальского романтизма и реализма. Также подробно анализируется феномен латиноамериканского романа латиноамериканская поэзия XX века.
  • Искусство Ибероамерики от античности до начала XIX века
    В рамках темы рассматривается история искусства в странах Латинской Америки от античности до начала XIX в. Особое внимание уделяется изучению Золотого века в испанской живописи, самобытным архитектурным стилям Испании и Португалии. Анализируются архитектура и живопись Латинской Америки в доколумбовый и колониальный периоды.
  • Искусство Ибероамерики XIX-XX вв.
    Тема посвящена рассмотрению основных стилей, направлений живописи и архитектуры стран Ибероамерики в XIX-XX в. Особое внимание уделяется трансформации стилей, которые происходят в переломные моменты истории этих стран: после обретения Независимости, после установления диктаторского режима.
  • Массовая культура ибероамериканских стран: традиция и современность.
    В рамках темы рассматриваются явления массовой культуры ибероамериканских стран: традиционные праздники, танцы и песни, а также достижения современного кинематографа, популярные музыкальные стили и явления уличной и молодежной культуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Доклад + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Levine, D. H. . (DE-588)1013830466, (DE-576)161973418. (2012). Politics, religion, & society in Latin America / Daniel H. Levine. Boulder, Colo.: Lynne Rienner Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.375341366
  • Shubert, A. (1992). A Social History of Modern Spain. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=97498
  • История Испании. Т.1: С древнейших времен до конца XVII века, Астахов, М. А., 2012
  • История Испании. Т.2: От войны за испанское наследство до начала XXI века, , 2014
  • История испанской литературы, Штейн, А. Л., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Álvaro Xosé López Mira. (2018). El modelo autonómico español como antídoto del federalismo // The Spanish autonomy model as an antidote to the Federalism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.71D840A8
  • Davies, L. H., Hall, J. B., Walters, D. G., & George, D. J. (2018). Catalan Culture : Experimentation, Creative Imagination and the Relationship with Spain. Cardiff: University of Wales Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1839736
  • Eaude, M. (2011). Catalonia : A Cultural History. Luton: Andrews UK. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=409788
  • Nichols, E. (2015). Pop Culture in Latin America and the Caribbean. [N.p.]: ABC-CLIO. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1081288